Общество |
26 июля 2012 года |
Маньпупунер, морошка и лайка / Что может стать символами Коми на туристическом рынке?
На прошлой неделе на заседании рабочей группы по развитию туризма, созданной при правительстве республики, директор по стратегическому развитию ЗАО «Консалтинговая группа «Город Мастеров» из Санкт-Петербурга Тамила Железняк представила концепцию позиционирования Коми на рынках туризма. Ориентир – Алтай Открывая заседание рабочей группы, Глава республики Вячеслав Гайзер подчеркнул, что в правительстве прекрасно понимают, что в XXI веке нельзя продолжать позиционировать республику только как сырьевой регион, который к тому же в глазах россиян и иностранцев представляет собой территорию, связанную в прошлом с политическими репрессиями. – Да, мы обладаем достаточно большой территорией, на которой ведется добыча полезных ископаемых. Но если мы действительно хотим строить по-новому комфортную жизнь в республике, то и ее имидж должен быть изменен, – задавая тон разговору, отметил Вячеслав Гайзер. Примерно в том же духе высказалась заместитель генерального директора ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» Юлия Рыбакова. По ее мнению, если не принимать во внимание работу компаний, работающих по выездным путевкам, турбизнеса у нас в республике нет, хотя на нашей территории семь природных объектов, занесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И если сравнивать уровень развития туризма в Коми с достижениями других российских регионов, то нашему положению не позавидуешь. Даже сопоставление с соседней Архангельской областью складывается не в нашу пользу – там бывает до 300 тысяч туристов в год, в Коми же – всего 40 тысяч. Основная масса туристов приходится на российские мегаполисы: Москву и Санкт-Петербург, а также бассейн Волги. Однако в последнее время все большую популярность приобретает отдаленный Алтайский край – турпоток туда достигает уже до двух миллионов человек в год. Происходит это благодаря тому, что культурные ценности народов, населяющих этот регион, были умело конвертированы в коммерческие продукты. И Коми, по мнению Ю.Рыбаковой, необходимо перенимать опыт Алтая, чтобы грамотно интегрировать свою территорию в рынок туризма. В последнее время растет спрос на туры выходного дня, на оздоровительный отдых, на спортивные маршруты, агро- и этнотуризм, и в нашей республике все эти направления понемножку развиваются. Но необходимо выбрать какое-то одно. И вот об этом говорила во время презентации концепции развития туризма специалист из Санкт-Петербурга Тамила Железняк. Terra incognita Питерские эксперты провели опрос в Москве и Санкт-Петербурге, задав 120 респондентам один и тот же вопрос «Что вы знаете о Коми?». Более трети опрошенных (38%) не знают о нашей республике ничего, даже не имеют представления о том, где она находится. Две трети (58%) кое-что знают, например, то, что в Коми был ГУЛАГ и это финно-угорская республика, однако путают коми-зырян с коми-пермяками, а некоторые даже с чукчами. Встречались предположения, что у нас живут «Бурановские бабушки». И лишь 4% респондентов, а это 5 человек, смогли дать о республике верные сведения. Интересно, что среди этих людей оказались геолог, учитель географии, фитнес-инструктор, когда-то занимавшийся альпинизмом, военный связист и продавец канцелярских товаров. Глубокие познания последнего, по мнению питерского эксперта, очевидно, связаны с тем, что в его магазине продается офисная бумага «Снегурочка» производства «Монди СЛПК». Итак, в целом для россиян Коми остается terra incognita. Это и плохо, и хорошо одновременно по одной простой причине: строить всегда проще, чем переделывать. Так, например, Ивановская область почему-то позиционирует себя как «родину первых советов», между тем у города есть устоявшийся бренд, благодаря которому его невозможно спутать ни с каким другим. Иваново – город невест и ткачей. Зачем ивановцы решили переделывать свой имидж, совершенно непонятно. Самое печальное, по мнению разработчиков концепции, что у посетителей интернета нет подъема спроса на маршруты в Коми даже к лету, в пик туристического сезона. «Коми интересуются преимущественно сами жители Коми», – грустно улыбаясь, констатировала Т.Железняк. Причем количество запросов возрастает, когда случается какое-нибудь ЧП. Это «маркирует» республику как территорию катастроф. В визуальных символах тоже пока наблюдается полная несогласованность. «Самый узнаваемый бренд региона – это герб. Видимо, благодаря усилиям властных структур, которые по протоколу активно продвигают его, он и стал самым узнаваемым на рынке», – заметила питерский эксперт. Но совершенно феноменальной по качеству и красоте, сделанной в лучших образцах европейских традиций, Тамила Железняк назвала символику, разработанную к 90-летию Коми художником-этнофутуристом Юрием Лисовским. Его птица понравилась специалистам и российских финно-угорских регионов, и большинства европейских стран. Так вот, по мнению питерского специалиста, если мы хотим развивать туризм, нам необходимо рекламировать туробъекты через систему культурных кодов, характерных только для нашего региона. Как Тульскую область распознают по самовару, пистолетам ручной работы и пряникам, а Астраханский край по арбузу, помидору и черной икре, так же и Коми должны угадывать по набору определенных символов. Такими своеобразными «маркерами» территории могут стать, например, лайка и морошка. Сакральные коды добытчиков и охотников Старобытная культура коми, по выражению Тамилы Железняк, «брутальная культура добытчиков и охотников». Коми выбрали в товарищи именно лайку. Считалось, что собака этой породы может быть проводником в потусторонний мир, она видит то, чего не видит человек. Коми называли ее «нёль синма пон» (четырехглазая собака). А морошка – женский символ. Эта ягода лечит и исцеляет, при этом растет в тени и не каждый год дает плоды. Два этих сакральных символа, как «инь» и «янь» в восточной философии, будут дополнять друг друга. Тамила Железняк во время своего выступления несколько раз обращала внимание слушателей на то, что, побуждая потенциальных туристов приехать в то или иное место, необходимо обращаться к каким-то глубинным их мотивам. – Если при создании турпродукта опираются на уникальные культурные и природные преимущества территории, неотделимые от нее самой, то конкурентов не бывает. Невозможно создать еще один Байкал, так же как и еще один Маньпупунер, – подчеркнула питерский специалист. – Понятно, что многонациональных, индустриальных регионов много, а республика с культурным кодом коми – одна. Коми – не большие любители воевать По оценке ректора академии госслужбы и управления Нины Нестеровой, можно дискутировать с авторами концепции и искать какие-то другие «маркеры», но ключевые ценности, характеризующие культуру коми, питерские эксперты определили абсолютно точно и безошибочно. – У меня вначале были сомнения по поводу того, насколько верным будет взгляд со стороны. Но разработчики концепции продемонстрировали высочайший профессионализм, поскольку то, что представлено, соответствует реальной ситуации, – отметила Нина Нестерова. Так вот, эксперты выделили, что коми отличает уважительное отношение к природе. Человек у коми – не хозяин, не повелитель природы, а часть ее. Можно сказать даже – дитя природы. Судя по промысловому календарю, коми знали, когда какого зверя можно бить. Это народ охотников и рыболовов, но коми не большие любители воевать и всегда предпочитают уйти от прямого конфликта, открытой конфронтации. Их отличает толерантность. Коми не стремятся ассимилировать другие народы, но и не выказывают большой готовности ассимилироваться с кем бы то ни было. Это свободолюбивый народ, поскольку сразу перешагнул из родового общинного уклада в социализм, счастливо избежав крепостного права и других форм рабовладения. Все это, как считают специалисты, свидетельствует о высокой приверженности коренного населения Республики Коми принципам экологического бытия. А следовательно, нам необходимо развивать экотуризм. «Это направление растет, прирастает, у него огромный потенциал, и мы на него ставим как на суперперспективный», – аргументировала свою позицию Тамила Железняк. Своеобразную точку в разговоре поставил министр культуры республики Артур Рудольф. – Мы занимаемся туризмом давно, «бродили» по этим темам вдоль и поперек, но с такой подачей материала я столкнулся впервые. Хотя я и раньше видел некое перекликание между тибетской тематикой Рериха и нашим этнофутуризмом, но не уловил того, что Коми может восприниматься как сакральное место, где человек возвращается в лоно природы. Мне кажется, это очень перспективное направление, и я наконец-то увидел «свет в конце туннеля», поскольку теперь благодаря крепко сколоченной концепции понятно, в каком направлении двигаться дальше, – оптимистично заключил министр культуры. Зеленая республика с приставкой ЭКО Исходя из сказанного, за основу в продвижении региона эксперты предлагают взять слоган «ЭКО Республика Коми». Это соответствует культурному коду коми народа и мировым трендам в развитии турбизнеса. В отличие от слогана, который выбрал для себя Ненецкий автономный округ («Кладовая европейского севера»), с помощью выдвигаемого экспертами определения до туристов будет донесена самая важная для них информация: «Коми – это место, где природа сохранилась в первозданном виде, где сбываются мечты, где можно обрести гармонию и душевное равновесие». Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Юрий Лисин усомнился было, что этот слоган будет восприниматься адекватно хотя бы из-за того, что трубы «Монди Сыктывкарский ЛПК» дымят денно и нощно. Но тут слово взял менеджер международного проекта ПРООН/ГЭФ Василий Пономарев, который, напротив, полагает, что приставка «эко» более чем уместна. – Мне, как ученому, приходилось заниматься организацией различных международных конференций, симпозиумов и семинаров. И когда в 90-е годы к нам стали приезжать иностранцы, они очень удивлялись, что не видят кругом нефтеразливы, не замечают пьяных людей, а в СМИ тогда наперебой сообщали только об этом. С точки зрения иностранцев, у нас действительно «зеленая» республика, – считает Василий Пономарев. Зеленый цвет и должен стать основным цветом в продвижении региона. Если Москва – красная, а для Питера характерны оттенки серого цвета, то для коми сакральным цветом является зеленый. Ассоциироваться республика должна со столбами выветривания на плато Маньпупунер. Это генеральный ресурс, его надо активно продвигать. У потребителя должен со временем образоваться знак равенства: говорим Коми – подразумеваем Маньпупунер, говорим Маньпупунер – подразумеваем Коми. По мнению Тамилы Железняк, уникальный шанс возбудить интерес к себе благодаря победе в конкурсе «Семь чудес России» республика почему-то так и не использовала, и теперь эту ошибку надо исправлять. Центральным информационным поводом для закрепления бренда республики на рынке туризма, по мнению разработчиков концепции, должен стать столетний юбилей Республики Коми. По результатам заседания членам рабочей группы было поручено представить в течение недели свои предложения и замечания. После утверждения концепции позиционирования будет начата работа над стратегией развития туризма в Республике Коми. Затем последует разработка конкретной программы действий. По словам Тамилы Железняк, у республики есть все шансы, чтобы, собираясь в отпуск, российские туристы восклицали бы: «А куда же еще, если не в Коми?» Ольга САЖИНА. Разработчики концепции представили и визуальный образ региона, в основу которого заложены самые существенные характеристики края. В контуре символа угадываются птица и рыба. В качестве основных цветов использованы цвета государственного флага республики: зеленый и синий. Признаться, реакция сидящих в зале представителей рабочей группы была более чем сдержанной. Сколько ни вопрошала Тамила Железняк, нравится символ или нет, родной он или нет, так никто и не отозвался ни утвердительным, ни отрицательным ответом. Напомним, что в июне 2008 года Правительством РК была принята Концепция развития туризма сроком до 2020 года. Как пояснила нам замминистра экономического развития Коми Ольга Конакова, та концепция не была закреплена никаким нормативно-правовым актом. Это был не более чем рамочный документ, в котором определялось, в каком направлении следует двигаться дальше. А вот последовавшая за концепцией стратегия развития туризма «Основные направления развития туризма в РК на период до 2020 года» была закреплена распоряжением Правительства РК в конце 2010 года. «Но этот документ – не догма, если появится такая необходимость, в документ будут внесены изменения», – констатировала Ольга Конакова. Срок действия принятой в ноябре 2009 года программы «Развитие въездного и внутреннего туризма на территории Республики Коми» истекает в конце нынешнего года. Затем будет разработана и принята новая – на 2013-2015 годы. Заказывало и разрабатывало действующую пока программу Агентство РК по физической культуре, спорту и туризму. |