Общество |
17 мая 2013 года |
Проект "225": за и против/ Подходы к закреплению талантливой молодежи в родном регионе могут быть самыми разными
Недавно на встрече с членами Общественной палаты РК заместитель Главы РК Тамара Николаева сообщила, что власти республики планируют обратиться к опыту Пермского края, где нашли действенный способ привлечения талантливых выпускников школ в вузы региона. НАШИ соседи уже в течение трех лет реализуют проект под названием «225». Заветная цифра означает следующее. Выпускникам, которые по итогам сдачи трех экзаменов в форме ЕГЭ (два обязательных и один по выбору) набирают 225 баллов и поступают в местные вузы, выплачивается дополнительно к основной стипендии еще одна, краевая, – 5 тысяч рублей ежемесячно. Такую прибавку студент получает вплоть до окончания им третьего курса при условии, что в его зачетке будут только оценки «отлично» и «хорошо». Власти региона убеждены, что подобная мера поможет сохранить интеллектуальный потенциал Пермского края и привлечь одаренную молодежь в вузы Прикамья. И действительно, с начала реализации проекта в крае резко возросло количество сильных выпускников, которые предпочли региональные вузы столичным. По данным краевых СМИ, в 2010 году таких ребят было 590, в 2011-м – уже 1097, в 2012 году – 1101. При этом, создавая в регионе условия для получения профессионального образования, власти намерены повысить и ответственность каждого студента за вложенные в него бюджетные инвестиции. По подсчетам пермского правительства, приход 80 процентов выпускников на работу по специальности позволил бы региону за три года решить все кадровые проблемы. У местных властей есть все основания рассчитывать, что большинство стипендиатов останутся работать в крае. ПО СЛОВАМ Тамары Николаевой, есть идея реализовать подобный проект и в Коми. Инициативу поддержал Глава РК Вячеслав Гайзер. Сейчас власти республики прорабатывают этот вопрос с региональными вузами. Мы попросили ректоров ведущих вузов Коми прокомментировать, насколько реально воплощение пермского опыта у нас. Ректор Сыктывкарского государственного университета Марина Истиховская поддерживает намерение руководства республики, но считает, что наша республика не должна слепо копировать начинание соседей, – не стоит ограничиваться только прибавкой к стипендии. – Считаю, что нам необходим комплекс мер по привлечению талантливых выпускников в вузы республики. Проект, безусловно, может стать одним из инструментов привлечения, но в целом надо смотреть шире. Материальная поддержка – это только один из элементов. Выпускников интересуют вопросы дальнейшего трудоустройства, перспективы профессионального роста, возможности для самореализации. В том, чтобы талантливые выпускники не просто получали образование в вузах республики, но потом возвращались в города и районы, где они выросли, очень заинтересованы власти на местах. В этом мы убедились, когда предложили главам городских округов и муниципальных районов заключить соглашение о сотрудничестве с Сыктывкарским университетом. Основные направления нашего сотрудничества – подготовка кадров (в том числе педагогических и управленческих) для бюджетных организаций города, организация практики студентов и системы профориентационной работы со школьниками, участие в формировании регионального заказа на специалистов определенного профиля и так далее. Уже подписано пять соглашений – с Интой, Печорой, Сосногорском, Усть-Вымским и Княжпогостским районами. Целевые соглашения, гарантия трудоустройства – это тоже своеобразная программа, которая позволит привлекать талантливых выпускников в вузы республики, – считает Марина Истиховская. С таким мнением полностью солидарна ректор Коми республиканской академии государственной службы и управления Нина Нестерова: – Считаю пермский опыт абсолютно возможным для применения в нашей республике, чтобы в регионе оставалась молодежь, тем более лучшая молодежь. Это, безусловно, решение проблемы будущего республики. Уверяю, что вузы республики обеспечат уровень образования не ниже столичных, и бытующее мнение о том, что лучшее образование только в центральных городах – это заблуждение. Однако кроме этого необходимо, чтобы молодежь нашла применение своим профессиональным знаниям в регионе, и для этого также нужно создавать условия – это благоприятный инвестиционный и инновационный климат, благоприятная среда для развития предпринимательства, развитие конкурентного рынка, развитая инфраструктура. Это огромная работа для правительства. Иначе после получения образования наша молодежь будет так же уезжать... А вот коллега руководителей сыктывкарских вузов ректор Ухтинского технического университета Николай Цхадая убежден, что нам совершенно незачем идти по пути пермяков: – Мы должны давать равные условия всем без исключения. Если есть заинтересованность абитуриента в том или ином вузе, почему мы должны отдавать преимущество только тем, кто здесь живет? Мы, например, не испытываем особой потребности в абитуриенте. Но для этого надо создавать благоприятную устойчивую среду. Потому что если абитуриент видит устойчивое развитие высшего учебного заведения, то будет и неподдельный интерес к этому вузу. Я не считаю, что УГТУ – провинциальный вуз. Это ведущий российский университет. У нас есть бренд, есть конкретная работа, и студенты стремятся здесь учиться. Сейчас, по словам Николая Цхадая, в Ухтинском техническом университете разрабатывается собственная программа стимулирования лучших студентов, причем поддержка предполагается куда более значительная, нежели дополнительные 5 тысяч рублей в месяц. – Мы следующим образом обозначаем активную позицию студентов. Нам выделили процент на материальное стимулирование тех, кто учится без троек. Это достаточно большая сумма – студент в месяц сможет получать порядка 50 тысяч рублей. Вот это я понимаю, конкурентная среда! Подчеркну, это не исключительно прерогатива нашего университета, такая работа сейчас идет в каждом вузе, просто мы реализуем ее активнее – собираем актив, проводим аттестацию. У нас работает комиссия по выявлению таких лидеров и их лидерских качеств. Стимулирование, которое предполагается, – около 50 тысяч рублей в месяц – будет именно за генерацию идей, которые студенты смогут затем воплотить на практике. Вот о каких вещах надо говорить. Надо говорить о создании конкурентоспособной студенческой среды, создавать стимулы, чтобы ребята стремились попасть в вуз, а не зазывать – давайте мы вам заплатим 5 тысяч, а вы к нам придите. Есть другие инновационные формы, которые позволяют привлекать студентов. Я категорический противник такого рода материальных стимулирований. Помнится, бывший ректор СыктГУ Василий Задорожный тоже объявлял: если студент наш, то мы будем ему предоставлять больше благ. Но мы в России живем или где? Главное, чтобы сильные студенты шли к нам учиться, и не важно, откуда они приехали. Лина ПЕРОВА. |