Из первых уст |
18 января 2013 года |
Когда курсор и мышка заменят ноги?/ Получить госуслугу в электронном виде не так-то просто
Вера Скоробогатова не нашла общий язык с электронным правительством.
Два с половиной года назад – 28 мая 2010 года в республике был торжественно запущен новый информационный ресурс – портал государственных услуг Республики Коми. А согласно принятому в том же году Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» все мы вот уже полгода как должны иметь возможность свободно получать эти самые услуги в электронном виде, не обивая пороги многочисленных инстанций. Вот только найти хотя бы одного жителя нашего региона, кто смог подобным правом полноценно воспользоваться, нам, увы, пока не удалось. До первого шага В конце минувшего года на всевозможных мероприятиях прозвучало довольно много информации о том, что «будет и делается уже» для развития электронных госуслуг. Из республиканского бюджета на электронное правительство выделено почти 40 миллионов рублей, управление информатизации администрации главы и правительства региона преобразовано в Комитет информатизации и связи РК, и вообще на фоне других субъектов наш регион смотрится вполне достойно. В общем, судя по отчетам и презентациям, дела обстоят очень даже неплохо, проделан огромный объем работы. Остается только опробовать конечный продукт – получить государственную услугу регионального и муниципального уровня в электронном виде. Что для этого необходимо? Прежде всего зайти на портал госуслуг (www.pgu.rkomi.ru) и зарегистрироваться. Потребуется ввести довольно большое количество персональных данных – ФИО, паспортные данные, номер ИНН и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, почтовый и электронный адреса. Через неделю заявителю должно прийти письмо с указанием номера, под которым он сможет зарегистрироваться и направлять различные запросы по поводу получения госуслуг. А дальше... Как удалось выяснить из опыта рискнувших воспользоваться электронными услугами, дальше идет полная «нескладуха». Свернули на полпути Как выяснилось, чаще всего люди пытались оформить электронным способом заграничный паспорт. Возможно, есть такие, кто без особого труда преодолел все препоны (например, умудрился скинуть свое цифровое фото с правильными параметрами) и явился в Управление Федеральной миграционной службы лишь единожды – чтобы получить вожделенный документ. Но нам такие таланты повстречать не довелось. Напротив, те из наших собеседников, кто пытался провернуть подобную операцию, на каком-то из этапов отказались от электронного способа и предпочли вновь пройти привычную процедуру – с обязательными очередями. Сначала пришли в УФМС, чтобы подать правильно заполненные бланки (хорошо, если они были скачаны, распечатаны и заполнены дома) и сфотографироваться «на цифру», а затем – чтобы поставить свою подпись на готовой книжице. Но, может быть, эта «нескладуха» идет от нашей компьютерной неграмотности и «продвинутые» пользователи могут легко воспользоваться электронной услугой? По логике вещей разбираться в такого рода новациях профессионально быстро должны в первую очередь сами госслужащие. Однако и здесь ситуация оказалась аналогичной. Как рассказала нам на правах анонимности сотрудница одной госструктуры, ее попытка оформить через интернет в собственность родовой земельный участок в Корткеросском районе также обернулась неудачей. Причем в Кадастровой палате (куда ей опять-таки пришлось явиться лично) все растолковали понятно и подробно, а вот в администрации района почему-то проявили неосведомленность о принципе «одного окна», предложив заявительнице предварительно самостоятельно оформить кадастровый паспорт. Когда же она напомнила, что это – обязанность муниципальной земельной службы, ответили: мол, вам же будет хуже – процедура может затянуться надолго. Так в Сыктывкаре, а так в Москве Но еще более показательную историю нам рассказала вице-спикер республиканского парламента Вера Скоробогатова, которая, будучи человеком занятым, также решила воспользоваться услугами электронного правительства, причем как в родной республике, так и в Москве. В Коми депутату необходимо было оформить свидетельство о праве на собственность и получить справку об отсутствии судимости (сегодня это обязательное требование для преподавания в высшем учебном заведении, а Вера Игоревна читает лекции в Сыктывкарском университете). В приложении на сайте госуслуг есть регламент МВД, где размещен образец заявления о получении справки на наличие-отсутствие судимости. Вера Скоробогатова скопировала бланк, заполнила его в печатном виде и попыталась было отправить по электронной почте. Но выяснилось, что таким образом ей это сделать не удастся. Утвержденными оказались только два способа подачи заявки – лично или через законного представителя. Пришлось идти в информационный центр МВД. Но там уже заполненный заявительницей бланк не приняли, потребовав заполнить новый – в рукописном виде. Спрашивается, зачем в таком случае размещать образец заявления на сайте госуслуг? Кстати, в информационном центре МВД Вера Игоревна встретила директора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Игоря Жеребцова и других известных ученых и преподавателей. Все они, как люди преподающие, обязаны предоставить подобную же справку об отсутствии у них судимости и потому вынуждены дважды посетить данное ведомство. Точно такой же сценарий повторился в республиканских БТИ и службе регистрации – в обе инстанции пришлось явиться лично и выстоять не одну очередь. Примечательно, что в это же время депутату нужно было получить справку из БТИ и выписку из единого государственного реестра права собственности в Москве. Эти запросы Вера Скоробогатова также направила по электронке, но результат был диаметрально противоположным. Все документы удалось отправить в электронном виде и только единожды явиться в столичный многофункциональный центр, чтобы получить на руки требующиеся справку и выписку. – Задача подобных многофункциональных центров – чтобы люди не бегали по разным учреждениям. Там в одном месте собраны окошки всех важных служб – паспортной, ЗАГСа, БТИ, Росрегистрации, Пенсионного фонда, окошко по соцуслугам. Электронный терминал выдает талончик в нужное окно. Все очень удобно, компактно. Такой центр, я уверена, очень нужен и в Сыктывкаре. Такую задачу ставит и федеральный закон. Положительный опыт есть в других регионах, пора и нам его внедрять. У меня, как и у многих других жителей Республики Коми, есть очень простое желание – оперативно, без очередей, по электронной почте направить конкретный запрос и получить конкретную госуслугу, придя в учреждение один раз. У меня было три попытки обращения – в региональный Росреестр, БТИ и МВД, и уровень получения услуги меня не устроил, – делает вывод Вера Скоробогатова. В тестовом режиме В качестве положительного примера депутат привела Управление записи актов гражданского состояния, куда за услугой в получении архивных справок можно обратиться не только лично или через законного представителя, но и направив заявку почтой, в том числе электронной. А вот где практически никак не задействован электронный формат оказания услуг, так это в Агентстве РК по социальному развитию. В этом смогла убедиться добрая знакомая Веры Скоробогатовой, попытавшаяся через интернет оформить льготу как ветеран труда. Она заполнила скачанный на сайте госуслуг бланк заявления, который, увы, ей так и не пригодился. В Центр предоставления услуг пришлось обращаться лично, заново писать от руки заявление и через определенное время вновь отстаивать очередь в ведомстве. «В Агентстве по соцразвитию нет ни одной позиции по оказанию услуг в электронном виде. Самая востребованная служба оказалась не готова к работе в новом режиме», – сделала печальный вывод ветеран труда. Между тем в Агентстве по социальному развитию, куда мы обратились за комментариями, сообщили, что воспользоваться через портал госуслугами ведомства было невозможно потому, что до последнего времени этот ресурс функционировал в тестовом режиме. Замечания, собранные от специалистов отрасли во время опытной эксплуатации портала, направлены в Комитет по информатизации, который и должен запустить промышленную эксплуатацию электронных госуслуг. На фоне других Свои претензии по поводу качества оказания электронных услуг жители республики размещают и в интернете. Например на «Доске позора Коми». О том, что наш регион все-таки немного «проседает» в федеральном рейтинге реализации программ информационного общества, свидетельствует общероссийский мониторинг. Данные по разработке электронных сервисов в субъектах Российской Федерации размещены на www.interfax.ru/spravkinet/. В частности, в одной из таблиц указано, что доля разработанных электронных сервисов составляет у нас пока 46 процентов от необходимого, а доля протестированных сервисов федеральных органов исполнительной власти – лишь 2 процента. Республика Коми по этим показателям занимает 60-ю позицию, а на первом месте Рязанская область. Что касается статистики обращений из нашего региона к сервисам федеральных органов исполнительной власти, то Коми с 59 обращениями на 78-м месте. На первом – Челябинская область, жители которой направили свыше 2 миллионов обращений, и Москва с почти 2 миллионами обращений. Это говорит о том, что в этих регионах сервисы федеральных органов исполнительной власти реально работают и востребованы. В чем же корень зла, почему столь востребованный гражданами ресурс у нас остается недоступным? – Конечно, задача стояла перед разработчиками новая и сложная. Я думаю, прежде всего проблемы организационные, связанные с координацией деятельности в этом направлении госорганов всех уровней власти, – говорит Вера Скоробогатова. – В первую очередь, на мой взгляд, должны заработать массовые услуги, которые нужны чаще всего. Услуги паспортного стола, БТИ, Росрегистрации, социальные услуги. Конечно, рано или поздно все будет выстроено, но хотелось бы видеть пошаговые ощутимые результаты. А для этого каждому чиновнику надо пройти по этому кругу и посмотреть, работает запущенная система или не работает. Не дошла очередь Разумеется, мы не могли обойтись без комментария руководителя Комитета информатизации и связи Александра Селютина. Как выяснилось, с нашими выводами он абсолютно не согласен: – Давать комментарий, что где-то что-то технически не работает, я не могу, потому что это ложь, так же как утверждение, что нельзя зарегистрироваться на портале. Услуги работают нормально. Проблема заключается в том, что граждане не знают и не совсем понимают, как начать всем этим пользоваться. Здесь вопрос, скорее, не в технологической части, а в образовательной или даже в психологической. Мы сейчас проводим масштабную работу по обучению граждан, разработке различных учебных пособий, организовали специальные курсы для наших депутатов, чтобы они увидели и поняли, что это такое и как работает. Теперь что касается вопросов нашего взаимодействия с органами власти. Я не знаю про технические сложности, на которые ссылаются в ведомствах. Никакой технической проблемы на текущий момент нет. В подтверждение я даже могу показать вам акты, подписанные тем же самым Агентством по соцразвитию, о том, что качество предоставленной работы по госуслугам в электронном виде их вполне устраивает. Все госуслуги, которые у нас есть, мы переводим в электронный вид, они есть на портале, и все многократно протестированы. Если же чего нет, то, возможно, эта услуга еще не переведена в электронный вид. Но тогда это не техническая сложность, а просто до нее не дошла очередь. Понимаете, таких услуг тысячи! А переведены в электронный вид всего 150, из которых 120 протестировано. Фактически же на портале сейчас более 110 госуслуг, поскольку в связи с изменением законодательства некоторые виды госуслуг органы власти убирают. Но после изменения законодательных актов мы их заново переделаем, и они будут доступны. Оспаривать комментарии А.Селютина мы не будем, каждый пользователь интернета может убедиться в их искренности на собственном опыте. Кстати, об этом опыте вы можете рассказать в разделе «напишите нам» на сайте нашей газеты. И еще такая деталь. На этой неделе в Госсовете РК для депутатов прошла учеба по освоению электронных госуслуг, о которой говорит А.Селютин. Только на то, чтобы зарегистрироваться на портале госуслуг, у депутатов ушло полтора часа... Галина БОБРАКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |