Общество |
4 июля 2013 года |
Итоги ЕГЭ в Коми - неожиданные и ожидаемые/ Многократно возросло число стобалльников и сократилось число "двоечников"
Представители Министерства образования подтвердили свои слова цифрами и графиками.
1 июля Министерство образования РК обнародовало обновленные, но по-прежнему еще не окончательные итоги государственной итоговой аттестации в Республике Коми. Исчерпывающий документ должен появиться ближе к осени. О первых предварительных результатах проведения ЕГЭ наша газета сообщала 21 июня, когда не все экзамены были сданы, включая пересдачу в резервные дни. Поэтому нынешние данные существенно разнятся с показателями двухнедельной давности. Лучше, чем в прошлом году Как с удовлетворением отметил министр образования РК Владимир Шарков, в целом единый государственный экзамен в республике сдали лучше, чем в прошлом году. Это касается и среднего балла по региону, и количества стобалльников, которых стало в 20 (!) раз больше по сравнению с 2012 годом, – их нынче 60 человек. Примечательно, что больше половины из них отличились на экзамене по химии, о чем речь пойдет ниже. Наметился прогресс в лучшую сторону и с числом выпускников, не получивших аттестаты (было 281 человек, в этом году – 248). Поэтому нынешний отчет Владимира Шаркова можно считать своеобразным ответом на «разнос», который устроил министру образования на июньском заседании правительства первый заместитель Главы РК Алексей Чернов. Тогда речь шла о прошлогодних результатах ЕГЭ. Напомним, в 2012 году 3,14 процента выпускников завалили ЕГЭ по обязательным предметам. Это оказалось хуже среднероссийских показателей в 1,4 раза. А ведь результаты единого госэкзамена напрямую влияют на оценку деятельности регионального правительства. Но теперь, по всей видимости, поводов для переживаний не будет: практически все показатели проведенной в Коми государственной итоговой аттестации существенно улучшились. Наиболее значимые – это, конечно, результаты ЕГЭ по обязательным предметам. По русскому языку средний балл подрос совсем немного – с 60,1 до 61. Не набрали минимального количества баллов (с учетом пересдачи в резервный день) около одного процента выпускников – 47 человек. Что касается математики, то здесь средний балл выше в разы – с прошлогоднего показателя 43,7 он поднялся до 47,4. И это несмотря на то, что первоначально этот обязательный предмет не смогли сдать 502 человека. Но большинство затем все же сумело пересдать трудную математику. Только 175 экзаменующихся не смогли исправить «двойки». В то же время, как подчеркнул министр образования, число ребят, которые сдали математику очень хорошо – от 80 баллов и выше, увеличилось. В дополнение к сказанному Владимиром Шарковым его первый заместитель Наталья Студиград отметила, что низкий средний балл по математике – общероссийская тенденция. С некоторых пор Россия перестала занимать ведущие места по естественным и математическим дисциплинам, поэтому Президент РФ Владимир Путин и дал указание разработать концепцию математического образования. Кстати, на недавнем совещании в Москве, где собирались представители всех регионов страны, выяснилось, что наш предварительный показатель (9,8 процента не преодолевших минимальный порог ЕГЭ по математике) далеко не худший. Например, в Пермском крае, на который всегда равнялась наша республика, дела обстоят еще хуже. Если говорить о результатах ЕГЭ по необязательным предметам, то и тут наш результат выше общероссийского. «В прошлом году ниже общероссийских показателей Коми была по трем предметам – географии, немецкому языку и биологии, сейчас же только по двум позициям – химии и литературе», – добавила Н.Студиград. Радует руководителей минобраза и то, как резко возросло в этом году число выпускников, набравших от 90 до 100 баллов. Если в 2012 году таких отличников в республике было 173 человека, то теперь – 512. Это, как считают в министерстве, результат ведущейся в республике с 2004 года работы по профильному обучению. 39 процентов золотых и серебряных медалистов получили высокие баллы, а четверо – даже по двум предметам. В основном это воспитанники профильных гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением ряда предметов. – Выпускники стабильно готовились по выбранным им ЕГЭ и показали соответственно высокие результаты. Неожиданностей не было, – с удовлетворением отметил В.Шарков. Наталья Студиград обратила внимание на ряд других важных моментов. Во-первых, в этом учебном году впервые минимальный порог был известен заранее, что позволило выпускникам заранее соориентироваться и тщательнее готовиться по тем предметам, результаты ЕГЭ по которым необходимы для поступления в вуз. Три экзамена сдали 1785 человек, четыре экзамена – 2276 (41,5 процента выпускников). Это как раз та категория выпускников, которые решили поступать в вузы. Замминистра перечислила предметы, которые больше всего выпускников выбрало для сдачи: физика (1504 человека), биология (976), история (970) и обществознание (3138). Популярность первых двух предметов – физики и биологии – свидетельствует о том, что многие выбрали медицинские вузы. Нарушители и провинившиеся К сожалению, без нарушений нынешняя экзаменационная кампания все же не обошлась. В ходе ее случился, как выразился Владимир Шарков, «аномальный» выброс результатов по химии, и в итоге именно этот предмет набрал беспрецедентное число стобалльников – 33 человека. Поэтому Рособрнадзор обязал Министерство образования РК провести повторную проверку работ, получивших от 80 до 100 баллов, что и было сделано. В результате этой проверки у 22-х выпускников баллы пересмотрели (20-ти независимые эксперты снизили оценку на один балл, двум – на три балла). Для окончательного вердикта эти работы направили в Рособрнадзор. Тем не менее, по мнению В.Шаркова, из 33 работ, как минимум, у 30-ти после окончательной экспертизы результат может остаться прежним. Что касается явных нарушений при сдаче ЕГЭ, то таковых зафиксировано два. В Сыктывкаре было изъято семь справочных материалов, проще говоря, шпаргалок, а в Ухте один школьник пытался воспользоваться мобильником в пункте сдачи единого госэкзамена. Самое печальное для всех этих ребят, что в нынешнем году они уже не смогут пересдать экзамен и, значит, не получат аттестат о среднем образовании. «Дело сделано, и назад хода нет», – с сожалением констатировала Наталья Студиград, отметив, что среди нарушителей были и очень сильные учащиеся. Отмечены нарушения и со стороны организаторов ЕГЭ. Одно из них произошло в Вуктыле, где три работы не были отправлены организаторами на обработку, второе – в Печоре, где 14-ти участникам экзаменов неправильно выдали контрольно-измерительные материалы. В связи с этим инцидентом власти республики даже провели в Печоре республиканское совещание, посвященное организации ЕГЭ. Разумеется, было проведено служебное расследование, материалы которого передали в Управление по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования РК. Главное же, что и в том, и в другом случае выпускники не пострадали – все они успешно пересдали экзамен в резервный день. Почти мексиканские страсти Напряженно пришлось поработать и членам конфликтной комиссии, где разбирают апелляции выпускников, не довольных полученными баллами. Правда, апелляций на сей раз было подано меньше (281 против 320 в прошлом году). Возможно, выпускников и их родителей вразумили предупреждения минобраза о том, что результатом рассмотрения экзаменационной работы на заседании конфликтной комиссии может стать не повышение, а понижение первоначально полученных баллов. Тем не менее, как всегда, наибольшее количество апелляций оказалось по математике (было 185, стало – 102). По русскому языку число апелляций с 49 снизилось до 43. А вот по обществознанию, наоборот, увеличилось (с 24 до 52). В итоге удовлетворено с повышением баллов 21,5 процента апелляций, отклонено 69,4 процента, 3,2 процента обратившихся баллы понизили, 3,2 процента заявлений отозваны. – Апелляции теперь стали более жесткими, поскольку выпускники знают, что если они не набрали определенного количества баллов, то не смогут поступить в выбранный ими вуз. В связи с этим идут разговоры о том, чтобы внести изменения в условия приема в высшие учебные заведения – учитывать не только баллы, но и оценки в школьном аттестате абитуриента, – пояснила Н.Студиград. – Вообще же любой мексиканский сериал подчас не сравнится с теми страстями, которые приходится переживать членам апелляционной комиссии. Недавно один выпускник, не довольный итогами разбирательства, обошел все кабинеты министерства и даже оставил письмо министру с угрозами, настаивая, что он просто обязан иметь 86 баллов по одному из сданных им предметов. В завершение пресс-конференции Владимир Шарков обратил особое внимание на прямую связь между повышением благосостояния работников образования с результатами их работы, повышением ее качества. – Сейчас оплата труда учителей высшей категории практически сравнялась с окладом министра. В городских школах уже получают зарплату по 40-50 тысяч рублей, – отметил В.Шарков. – Конечно, такие деньги зарабатываются не на одну ставку. Но сейчас работа учителя оплачивается высоко, и, естественно, его отдача должна возрасти. Государство поддерживает учителя, и учитель должен ответить государству повышением качества своего труда. Министр добавил, что если высокий уровень квалификации учителя не соответствует результатам, то в отношении такого педагога будут делать определенные выводы. И привел хотя и не характерный, но все же показательный пример, зафиксированный в одной из школ республики. Из семи выпускников, с которыми занимался учитель высшей категории, пятеро при сдаче ЕГЭ не смогли преодолеть минимальный порог. Зато педагоги, чьи ученики успешно сдадут обязательные ЕГЭ (то есть в классе не будет ни одного «двоечника» по русскому языку и математике), начнут получать дополнительные три тысячи рублей в месяц. Галина Бобракова. Фото «БНКоми». |