Общество |
27 июля 2012 года |
Нужен ли школе предмет "100 лучших фильмов"?
Российский кинорежиссер Никита Михалков предлагает ввести в школьную программу новый предмет под названием «100 лучших фильмов». Его аргумент: дети должны знать классику советского и российского кино, так как эти фильмы они могут никогда и нигде уже не посмотреть. Инициативу поддержал министр культуры Владимир Мединский, который отметил, что любимый фильм его сына – «Александр Невский». Вопрос, нужен ли школе новый предмет «100 лучших фильмов», мы задали нашим экспертам. Михаил Герцман, композитор: – Считаю, что такой предмет необходим. Бывают ведь фильмы, где просто звучат замечательные песни, например, Дунаевского. Я сыграл студентам песню из «Волги-Волги», а мне в ответ: «Не знаем такой песни». Ну как это можно не знать «Легко на сердце от песни веселой»?! Все слышат в первый раз. А ведь это музыканты! Получается, что Моцарта знают, а песни прошлых лет нет. Я, конечно, сужу сейчас узковато, с точки зрения музыки. Но все равно: возьмите советскую киноклассику, того же «Чапаева» – там есть чем восхищаться. Я сам несколько раз смотрел лучший фильм всех времен и народов «Броненосец «Потемкин». Он не произвел и не мог произвести на меня сильного впечатления, потому что я родился в период комбинированных съемок, цветного кино и так далее. Но знать-то это надо! Другое дело, кто будет отбирать эти 100 лучших фильмов... Владимир Сулимов, доцент кафедры культурологии Коми государственного пединститута: – Я думаю, что отдельный предмет, посвященный кино, отдельный предмет, посвященный живописи, отдельные предметы, посвященные различным видам искусства, не нужны. А нужна система преподавания культуры в школе. И вот в нее и следует включить искусство кино. Сейчас наша школьная программа вообще лишена культурологических дисциплин, и трансформация программы в эту сторону продолжается. А надо формировать систему культуры, преподавать эту дисциплину в школе систематически, ввести с первого по 11-й класс обучение национальной, русской культуре, культуре других народов. А иначе школа и дальше будет выпускать малокультурных недорослей. Кстати, такова точка зрения и президиума национального научно-образовательного культурологического общества России. Михаил Рогачев, историк: – На мой взгляд, в школе много какие предметы нужны. В том числе нет ничего плохого и в предмете «100 лучших фильмов». Только все эти предложения – пустышка. Школьная программа не резиновая, и мы должны искать ее оптимальный вариант, то есть включать в нее основные предметы, знания по которым необходимы человеку. Поэтому я против подобной инициативы. Существует достаточно внеучебных возможностей – можно создать дополнительные образовательные программы для желающих, включив туда и 100 лучших фильмов. Я уж не говорю о том, кто будет эти фильмы отбирать. Это тоже спорный момент. Григорий Спичак, писатель: – Да, такой предмет нужен. Вообще надо знать основных титанов искусства – и античности, и Средневековья, и эпохи Возрождения, и конечно, советского периода. Мне, например, не понятно, почему мы не знаем китайских и японских авторов, авторов арабского мира, Латинской Америки. Знаем одну-две фигуры, и только на уровне вузов. Наше российское образование с перекосом, так что вводить новую дисциплину надо однозначно. Другой вопрос – как? То ли это должны быть какие-то школьные фестивали, то ли какая-то иная форма. Надо подумать, как сделать так, чтобы выбор не был навязчивым и идиотским. А отбор ста лучших фильмов должно произвести экспертное сообщество. Ольга Сосновская, певица: – Думаю, подрастающее поколение должно знать как нашу русскую классическую литературу, так и лучшие фильмы. Можно ввести это как дополнительный предмет, как факультатив, в рамках которого не мешало бы рассказывать и о лучшей музыке, живописи. Фильмы советского времени однозначно поучительнее, чем многое из того, что смотрят наши дети сейчас. Лариса Иванова, театральный режиссер, председатель Коми отделения Союза театральных деятелей России: – Хорошо, конечно, что Михалков все это придумал, но я не поддерживаю его идею. Мне кажется, наша школа и так перегружена лишними дисциплинами. Помните, вводили предмет, посвященный православию? Я не имею ничего против православия, сама человек православный и в крестные ходы хожу, но категорически против этого. Потому что все-таки дело не в школе. А у нас чуть что – сразу в школу. А школа и так уже просто бедная. На кого опять повесят эти 100 фильмов? Кто опять это должен будет делать? В теории у нас все хорошо, не то что на практике. Болеслав Скроцкий, учитель, депутат Госсовета РК: – Считаю, что идея сама по себе великолепная. Кинематограф – некая квинтэссенция всего лучшего. В фильме показываются самые острые, выкристаллизованные моменты жизни, то есть фильм – более яркое ее отображение. И в условиях, когда дети часто переключаются на интернет, социальные сети и так далее, этого-то как раз и не хватает. А в фильме есть жизненный опыт, там есть мудрость, эмоции, чувства и так далее. Но реализовать это предложение можно разными способами. Мы все хорошо понимаем, что наши дети перегружены. Я как учитель с 14-летним стажем работы знаю: чтобы включить что-то новое в школьную программу, придется чем-то пожертвовать. В то же время есть система дополнительного образования, и во второй половине дня у нас в школе есть такие резервы, когда можно было бы в виде факультатива, коллективных курсов, в других формах это реализовать. Подготовила Галина БОБРАКОВА. |