У прилавка |
24 мая 2013 года |
Не менять валюту у таксистов советует руководитель Ассоциации турагентств Коми
Отпуск, проведенный за пределами России, оборачивается порой для наших туристов непредвиденными потерями, как материальными, так и моральными. Перед поездкой каждый турист старается «запастись» полезными советами по поводу того, как не попасть впросак. «Республика» обратилась за рекомендациями к руководителю Ассоциации турагентств РК Мнацакану Никогосяну. ИСПОРТИТЬ отдых может и многочасовое вынужденное ожидание в аэропорту из-за неожиданного банкротства туроператора, и спор с менеджером отеля из-за мелкого жульничества служащих. Так, по словам М.Никогосяна, случается, что персонал ряда отелей, как правило дешевых, берет залоговую стоимость за находящееся в номере имущество, например, мини-бар, полотенца, а потом, ничуть не смущаясь, присваивает их, причем и залог оставляет у себя. Если возникают какие-то проблемы с отелем, то обращаться за помощью следует прежде всего к отельному гиду. Именно он представляет туроператора и должен разбираться во всех вопросах. Многие гиды и экскурсоводы назойливо рекомендуют своим клиентам те или иные магазины, заведения общепита и разные услуги, поскольку заключают договоры с хозяевами этих предприятий и получают от них определенный процент за привлеченных клиентов. Как правило, те же товары можно купить и в других магазинах заметно дешевле. ОДНИМИ из наиболее распространенных способов «развести» туриста на деньги являются разного рода хитрости и манипуляции при обмене валюты. Зачастую это вполне легальные операции, и срабатывают они чаще всего из-за невнимательности самих туристов. Не следует обменивать валюту у таксистов, и уж тем паче не стоит разменивать у них крупные купюры более мелкими. Мнацакан Никогосян также не советует туристам соглашаться на предложения таксистов посетить тот или иной магазин и ни в коем случае не платить за проезд вперед до прибытия на место. Кроме того, желательно заранее оговаривать стоимость проезда во избежание последующих недоразумений. При себе туристам необходимо иметь наличные деньги в мелких купюрах для раздачи чаевых, покупки сувениров и оплаты экскурсий, для всего остального подойдет пластиковая карта. Однако в последнее время в еврозоне наблюдается большой дефицит наличных денег, в связи с этим перед поездкой не лишним будет поинтересоваться новостями международной экономики. Качество услуг на туристическом рынке из года в год улучшается, но нет-нет да и случаются неприятности с нашими гражданами даже в европейских странах. До сих пор нередки случаи овербукинга (замены отеля) или путаницы с обратными билетами. Кому предъявлять претензии в первую очередь – туроператору или турагенту? КАК пояснил Мнацакан Никогосян, в законодательстве нет четкого разграничения ответственности участников туристического рынка в случае нарушения обязательств перед туристом и причинения ему убытков. Если возник спор, то руководствоваться следует не только нормативно-правовыми актами, – необходимо учитывать и договорные отношения субъектов этих правоотношений. Степень ответственности турфирмы перед туристом может определяться в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела, договорных отношений, представленных доказательств и действий турагентства. Но если рассматривать схему разделения ответственности между турагентом и туроператором упрощенно, то она выглядит следующим образом: туроператор отвечает за надлежащее качество турпродукта, а турагентство – за предоставление туристу полной и достоверной информации при реализации турпродукта. Ольга АЛЕКСАНДРОВА. |