Домашний Очаг |
19 апреля 2013 года |
Поможем повзрослеть
Это только для поэтов юность – пора надежд, для подростка – это время серьезных испытаний, и физических, и психологических. Меняется все – и душа, и тело, и лицо, и мысли, это сложно, и бережная родительская поддержка и ваше бесконечное терпение нужны ему, как бы он ни задирался, ни ершился и ни упрямился. Подростковый возраст В этом возрасте меняется отношение к себе – образ Я. Дети начинают всматриваться в себя, они очень хотят разобраться: кто я, какой я? Сначала подросток оценивает свою внешность, и обычно она ему не нравится. У многих появляется страх уродства – одной кажется, что у нее очень длинный нос, другой – что у нее некрасивые волосы, третий страдает из-за своего роста. У девочек может появиться болезненное желание похудеть. Парни, наоборот, начинают качаться и есть стероиды. На втором этапе взросления подросток оценивает свои поступки. Девочки часто заводят дневники – чтобы лучше себя понять. Мальчики сравнивают себя с кумирами. На третью ступеньку подростки поднимаются, когда пытаются оценить себя в целом – какая у меня внешность, какой у меня характер, какой я человек? В этом возрасте они сильно ориентируются на сверстников, потому что вместе переживают одни и те же проблемы. И это общение имеет терапевтическую функцию, поэтому родителям очень важно в нужный момент отойти в сторону, отпустить ребенка, превратиться из учителя в наставника. Но как же трудно это сделать, когда твое чадо начинает дерзить и возражать даже по самым простым вопросам – «не ходи без шапки», «ложись спать пораньше». Старый способ сосчитать до десяти, прежде чем отвечать, в таких случаях не подводит никогда. Держите в голове постоянно: у вашего подросшего дарования гормональная буря вызывает настоящие эмоциональные качели. Ему непривычно в своем теле, он не любит себя. К тому же гормоны, стимулируя рост костей и жировых тканей, снижают иммунитет – это пятый и последний кризис становления иммунной системы. Макрофаги – те клетки, которые отвечают за уничтожение всех вредных вирусов, – теряют способность переваривать непрошенных пришельцев, и ребенок легче ловит простуду. Сердце не успевает за ростом, поэтому мозг не всегда получает достаточно крови, из-за чего ребенок быстро устает. Грань между болезнью и здоровьем становится очень зыбкой, а стресс хроническим: большая школьная нагрузка провоцирует стрессы, стрессы ослабляют организм и заканчиваются простудами, растущее количество уроков приводит к новым стрессам. Этого достаточно, чтобы не пилить ребенка, а помогать. Не давите – в любых случаях можно найти разумный компромисс. Не хочет ходить без шапки – купите куртку с капюшоном, покажите спортсменов-олимпийцев в шапках, убедите личным примером. Сидит за компьютером не отрываясь – не стойте над душой с нотациями о пользе прогулок, купите игровой шлем, покажите имитаторы скутеров или мотоциклов, повесьте в комнате компьютерного гения «шведскую стенку» – пусть она будет у него в поле зрения, нет-нет да и попробует повисеть, установите на телефон приложение со счетчиком шагов или калорий – сделайте так, чтобы ребенок увлекся. И проводите побольше времени с ним, даже если не хочет рассказывать про школу, ему важно, чтобы вы были рядом и чтобы он знал – вы его любите и любите любым. Мама и дочь Многие вещи, привычные для взрослых, у девочек-подростков вызывают массу вопросов. Впервые в жизни сталкиваясь с покупкой бюстгальтера или началом месячных, девочка испытывает шок. Затем, в зависимости от того, каким образом налажены взаимоотношения с родителями, следует реакция в виде вопроса или страха. Теплые отношения – это прекрасно, только не забывайте, что у дочки есть и свой собственный жизненный путь. Если отношения доверительные, девочка идет к маме или папе. К тому, кого считает более компетентным в этом вопросе. Это самый естественный, хотя и самый редкий вариант. Что делать, если время пришло, а дочь ничего не спрашивает? В этом случае можно исподволь, между делом самим заводить разговор об особенностях ее развития, почаще вспоминать свой опыт в ее возрасте, но о своем времени лучше говорить с ностальгической ноткой, а не с наставнической. И о своих ошибках стоит рассказывать только в том случае, если вы морально готовы к тому, что ваш ребенок может эту ошибку повторить. Не злоупотребляйте его доверием! Самое главное в таких разговорах – сохранить авторитет человека, который знает больше и может помочь в трудную минуту. Как говорят англичане, хочешь иметь друга – будь им. Это же правило работает и с взрослеющей дочерью. В делах сердечных надо быть максимально доброжелательным, не вмешиваться, пока не спросят, но в то же время чутко следить за происходящими изменениями в личной жизни ребенка. В вопросах первого полового контакта надо сохранять максимальную деликатность и предоставить ребенку возможность самостоятельно сделать выбор, удостоверившись в том, что ребенок обладает всей необходимой информацией как о самом половом контакте, так и о возможных последствиях. |