Общество |
18 апреля 2012 года |
К доске - на ощупь/ Сыктывкарским школьникам преподали уроки доброты и понимания
На прошлой неделе в сыктывкарской школе №26 прошли необычные уроки: ребята выходили к классной доске с завязанными глазами, прыгали на одной ноге, пробовали управляться одной рукой. Однако то, что постороннему наблюдателю могло показаться просто детскими шалостями, на самом деле было попыткой понять, каково приходится в этой жизни человеку с ограниченными возможностями. Школа № 26 стала стартовой площадкой для запуска в Сыктывкаре проекта Коми республиканского отделения Всероссийского общества инвалидов под названием «Уроки доброты». В необычных занятиях приняли участие школьники первых-пятых классов. Мы побывали на одном из уроков в пятом классе. Вопреки ожиданиям неуклюжие прыжки одноклассников и выполнение разных действий на ощупь у наблюдавших за всем этим ребят ехидного смеха не вызывали. Все, о чем просили проводившие занятие волонтеры, они выполняли хоть и с улыбкой, но вполне ответственно. Потом так же серьезно рассказывали о своих ощущениях. Как вы думаете, часто ли люди бывают инвалидами и отчего можно стать инвалидом? Чем инвалиды отличаются от здоровых людей? Как люди относятся к ним? Как относитесь лично вы? Судя по разнообразию ответов на эти вопросы волонтеров, ребята не так уж мало знают об инвалидности. В конце беседы все пришли к выводу, что инвалиды отличаются от здоровых людей только тем, что они ограничены в физических возможностях. Именно по этой причине они нуждаются в большей заботе и внимании окружающих. Для проведения уроков доброты в Сыктывкар приехали представители общественных организаций инвалидов со всей республики – всего сорок человек. Проведению занятий их обучали специально приехавшие из Москвы представители общественной организации «Перспектива». Они присутствовали и на «боевом крещении» своих коллег из Коми, внимательно следили за ходом урока, а после анализировали ошибки. Как рассказал нам руководитель группы преподавателей организации «Перспектива» Сергей Прушинский, первые такие уроки были разработаны в 1997 году членами их организации. За основу был взят опыт подобных общественных организаций в Калифорнии, США. Поначалу уроки проводили в Нижнем Новгороде, но постепенно география проекта расширялась, и сегодня занятия со школьниками по пониманию инвалидности проводятся в целом ряде школ центральных городов 27 регионов России. В нашей республике уроки доброты уже не первый год проводятся в Ухте. После того как руководитель ухтинской организации инвалидов Маргарита Колпащикова возглавила Коми республиканское отделение ВОИ, она решила апробированный в Ухте опыт перенести на сыктывкарскую почву. Основной целью таких занятий является формирование у школьников адекватного отношения к людям с инвалидностью – отношения на равных, без страха и жалости. По замыслу разработчиков проекта уроки доброты – это первый этап на пути к инклюзивному (совместному) образованию. Таким образом ребят готовят к тому, что рядом с ними могут учиться дети, отличные от них. – В нашем обществе люди с инвалидностью воспринимаются до сих пор как нечто необычное и инородное. Такое положение вещей складывалось десятилетиями, и трудно изменить его за короткий срок, но менять его следует. И начинать нужно с детей как с наиболее «открытой» и способной к диалогу части общества, – пояснил Сергей Прушинский. Большинство школьников, родители и даже некоторые учителя зачастую не знают о том, что их школа обучает на дому детей с инвалидностью. Недостаточное информирование и стереотипное отношение к инвалидам лишают их возможности совместного обучения или просто общения со сверстниками. В результате здоровые дети лишаются возможности научиться состраданию и пониманию, а дети-инвалиды вырастают замкнутыми и ограниченными. Программа занятий рассчитана на освещение таких тем, как стереотипы по отношению к людям с инвалидностью, медицинский и социальный подход к пониманию инвалидности, безбарьерная среда, возможности и интересы людей с инвалидностью, терминология и этикет в общении с инвалидами и т.д. Школьные занятия построены таким образом, чтобы ученики могли прочувствовать каждую ситуацию на своем личном опыте и поделиться своими эмоциями и чувствами с другими ребятами. Важную роль играет то, что занятия проводятся молодыми людьми с инвалидностью, так что дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к таким людям, общаясь с ними напрямую. Таким образом ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды – такие же люди, как и все остальные: они делают то же, что и все, только иногда другими способами. Важно еще и то, что дети делают выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия. В ходе занятий активно используется наглядный материал – книги по Брайлю, фотографии, видеозаписи, что позволяет детям лучше понять ранее неведомый им мир. Как рассказала нам организатор мероприятия Людмила Чемекова, в ближайшей перспективе уроки доброты станут обычной практикой и будут проводиться во всех школах города. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.
В Республике Коми по состоянию на 1 февраля 2012 года значатся 74 тысячи 183 человека с инвалидностью (около 8 процентов населения Коми). Из общего числа людей с ограниченными возможностями в Республике Коми – 3 тысячи 150 детей (около 0,5% от общего числа населения республики). |