Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Культура
10 августа 2012 года

Советский андеграунд достанут из запасников

/ В Национальной галерее РК хранятся работы опальных художников

«Раритеты советского андеграунда» – так называлась публикация об уникальной коллекции работ советских художников-нонконформистов, которую хранит сыктывкарец Михаил Игнатов («Республика», 18 мая 2012 г.). Публикация заинтересовала сотрудников Национальной галереи РК, в запасниках которой, как оказалось, тоже имеются картины советского андеграунда, неизвестные широкому кругу поклонников творчества художников-диссидентов.

ПО словам научного сотрудника Национальной галереи РК Людмилы Говоровой, хотя коллекция этих работ небольшая, но она примечательна и сама по себе, и тем, как очутилась в Сыктывкаре.

В 80-е годы одним из центров, где сосредотачивалось огромное количество художественных сокровищ, стал советский Фонд культуры. Передать в дар фонду свои работы считали за честь многие как именитые, так и не очень известные художники. В это же время, после открытия «железного занавеса», немало деятелей культуры устремилось из России на Запад. Оставляя насовсем родину, художники часто передавали свои работы именно в Фонд культуры.

В эти годы во всех регионах страны были созданы и отделения Фонда культуры, с которыми Москва «делилась» произведениями искусства. В Коми это отделение возглавил В.Колегов, почти 20 лет отработавший в республике министром культуры. Искусствоведом стала дочь Владимира Константиновича – Надежда, оставшаяся после получения образования работать в Москве. Именно она выбрала и сформировала в советском Фонде культуры коллекцию живописи и графики, предназначавшуюся для отправки в Коми. Всего эта коллекция включала 141 произведение 94 авторов.

Л.Говорова признается, что немало усилий пришлось приложить для того, чтобы хоть что-нибудь разузнать об авторах произведений, прибывших в Сыктывкар. Ведь интернета тогда еще не было, а многие художники, особенно новаторы, отвергались советской идеологией, их имена нигде не публиковались. Таковыми оказались Владимир Афонский и Сергей Бордачев,  24 работы которых попали в Сыктывкар.

Оба художника принадлежали к радикальному крылу советского андеграунда. В.Афонский окончил знаменитое Суриковское училище. Творил в жанре так называемой ассоциативной абстракции, не имевшей, понятное дело, ничего общего с  соцреализмом. Как только представилась возможность, уехал в США, где осел в Калифорнии.

ТАКОЕ же пожелание высказал и С.Бордачев,  более 20 работ которого очутились в Национальной галерее РК. Самобытный художник, он своим духовным наставником считал знаменитого Анатолия Зверева. Художественного образования получить Бордачеву не удалось, он был автослесарем. Эта профессия нашла своеобразное преломление в его творчестве: на многих его работах можно видеть «вкрапления» в виде гаек, болтов.

С.Бордачев – участник знаменитой «бульдозерной» выставки на одном из московских пустырей. Как известно, этот вернисаж под открытым небом был разогнан милицией и дружинниками, а картины, выставленные на нем, поливались из брандспойтов, многие были изорваны, уничтожены. Эта расправа с творчеством непонятных в СССР мастеров кисти высоко подняла их престиж на Западе. Картины Бордачева экспонировались на самых лучших выставочных площадках Европы и Америки. Сам же художник, оставаясь в Советском Союзе, под нажимом КГБ был вынужден подписать бумагу, в которой официально отказывался от предоставления своих картин на неформальные выставки. В противном случае ему пообещали принудительное лечение в «психушке». С.Бордачев, в отличие от многих своих коллег, сегодня живет в России, в Москве.

В ФОНДАХ Национальной галереи РК оказалась одна-единственная картина еще одного представителя советского андеграунда, тоже перебравшегося на Запад, художника Олега Васильева. Правда, работа «Расклейщица афиш» не имеет ничего общего с поздним творчеством этого мастера, по-своему заклеймившего советскую диктатуру. Эта картина характеризует начало его художественных поисков и интересна тем, что показывает неизвестного многим Васильева-реалиста.

В 2013 году Национальная галерея РК готовится отметить свое 70-летие. К этой дате здесь развернутся несколько масштабных вернисажей. В частности, сейчас ведутся переговоры с З.Церетели об открытии в Сыктывкаре персональной выставки его работ. Сотрудники галереи к знаменательной дате планируют организовать и большую выставку советского андеграунда, на которой предстанут картины нонконформистов из запасников музея, а также из уникальной коллекции сыктывкарца М.Игнатова. Можно смело предположить, что, если такая выставка состоится, она станет своеобразной художественной сенсацией. О таком количестве работ советского андеграунда, сосредоточенных в небольшом северном городе, наверное, никто даже не догадывается.

Анна СИВКОВА.

 

 

В Национальной галерее РК оказалось более двадцати работ участника «бульдозерной» выставки Сергея Бордачева. Сегодня он преуспевающий московский художник.

Владимир Афонский, ныне живущий в США, и не подозревает, что его ранние абстрактные работы есть в Национальной галерее Коми.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №148 (4785) - 10 августа 2012 года

"Древо" из камня предстоит ваять скульпторам шестого международного симпозиума

 №147 (4784) - 9 августа 2012 года

"Клюква" в Козловке / Художники едут на коллективный пленэр

 №145-146 (4782-4783) - 7 августа 2012 года

"Танцы Pro" на берегу моря / Сыктывкарская балетная труппа может выступить на Олимпиаде в Сочи

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 148 (4785)
10 августа 2012 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»