Общество |
26 февраля 2013 года |
"Газели" в роли маршруток предлагают использовать общественники властям столицы
Пока сыктывкарцы возмущаются организацией автобусных перевозок в столице, опальные "газели" стоят на приколе...
На прошлой неделе в Общественной палате Коми размышляли о судьбе так называемых автобусов малой вместимости, то есть «газелей». Напомним, они исчезли с городских маршрутов Сыктывкара с 1 января этого года. Поводом для этой дискуссии послужило коллективное обращение водителей и кондукторов, прежде работавших на автобусном маршруте № 22, который создавался специально для «газелей». О ТОМ, что ситуация с транспортным обслуживанием сыктывкарцев кардинально изменилась в начале этого года, мы подробно рассказывали в январе. Напомним, муниципальные власти заключили контракт с новым автоперевозчиком – некоммерческим союзом «СыктывкарГорТранс». Одним из условий этого документа стало то, что пассажиров будут обслуживать автобусы вместимостью не менее 36 мест. А «газели», понятно, этому критерию никак не соответствуют. Оставшиеся без работы водители и кондукторы стали обращаться в различные инстанции с надеждой, что «газели» вернут на городские улицы. Для изучения этого вопроса в Общественной палате Коми была сформирована комиссия под руководством члена ОП Павла Поташова, а для более детального обсуждения организована переговорная площадка. ПО словам Зои Кулешовой, пенсионерки, которая подрабатывала кондуктором на «газели», в 2005 году 22-й маршрут «раскатали» именно частные перевозчики, которые полгода ездили без прибыли. – А с 2009 года этот маршрут городская администрация передала в ООО «Альфа-Транс», – рассказала бывший кондуктор. – И потом нам пришлось вносить плату за нами же созданные рабочие места. В декабре прошлого года эта оплата достигла 14 тысяч рублей в месяц с одной машины. После того как маршрут отменили, большинство частных перевозчиков и людей, которых они нанимали, остались без средств к существованию. Незадолго до этого владельцы машин потратили деньги, залезли в долги, чтобы оснастить автобусы системой ГЛОНАСС. При этом из средств массовой информации на нас лилось много негатива – что мы якобы представляем угрозу жизни и здоровью жителей города, нарушаем скоростной режим, схемы движения и нормы вместимости. Говоря о якобы невостребованности 22-го автобуса, Зоя Кулешова привела в качестве аргумента такой факт: под обращением в городскую мэрию с просьбой вернуть автобус на линию подписалось более двух тысяч человек. По ее словам, за один день «газели» по этому маршруту перевозили до семи тысяч человек. – А что касается того, что мы не перевозили льготников, это неправда. За это к нам также применяли штрафные санкции. Мы отказывали льготникам, только если в автобусе не было свободных мест. В общем пассажиропотоке льготная категория граждан составляла 10 процентов. Но при этом мы не получали дотации из бюджета, поддерживая тем самым «Альфа-Транс», – рассказала Зоя Кулешова. МЕЖДУ тем со своим основным работодателем – ООО «Сыктывкарская транспортная компания», руководитель которого, к слову, не пришел на обсуждение в общественную палату, водители и кондукторы 22-го маршрута находились в «устных трудовых отношениях». Работники получали только зарплату (водители до 1,5 тысячи рублей в день, кондукторы до 800 рублей). При этом ни трудовых договоров, ни отпускных и больничных предусмотрено не было. Первый заместитель главы администрации Сыктывкара Магомед Османов, реагируя на претензии «газелистов», заметил, что вместо 180 положенных рейсов за смену по 22-му маршруту водители делали 288, что уже свидетельствует о нарушении расписания движения и скоростного режима. – Пожалуй, единственное наше упущение в этом вопросе в том, что администрация не провела информационную работу и не разъяснила людям, что 22-го маршрута больше не будет, – считает М.Османов. По сведениям руководителя «СыктывкарГорТранса» Александра Борисова, отмененный 22-й маршрут на семьдесят процентов дублировал схему движения автобуса № 19, который появился гораздо раньше. Поэтому еще в позапрошлом году возник вопрос о том, чтобы оставить какой-то один маршрут. Предприниматели, которые работали на автобусе № 22, были в курсе того, что предпочтение будет явно не в пользу «газелек». ЧЛЕНЫ общественной палаты поинтересовались: можно ли как-то задействовать новые «газели», которые их владельцы приобрели буквально накануне? По сравнению со старыми микроавтобусами новая техника более комфортабельная и вместительная. Эту идею подхватила член общественной палаты и депутат городского совета Сыктывкара Галина Лапшина, предложив задействовать «газели» в качестве маршрутных такси. – Например, пустить их из аэропорта до Эжвы, – предложила Галина Анисимовна. – Пусть там будет комфортабельный салон, с белыми наволочками на сиденьях, и у него будет минимум остановок – человек сел, зная, что через 20 минут он будет в Эжве. Естественно, и билет будет стоить не 17 рублей, а дороже. Но люди будут знать, за что они платят. Магомед Османов одобрил это предложение и пообещал, что проработает его более детально. Со своей стороны уполномоченный по правам человека Ольга Савастьянова заявила, что к ней также поступило обращение работников 22-го маршрута, поэтому она будет инициировать проверку того, каким образом происходила отмена маршрута и были ли при этом соблюдены права людей. Ольга КЕРМАС. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |