Общество |
17 мая 2013 года |
Нужна ли аттестация артистов?
Руководство Министерства культуры РФ предложило законопроект, предусматривающий подтверждение творческими работниками своей квалификации каждые пять лет. Пока новшества коснутся лишь «артистов балета, оперы и драмтеатров». Необходимость разработки такого законопроекта в минкультуры объяснили многочисленными скандалами в творческих коллективах. Согласно проекту закона один раз в пять лет будут проводиться конкурсы на замещение должности творческих работников. Обозреватель РИА «Новости» Вадим Дубнов считает, что аттестацию можно использовать как законный способ уволить любого неугодного руководству человека. А вы поддерживаете идею такой профессиональной проверки? Артур Рудольф, министр культуры РК: – Да, поддерживаю. Но речь в законопроекте идет не об аттестации, а об изменении порядка заключения с творческими работниками трудовых договоров, назначения их на должность. Договор может быть заключен как срочный, так и на неопределенный срок. Раз в пять лет на эту должность объявляется конкурс. В нем могут участвовать как творческий работник, замещающий эту должность, так и другие претенденты. Если творческий работник, замещающий должность по трудовому договору, не избран по конкурсу или отказался участвовать в нем, это будет основанием для прекращения с ним трудового договора или непродления срока срочного трудового договора. Конкурсный отбор станет стимулом для творческого роста или сохранения профессионального уровня работника в учреждениях культуры и искусства. Главная сложность и главный вопрос – каковы будут критерии профессиональной оценки творчества артиста, музыканта, художника? Как и в какой форме они будут прописаны? Не секрет, что любая оценка творчества очень субъективна. Михаил Герцман, председатель Союза композиторов РК: – Думаю, что артистическая молодежь горячо поддержала бы эту «идею». В их годы мне тоже казалось, что мы лучше, сильнее и видим дальше. Сегодня такой замысел кажется мне абсурдным и бесчеловечным. Это замысел бездушной машины, а не творчески мыслящих людей. Интересно, а кто будет судьями? Когда Олег Ефремов только перешел во МХАТ, он по подобной логике должен был бы уволить всех мхатовских стариков, а не ставить бессмертный спектакль «Соло для часов с боем», в котором эти старики показали, что такое театр. Конечно, существуют физические параметры, связанные, например, с мастерством балетного артиста или наличием певческого голоса, их необходимо учитывать. И тем не менее кто-то «наверху» снова перепутал искусство со спортом. Вера Скоробогатова, заместитель председателя Госсовета РК: – Очень сложно найти критерии оценки творческих работников. Мы знаем много примеров, когда талантливые артисты не могли с первого раза поступить в театральный вуз. И чем будет измеряться уровень квалификации, например, артиста провинциального театра? Количеством сыгранных ролей? Но роли во многом зависят от режиссера. Искусство всегда субъективно и индивидуально. Поэтому я со скепсисом отношусь к этой идее, тем более если аттестация будет осуществляться внутренними силами учреждения. Я понимаю стремление Минкультуры РФ найти механизмы управления для бюджетных учреждений и их работников, особенно когда это заслуженные люди. Здесь уместна экспертная оценка. Но аттестация работников культуры кажется достаточно грубым и субъективным инструментом. Ольга Сосновская, заслуженная артистка РФ: – Думаю, что аттестация артистов обязательна. Мы должны постоянно совершенствоваться и держать себя в форме. Но эксперты должны быть весьма уважаемыми людьми и мастерами своего дела. Потому что непременно возникнет вопрос: а кто же судьи? Вполне вероятны ситуации, когда одни будут оценивать выдаваемый артистом творческий продукт как гениальный, а другие назовут его низкопробным. В любом случае все будет решаться большинством голосов. Так или иначе, но к теме аттестации нужно подходить очень взвешенно и корректно. Лариса Иванова, председатель Союза театральных деятелей РК, режиссер театра «Фантастическая реальность»: – Я категорически против! Эта аттестация превратится в карательную операцию. Действительно, будут увольнять всех неугодных. Артисты – люди неоднозначные. А талантливые люди вообще очень часто бывают непослушными, «непричесанными», а в каких-то моментах и непредсказуемыми. Да, среди них встречаются и нарушители трудовой дисциплины, у кого-то проблемы с алкоголизмом. Мне как-то трудно представить, как бы прошли, например, аттестацию «непослушные» Ефремов, Даль, Дворжецкий. А вспомните Михаила Чехова – гениального актера, на мастер-классах которого вырос Голливуд. Он такие номера выкидывал на спектаклях… Коллег своих доводил до белого каления. Представьте, что вот такого человека пытаются пропустить через сито аттестации. Возможно, это мои субъективные ощущения, но когда рядом со мной появляются какие-либо мерила актерских способностей, я чувствую холодок за спиной. Александр Балашов, певец, заслуженный артист Коми, преподаватель республиканского училища искусств: – Понеслось… Образование развалили: половина педагогов, в том числе заслуженных, не прошла аттестацию. В училище прекрасные преподаватели, талантливые люди работают на самых низких ставках. Это унизительно, в конце концов, почему артист должен кому-то доказывать, что он имеет право петь, играть, танцевать? Зачем тогда дипломы об образовании, звания лауреатов? Почему я должен доказывать, что я музыкант, а не дворник? Совершенно бредовая идея. Подготовила Марина Щербинина. |