Общество |
19 апреля 2012 года |
Встречное движение/ Руководство республики и СЖД ищут решение проблем железнодорожных перевозок
Львиную долю жалоб граждан принял на себя заместитель начальника СЖД по пассажирским перевозкам Сергей Пастернак.
Впервые за два года бесплодных попыток решить проблемы пассажирских перевозок в республике ОАО «РЖД» смогло договориться с республиканскими властями о сохранении пригородного сообщения и наметить пути дальнейшей работы по развитию транспортной инфраструктуры. Об этом в минувший вторник в ходе прямой линии в Общественной приемной Главы РК заявили представители многочисленной делегации Северной железной дороги. Всего за время двухчасового разговора было принято около 40 звонков практически из всех уголков республики. Наперебой люди высказывались о наболевшем в расчете получить ответ из уст высокого железнодорожного начальства, которое, кстати, не переводило стрелки, отвечая по существу. От рабочих к пригородным Первой прорвалась на прямую линию жительница поселка Сыня Печорского района Лариса Скиба, которую волновал вопрос сохранения движения так называемых рабочих прицепных вагонов, с помощью которых жители глубинки добираются до соседних населенных пунктов. Напомним, речь идет о приостановке по решению РЖД движения по маршрутам, не имеющим статуса пригородных: Мадмас – Микунь, Печора – Инта, Ираель – Сосногорск, Инта – Ошпер. Заместитель начальника Северной железной дороги по пассажирским перевозкам Сергей Пастернак развеял тревогу женщины, пояснив, что в минувший понедельник было подписано соглашение между железнодорожниками и властями республики по организации транспортного обслуживания населения пригородными перевозками до конца 2012 года, в котором предусмотрено курсирование восьми пар пригородных составов, включая все направления, которые ранее функционировали. И уже с минувшего вторника, 17 апреля, так называемые рабочие или хозяйственные прицепные вагоны ушли в прошлое. Вместо них на линию выйдут пригородные поезда, парк которых будет постепенно обновляться в соответствии с современными требованиями. И в перс-пективе жителям Коми «будут вправе позавидовать жители других регионов», заметил С.Пастернак. Ты – мне, я – тебе Немало нареканий у жителей республики вызывает состояние вокзалов, перронов на станциях. Проблема, по мнению железнодорожников, разрешима при наличии встречного движения, конструктивного диалога с региональными властями. Речь идет о софинансировании убытков на пригородном сообщении. В тех регионах, где выпадающие доходы покрываются из бюджетов субъектов РФ, где железнодорожники работают безубыточно, ОАО «РЖД» незамедлительно направляет средства на реализацию проектов модернизации, реконструкции станций, платформ, улучшение пассажирского комплекса. В прошлом году компания «РЖД» недополучила дохода только по Коми 117 миллионов рублей, в этом – поменьше, примерно 111. По всей видимости, придется экономить на фонде оплаты труда, отметил С.Пастернак, за счет сокращения числа тех же путевок, чтобы не провоцировать отток кадров. На апрельскую сессию Госсовета РК будет вынесен вопрос о возмещении половины всех выпадающих доходов по пригородному сообщению в размере 50 миллионов рублей. В ответ РЖД планирует направить 280 миллионов рублей на строительство вокзалов в Сосногорске и на станции Княжпогост. В настоящее время идет проектирование, строительство начнется в 2013 году. В ближайшие два года будут выделены средства на косметический ремонт зала ожидания вокзала и на поэтапный капремонт платформы станции Ираель. Правда, в связи с этим последовал неожиданный вопрос от исполнительного директора Общественной палаты РК Галины Кравченко, которая выразила мнение части жителей республики, недоумевающих, почему именно власти республики должны брать на себя бремя компенсации монополистам убытков. По мнению Г.Кравченко, если республика направит немалые средства РЖД, то придется урезать статьи финансирования по другим направлениям. С.Пастернак начал ответ с экономического ликбеза, заметив, что при себестоимости перевозки в один рубль цена на нее установлена регулирующим органом 50 копеек. По федеральному законодательству разницу между экономически обоснованным и установленным тарифом, или выпадающие доходы, компенсирует государство. В противном случае бремя расходов в виде высоких тарифов на услуги перевозчика ляжет на простого жителя республики. Управа на вахтовиков Не менее популярным вопросом была озвученная жителями Воркуты, Усинска и других северных городов проблема антиобщественного поведения вахтовиков, которые следуют в поездах северного направления и мешают остальным пассажирам нормально путешествовать. При отсутствии работников линейной полиции вахтовики пьянствуют и дебоширят. С.Пастернак признал справедливость возмущения пассажиров и отметил, что только в первом квартале этого года было снято 384 нарушителя порядка из числа вахтовиков на поездах «Воркута – Москва», «Сыктывкар – Усинск». Чтобы кардинально изменить ситуацию, на недавнем совещании в региональном правительстве под председательством заместителя Главы РК Александра Бурова обсуждался вопрос обеспечения безопасности пассажиров при их совместном проезде с вахтовыми бригадами. К разговору были приглашены представители работодателей, Северного филиала «Федеральной пассажирской компании». В итоге были приняты кардинальные решения, которые позволят улучшить ситуацию. В частности, работодателей-газовиков, которые привлекают вахтовиков, обязали организовывать тесную взаимосвязь с железнодорожниками. Информация о группах вахтовиков, следующих поездами, будет направляться в полицию, в том числе в места, где дожидаются поезда группы вольнонаемных работников и где нередко возникают конфликты. Кроме того, разрабатывается новый график сопровождения поездов, что даст возможность выявлять слабо организованные группы и усиливать контроль за ними. Вагоны с вахтовиками будут прицепляться отдельно, планируется наладить сопровождение из числа представителей компании-работодателя, которые и будут нести ответственность за своих работников. Вопреки фактам Волнует жителей республики и отсутствие трех- и пятитонных контейнеров для отправки домашних вещей и небольших грузов. Железная дорога предлагает лишь 20-тонные контейнеры. А по закону переезжающим из районов Крайнего Севера из бюджета оплачиваются только затраты на аренду пятитонных контейнеров. Остальные средства фактически за воздух приходится выкладывать из собственного кошелька, что бьет по карману многих северян, в том числе и предпринимателей, доставляющих товары в северные города. Однако начальник Северного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Андрей Сидоров заявил, что озвученная информация не соответствует действительности. Сегодня по Воркуте имеется 46 заявок на перевозку грузов в пятитонных контейнерах, в Инте – 9. На воркутинской площадке находятся 119 готовых к отправке «пятитонок», на интинской – 62. Еще 65 контейнеров прибудут в Воркуту и 40 в Инту с ближайшими поездами. – Мы полностью удовлетворяем спрос населения в среднетоннажных контейнерах не только в Коми, но и в других регионах, – к удивлению позвонивших сообщил он. – До 1 июля ни один житель республики гарантированно не испытает проблем с перевозкой грузов. Вместе с тем в России производство трех- и пятитонных контейнеров свернуто. Как и во всем мире, используются более вместительные. Изношенные контейнеры списываются по сроку службы. Чтобы не возник острый дефицит, РЖД предлагает новый сервис. И с февраля этого года, а также в летний период дочерняя компания «РЖД-Логистика» при участии дирекции по терминало-складскому комплексу готова принимать к перевозке малотоннажные грузы в сборных 20-тонных контейнерах или крытых вагонах. Такое предложение поступило малым и средним предприятиям Сыктывкара, доставляющим товары на Север. Но пока отклика не последовало. Биотуалеты – пока мечта Пассажиров северных поездов дальнего следования возмущает отсутствие комфортных условий проезда, грязь в вагонах, их ветхое состояние, хамское отношение проводников, вынужденных порой обслуживать по нескольку вагонов, и даже отсутствие биотуалетов. Тарифы на услуги железной дороги растут, а качество перевозок снижается, уверяли позвонившие. С.Пастернак пояснил, что уже ведется работа по формированию и укомплектованию дополнительных бригад проводников на летний период на основе договоров с аутсорсинговыми компаниями. При этом он призвал пассажиров сообщать о фактах неадекватного поведения проводников по прямой линии РЖД, оставлять сигналы в журналах. Жалобы на некомфортабельные вагоны, следующие в южном направлении, отчасти обусловлены, по его мнению, тем, что лучшие вагоны отдаются в период летней оздоровительной кампании под специализированные эшелоны для отправки детей к месту отдыха и обратно. Впрочем, с тем, что вагонов мало, а старение парка продолжается, С.Пастернак согласен. Вагонный парк будут приводить в порядок по мере возможности. Вместе с тем делать капитально-восстановительный ремонт вагонов старше 28 лет службы, как раньше, железнодорожники не собираются. Справедливости ради, скорее всего, стоимость проезда в дополнительных поездах, сформированных не из лучших по комфортности вагонов, будет снижена. В этом году в Коми будет списано 42 вагона. Взамен поступят лишь 12 новых. Плюс 15 новых для оснащения поезда «Воркута – Москва», приобретенных по инициативе властей республики. Вагонов нового типа с дисковыми тормозами вообще пока ждать не стоит, заверил С.Пастернак. Так как для их обслуживания нужны специально оборудованные пункты осмотра, которых в арсенале СЖД пока нет. Но они появятся в воркутинском направлении в рамках выполнения плана развития пассажирского комплекса до 2015 года, пообещал С.Пастернак. Не меньше, по его словам, проблем с оборудованием вагонов биотуалетами, которые нуждаются в регулярном откачивании опять же в оборудованных местах приема сточных вод, которых также нет в наличии на СЖД. И все же есть надежда, что в ближайшие год-два такой пункт появится в Печоре. – «Федеральная пассажирская компания» ограничена в средствах на приобретение новых вагонов из-за того, что в 2011 году недополучила семь миллиардов рублей из российского бюджета, – пояснил С.Пастернак. – Такой же дефицит ожидается и в этом году. В любом случае будем стараться содержать парк вагонов в надлежащем виде и договариваться с государством о финансировании его обновления. Баланс интересов Не устраивает людей и вечная нехватка мест в плацкартных вагонах поезда «Сыктывкар – Троицко-Печорск». Оказалось, что дополнительный вагон в этом направлении – непозволительная роскошь для компании-перевозчика. Лишь в праздничные и выходные дни, в летний период, когда пассажиропоток увеличивается, число вагонов пополняется. Правда, представители СЖД пообещали провести анализ ситуации. Если он покажет, что число пассажиров растет, то вполне реально прицепить дополнительные вагоны и в обычные дни, заверила начальник северного железнодорожного агентства Северного филиала ОАО «ФПК» Елена Тишкова. Пришлось участникам прямой линии выслушать поток негодования от жителей республики, особенно поселка Мадмас Усть-Вымского района, из-за прекращения движения поезда «Сыктывкар – Котлас». Сегодня сельчанам приходится добираться до Сыктывкара другими составами, с пересадкой в Микуне, по более высокому тарифу. С.Пастернак ничем не порадовал звонивших, категорично заявив, что короткосоставный поезд «Сыктывкар – Котлас» был отменен, и о возвращении на линию речи пока идти не может, так как нерентабельно движение одного-двух вагонов в составе пассажирского, а тем более скорого поезда. Для этого предназначены пригородные поезда, развитием системы которых готовы заняться перевозчики при поддержке властей региона. Поезд «Микунь – Мадмас» уже приобрел статус пригородного. Будет откорректирован неудобный график его движения, чтобы людям не приходилось ждать по нескольку часов до пересадки на следующий состав, идущий в Сыктывкар. Скорый поезд – не трамвай Обсуждались и проблемы закрытия нерентабельных касс по продаже билетов (к примеру, на станции Юкарка), не приспособленных для инвалидов мест посадки в вагоны. На все претензии представители СЖД дали многообещающие ответы. К примеру, платформа в Сыктывкаре будет обновлена к 2015 году с учетом современных требований. Откликнулись перевозчики на предложение организовать в вагонах специальные места для инвалидов и пенсионеров. Что касается закрытия убыточных станций, то оказалось, есть возможности решения проблемы при поддержке местных властей. На просьбы увеличить число остановок скорых поездов С.Пастернак пояснил, что перевозчик и так идет навстречу пассажирам. «Увеличивая время следования в пути за счет новых стоянок, мы рискуем превратить скорый поезд в подобие городского трамвая», – в сердцах отметил он. Печорцы посетовали на неудобство посадки в московский поезд, который подают на третий путь, где отсутствует перрон, и люди вынуждены прыгать с поклажей и детьми на полутораметровую высоту, чтобы попасть в вагон. При этом на первом пути ждут прицепки пара-тройка беспересадочных вагонов, которые можно отогнать в тупик на время посадки, что и делалось ранее. По словам заместителя начальника дороги по Сосногорскому региону Тимура Шалашнева, в планы до 2015 года строительство перрона в Печоре не включено. Но план формирования поездов через Печору с 27 мая в связи с вводом нового пассажирского графика будет изменен с учетом пожеланий жителей района. Под занавес прямой линии железнодорожники выразили готовность «чаще встречаться» и обсуждать накопившиеся проблемы. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |