Личное Дело |
19 октября 2012 года |
Николай Бартоломей, музыкальный доктор
С Николаем Бартоломеем нас свел случай. Отличная немецкая гитара, подаренная на день рождения, через какое-то время обнаружила заводской брак. Почти четыре года инструмент ходил по разным мастерам, а недавно чудесным образом возвратился ко мне. От дефекта не осталось и следа, звук был просто волшебным. Мастера звали Николай Бартоломей. С Николаем Валентиновичем мы встретились на даче в м. Морово. Здесь в огромном доме вместе с семьей он обитает до первого снега. В летней «резиденции» находится только небольшая часть его мастерской. Постоянная же, стационарная мастерская занимает комнату в трехкомнатной городской квартире. Как оказалось, Бартоломея знают многие музыканты, как профессионалы, так и любители. Знают его и менеджеры по продажам музыкальных инструментов. Николай Валентинович занимается преимущественно гитарами, дает им, что называется, вторую жизнь, не чураясь и самых запущенных случаев. Но самым удивительным оказалось то, что мастер сам изготавливает инструменты. Примечательно, что никакого специального образования у Николая Бартоломея нет. Добрую часть жизни он проработал в полиции. Сегодня, выйдя на пенсию, подрабатывает в частной охране. Так откуда же взялось это необычное хобби, ставшее по сути делом всей жизни? Сам Николай Валентинович объясняет это весьма любопытно: его редко устраивает инструмент, который он берет в руки в первый раз. В Бартоломее развито особое чувство инструмента. Как будто в нем работает какой-то мощный камертон, помогающий слышать и ощущать то, что не сразу слышно даже самым чутким музыкантам. Он улавливает, где нужно, например, поправить ладовые перегородки или подточить порожек, чтобы звук стал глубже, а струны мягче. Досадует, когда видит, что у замечательной, еще «ленинградской» двенадцатиструнки совершенны дека и обечайка, а все остальное – случайные детали. И разбирает, дотачивает, выпиливает другой гриф, рождая совершенно новый инструмент с мощным глубоким звуком. Сегодня ему подвластен любой инструмент, неважно, «Hohner» это, «Yamaha» или «Fender». Эту свою особенность он уловил еще в школе, играя на электрогитаре в ВИА, потом – учась несколько лет в музыкальном училище, которое, сожалеет сегодня, не закончил. Затем в армии, где натруживал щеки в духовом оркестре игрой на баритоне. Кстати, после армии, до полиции он какое-то время служил в пожарной охране, что дает ему основание шутить, что медные трубы и огонь он уже прошел. Самостоятельно – от начала до конца – он впервые изготовил инструменты тогда, когда подросшим сыновьям захотелось взять в руки гитару. Но нормальные акустические отечественные красавицы были в ту пору в большом дефиците, а появившиеся на рынке немецкие «Musima Classic» или чешские «Сremona» стоили немалых денег. Так в руках Николая Бартоломея родилась первая акустическая гитара, потом – электро и бас. Сегодня у музыкального доктора Бартоломея нет отбоя от музыкантов. В числе его постоянных клиентов, например, известный рокер и коллекционер гитар Саркис Манасарянц. А в академическом театре драмы им. Савина хранится целая коллекция изготовленных Николаем национальных инструментов. За образцы, кстати, были взяты инструменты ансамбля «Зарни ань» Михаила Бурдина. Время от времени он берется и за ремонт, коррекцию или полную реставрацию скрипок и балалаек. Кстати, за ремонт Николай Валентинович берет совершенно по-божески. Деньги, говорит, для него не главное. Тем более учитывая, что его постоянно разыскивают молодые музыканты из числа студентов: у кого анкер полетел в электрогитаре, у кого гриф свело. Бартоломей никогда никому не отказывает, понимает, что человек доверил ему, может, самое дорогое. Как тут не помочь… Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |