Укротители дикой воды/ Сыктывкарские туристы испытывают крутой нрав горных рек
Сыктывкарская команда туристов-водников WWWClub, с завидным постоянством завоевывающая призовые места на всероссийских чемпионатах самого различного уровня, в эти дни находится на Кавказе. Двум экипажам водников предстоит побывать в Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Адыгее, преодолев на катамаранах несколько крутых маршрутов. На каждой из намеченных к прохождению горных рек встречаются препятствия шестой, самой высшей, категории сложности. Спортсмены или путешественники? Об участниках WWWClub мало что известно знатокам спорта республики. Достижениями водников в Коми вообще вяло интересуются. Между тем WWWClub (Wild White Water Club), то есть Клубу Дикой Белой Воды (так с 2011 года именуется команда экстремалов) есть чем похвастаться. Клуб в 2011 году занял 9 место на чемпионате России, а среди команд, участвовавших в состязании на маршрутах 5-й категории сложности, – второе. В том же году на чемпионате Северо-Западного федерального округа WWWClub взял первое и третье места, а в 2012 году на открытом чемпионате Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по спортивному туризму в группе дисциплин «Маршрут комбинированный» (пеше-водный) – второе место. Сыктывкарцы вошли в десятку лучших российских команд туристов-водников. Перечень походов клуба составляет весьма внушительный список. Реки Охта, Кереть, Шуя, Укса и Тохма в Карелии; Вартсманйоки, Онтонйоки, Тунтсайоки, Красненькая, Кутсайоки и Тумча на Кольском полуострове; Кокса, Катунь, Чаган-Узун, Чуя, Башкаус и Чулышман на Алтае; Жом-Болок и Ока на Саянах. Костяк группы – это выпускники и сотрудники Сыктывкарского государственного университета. Бессменным руководителем клуба вот уже на протяжении 11 лет является доцент кафедры радиофизики и электроники Института точных наук и информационных технологий СГУ Игорь Антонец. В качестве капитана совершил более десяти походов высших (4-6) категорий сложности, а в прошлом году был удостоен звания заслуженного путешественника России. Невнимание окружающих к успехам своей команды сам Игорь Викторович объясняет влиянием нескольких обстоятельств. Во-первых, экстремальный сплав не является олимпийским видом спорта. Во-вторых, непонятно, к кому водникам сейчас себя относить – к спортсменам или путешественникам? Если раньше по результатам экспедиций ребятам присваивались спортивные разряды, звания кандидатов в мастера и мастеров спорта, то с 2007 года эту практику в России отменили. Прохладное отношение к туристам-водникам у нас в Коми объясняется еще и тем, что в республике из-за особенностей природного ландшафта нет условий для развития этого вида спорта. Где плавают без весел Реки Коми не привлекают внимания спортсменов-экстремалов. Как известно, по официальному классификатору все горные реки делятся на 6 категорий сложности. Так вот, самой бурной у нас считается река Кара, но она далеко – за Воркутой. В «Перечень классифицированных маршрутов и препятствий Туристско-спортивного союза России» занесены два маршрута по этой реке, оба относятся к 4 категории сложности. Известны еще маршруты по рекам Кожым и Балбанъю на территории нацпарка «Югыд ва», которые входят в 3 категорию. – Как говорят водники, все, что до 3 категории сложности включительно, можно пройти вне зависимости от действий экипажа. Сел на катамаран и можешь даже не грести, поскольку река тебя все равно куда-нибудь вынесет. Подавляющее большинство рек у нас в Коми относятся к 1-2 категориям сложности. Они, конечно, интересны туристам, но никак не спортсменам, – рассказывает Игорь Викторович. В штабе Адмирала Организация любого сплава, даже 2 категории сложности, требует долгой и кропотливой предварительной работы. Ну а подготовка таких сложных маршрутов, которые выбирают для себя участники WWWClub, вообще требует недюжинных организаторских способностей. Не зря Игоря Викторовича его товарищи между собой называют Адмиралом. Традиционно на маршруте в команде Антонца 3-4 экипажа, то есть 6-8 человек. Одна из первых задач, которую приходится решать участникам накануне похода, – согласовать время отпусков. Обсуждают это на общих собраниях клуба, которые проводятся практически каждый месяц, а ближе к походу, чуть ли не еженедельно. Понятно, что на собраниях обсуждают и многое другое. Первой своей экспедицией, предпринятой еще в юности, Антонец остался крайне недоволен. Тогда он еще не мог сказать, как надо организовывать походы групп, но раз и навсегда уяснил для себя, как не надо это делать. Прежде всего в путешествии не должно быть ничего спонтанного. Во всяком случае, надо постараться все рассчитать. Если все то, что запланировано в Сыктывкаре, в точности выполняется на месте, то считается, что маршрут пройден идеально. Готовясь к походу на горный Кавказ, Адмиралу важно было зафрахтовать машину с высокой проходимостью, которая страховала бы группу на суше весь путь. Количество внедорожников и водителей, готовых петлять по горным кручам на огромной высоте, всегда ограничено. И услуги их обходятся весьма недешево. К примеру, по знаменитому Чуйскому тракту, добираясь до алтайской реки Кокса, ехали 500 километров. Мыслимое ли дело преодолеть такое расстояние пешком, волоча на себе продовольствие и снаряжение? Хамар-Дабанский караван Водникам очень важно сохранить силы для сражения с рекой. Между тем уйму времени и энергии приходится тратить на то, чтобы добраться до места сплава. В прошлом году команда совершила два похода. Весной – тренировочный, летом – основной. Последним был сплав по бурятской реке Утулик. Комбинированный пеше-водный маршрут пролегал от маленькой станции в Кемеровской области до озера Байкал. Утулик по высокой воде – река 5 категории сложности, фактически вообще без спокойных плесовых участков – кругом одна белая бурлящая вода. К счастью, обошлось без серьезных происшествий и травм. Впадает Утулик в озеро Байкал, на котором после сплава ребята смогли пару дней отдохнуть. До Утулика через горные перевалы Хамар-Дабана добирались с бурятским караваном. Без лошадей этот путь, конечно, отнял бы гораздо больше сил и времени. Вулканическое кладбище судов Финансируются походы исключительно за счет личных сбережений путешественников. В общей сложности каждому члену клуба поход на тот же Утулик, например, обошелся в 30-35 тысяч рублей. Кроме того, требуются немалые расходы на экипировку. Снаряжение обычно обновляется еще с осени. Самый дорогостоящий элемент – катамаран. Его стоимость составляет около 35 тысяч рублей. Владеют катамараном на паях два человека. В общей собственности экипажа числятся и весла. Их должно быть как минимум три, а это еще по 1,5 тысячи рублей за каждое весло. Палатка также в долевой собственности. Стоит она около 7 тысяч рублей. Все остальное: гидрокостюм, спасательный жилет, защитная каска, герметичный мешок, спальный мешок – это личное имущество водника. В походе все это рвется и ломается, поэтому всегда закупают запасные комплекты. Конечно, катамаран экипаж бережет пуще собственного ока. Путешествуя по Саянам, сыктывкарцы попали, например, в долину вулканов, которая чуть было не стала кладбищем для их судов. Вдоль берегов реки Жом-Болок лежала порода из какой-то застывшей вулканической лавы. – Это место каждому врезалось в память, поскольку любое касание берега имело печальные последствия. Если коснулся берега ногой – то лопалась обувь, если задел камешек брюхом гондолы, то это оборачивалось ее разрывом. «Мы нигде и никогда больше не видели подобного рельефа. Порода со временем не истачивается водой, камни по остроте можно сравнить с лезвием ножа», – вспоминает Адмирал. На такие случаи каждый экипаж помимо медицинской аптечки запасается ремонтным набором, где обязательно имеется клей, куски кожи, резины, капроновые нитки и так далее. Но самое главное – воднику всегда надо просчитать свои собственные физические силы. Спортивную форму поддерживают в команде в течение всего года – еженедельно играют в футбол, для этого специально арендуют зал. Посещение бассейна и лыжные прогулки – это тоже обязательно. Ребята по этому поводу говорят: «У Адмирала не забалуешь...» Водниками не рождаются WWWClub состоит в основном из сотрудников СГУ, преподающих информатику, физику, а также инженеров и системных администраторов. Профессия практически каждого из них связана с точными науками. Лириков в клубе нет. Случайно это или нет, даже сами водники затрудняются сказать. Но, наверное, все же не случайно. – Водник должен уметь не только «читать» реку, ему необходимо еще обладать способностью быстро просчитывать свои дальнейшие действия в критических ситуациях. Как справиться с потоком? Либо это будет гребок, либо поворот, либо еще что-то. То есть водник должен моментально выстроить в уме схему, алгоритм действий. Ему приходится постоянно анализировать, просчитывать, оценивать. «Именно поэтому, наверное, у нас в команде так много преподавателей», – считает Игорь Викторович. Самое сложное – это психологическая совместимость людей в группе. В лодке, как известно, всегда двое, поэтому они должны доверять друг другу на все сто, а то и больше. На первых порах Адмирал пытался сам подбирать экипаж, но вскоре понял, что занятие это почти безнадежное, поэтому когда в клуб приходит новичок, первое условие, которое ему ставят, – привести с собой напарника, с которым тот готов пройти не только воду, но и огонь, и медные трубы. Причем напарник должен быть не только схожим по характеру, но и желательно с равноценной массой тела и с равноценной силой гребка. Если один в лодке весит 60 кг, а второй –100, то очень велика вероятность, что вместе они далеко не уплывут. А если еще и гребут невпопад, то тем паче. Подбирая маршруты, Антонец старается обеспечить постепенный рост мастерства экипажей. Дикая белая вода ошибок никогда не прощает. – Не раз волевым решением приходилось отстранять кого-то от участия в походе. Для многих тот или иной маршрут может стать пиком. Поэтому, чтобы сплав не надломил человека, случается, что некоторых, невзирая на обиды, снимаю с маршрута. Чтоб не оказалось потом, что из-за него пострадает вся команда. Или чтоб не случилось так, что он и сам больше никогда не захочет пойти ни в один поход, – заключает Адмирал. Ольга САЖИНА. Фото из архива Игоря АНТОНЦА. |