Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
13 января 2012 года

Евгений Шарапов: "Корректировки по воде - только начало…"

Прошедший год в республике ознаменовался чуть ли не всенародной «войной» с управляющими компаниями. «Враги народа» от коммуналки получали выговоры и предостережения не только от местных властей и простых жителей, на них ополчились прокуратура, партийные комиссии, на некоторых руководителей даже завели уголовные дела. Но при этом, как правило, доводы самих коммунальщиков во внимание не принимались: злодеи, что с них возьмешь.

Мы решили посмотреть на пресловутые корректировки и другие грехи ЖКХ с другой стороны и буквально уговорили побеседовать с нами Евгения Шарапова, директора «Октябрьской управляющей компании» – одной из самых крупных в Сыктывкаре, которая обслуживает 239 жилых домов.

– Главная зимняя претензия – несвоевременная уборка снега – предъявляется управляющим компаниям на протяжении нескольких лет. Вот и нынешней зимой горожане снова сетуют, что таких заснеженных и заваленных сугробами улиц не было еще никогда. Евгений Евгеньевич, поясните наконец, почему так сложно вовремя убирать городские дворы и улицы от снега?

– Этот вопрос, я считаю, относится не столько к управляющим компаниям, сколько к ТСЖ и ЖСК. У нашей компании есть своя техника, есть четкие хозяйственные отношения с субподрядчиками, и мы знаем, что нам всегда дадут дополнительный транспорт, если это потребуется. У ТСЖ с техникой обычно проблема, поскольку им предоставляют в последнюю очередь, когда снегопад уже прошел и более крупные организации почистили свои площади. Соответственно, снег у них накапливается. Но все привыкли жаловаться почему-то на управляющие компании. Вот посмотрите в окно: наш дом почистили, а соседний – его обслуживает ЖСК – стоит в снегу. Но укоряют нас: дескать, это вы не чистите… Разве это правильно?

Но есть и другой момент. Когда беспрерывно идет снег, работу по очистке территории почти не видно, особенно если ветер тут же разметает сугробы. Кстати, жильцы даже нас просят о том, чтобы мы не очищали до асфальта, а оставляли немного снега: так легче везти санки с маленькими детьми.

– Вы попали в список коммунальных предприятий, на которые чаще всего жалуются сыктывкарцы. Какие основные претензии предъявляют вам горожане?

– Они касаются пресловутых корректировок по холодному водоснабжению, из-за которых столько шума. Вот почему они возникают? Никто ведь не задается этим вопросом, но все нападают на управляющие компании.

Как вы помните, эти корректировки начались в декабре 2010 года. Еще с середины 90-х годов людей приучали к тому, что если вы ставите приборы учета, то платить вы должны только по их показаниям. А теперь все поменялось на законодательном уровне, появились коллективные приборы учета. Итоговый объем потребленной в течение месяца воды делится на всех жильцов – сюда входят и потери во время эксплуатации, во время аварийных работ, и вода, потраченная сверх норматива. Ведь еще много собственников жилья, чьи квартиры не оборудованы приборами учета. Средняя статистика по городу такая: 70 процентов квартир имеют счетчики, 30 – не имеют. Есть один дом по улице Оплеснина, где, наоборот, 80 процентов квартир не оборудованы счетчиками. И в таких квартирах прописаны один-два человека, а то и вовсе никто не зарегистрирован. Но проживает там целая семья или же квартира сдается внаем. Счета им приходят по нормативам, но реально они потребляют воды гораздо больше. Вот эту разницу за них и оплачивают соседи. Людям объясняешь это, но они все равно не согласны, идут дальше, жалуются в прокуратуру.

Я общался с человеком, у которого в квартире нет никаких счетчиков. Он говорит: «А зачем они нужны? Я кран открыл, если вода недостаточно теплая, сколько нужно пролил, помылся, постирал». Когда стоят приборы учета, люди настраиваются расходовать ресурсы экономно. А кто этого делать не привык, им выгодно не устанавливать такие счетчики. Можно, конечно, и подкручивать – есть уже некоторые способы изменять показания приборов в сторону уменьшения: магниты, пылесосы и т.д.

Недавно мы поймали одного мужчину, который поставил прибор учета только на унитаз. Он ежемесячно подавал показания счетчика всего 0,1 кубометра. Но не может быть такого! Пришли, проверили. Потом выставили ему счет по нормативу с того момента, с которого, как мы посчитали, он подавал неверные показания.

– Но почему мне, если у меня есть счетчик, необходимо доплачивать за какого-то соседа или компенсировать потери при эксплуатации? Раньше ведь такого не было! Это против всякого здравого смысла и, естественно, крайне раздражает людей…

– Вот и объясняешь людям: это не мы, управляющие компании, такое придумали, чтобы разбогатеть,  это предписывает федеральное законодательство. Вынужден огорчить, но это только начало. Федеральный закон «Об энергосбережении» говорит о том, что до 1 июля 2012 года все собственники жилья должны установить общедомовые (коллективные) приборы учета. И не только по холодной воде, но и по горячей, на отопление и в перспективе – на газ. Общедомовые приборы учета теплоснабжения, которые жильцы должны приобретать за свой счет, в зависимости от модели, стоят 120-350 тысяч рублей. На большой дом, например, такой как на ул.Кутузова, 5, надо поставить четыре таких счетчика. Вот и подумайте, захотят ли, смогут ли жильцы, хоть и в складчину, покупать такие приборы учета. Закон их к этому не принуждает. Но поскольку счетчики должны быть установлены в любом случае, за них это сделает ресурсо-снабжающая организация, а расходы потом заложит в тариф на тепло вместе со ставкой рефинансирования.

Также в этом законе прописано, что и квартирные счетчики должны быть повсеместно. Тоже вопрос: как это будет реализовываться? В некоторых жилых домах счетчики на тепло придется ставить в каждой комнате, а они, знаете ли, тоже не дешевые. Но опять-таки никто насильно заставлять граждан устанавливать эти приборы не будет, и в этом случае все потери и сверхнормативное использование ресурсов поделят между соседями.

Но даже если все установят счетчики на тепло, я не уверен, что получится экономить на жилищно-коммунальных услугах. Без утепления наших панельных домов люди будут платить, возможно, еще больше. Когда возводили эти дома, никто ведь не просчитывал возможные теплопотери.

Еще в этом законе говорится о том, что ветхие и аварийные жилые дома не подлежат оборудованию приборами учета. Это нормально. Только вот понятие «аварийный» дом в законодательстве есть, а понятия «ветхий» уже нет, его убрали. Раньше таковым считали жилой дом с износом более 70 процентов. Если смотреть по Сыктывкару, то ветхих деревянных домов у нас около 150-200 штук, но признавать их таковыми официально мы не можем. Вот как с ними быть? Не знаю. Возникает правовая коллизия.

– А как-то можно повлиять на «халявщиков», за которых платят соседи?

– Конечно, мы пытаемся выявлять тех собственников, у которых не установлены приборы учета, а в квартире проживает по нескольку человек. Но фактически управляющая компания не может ничего сделать. Как решать такую проблему? Жильцы должны провести общее собрание, определить, что каждая квартира обязана оплачивать за потребленные услуги либо по счетчику, либо по нормативу на каждого проживающего там человека. Если же этого не происходит, то сами собственники должны ходить по квартирам, выявлять нарушения и составлять акты об этом. Я обращался по этому поводу в прокуратуру, предлагал подключить участковых и федеральную миграционную службу. Но понимания там не нашел. И в конечном итоге, если в доме нет какой-нибудь инициативной бабушки, у которой есть время и желание ходить по квартирам и выявлять нарушения вплоть до фотосъемки, с такими неплательщиками бороться сложно.

– Сыктывкарский мэр в прошлом году, критикуя управляющие компании, заметил, однако, что желающих заниматься этим бизнесом не так-то много. Он буквально сказал: очереди сюда не стоят, и в 2012 году, когда закончатся договоры со многими управляющими компаниями, выбирать будет не из кого… Почему? Это не выгодное предприятие?

– Действительно, обслуживание многоквартирных домов – занятие непростое. Играет роль психологический фактор. Бесконечный поток жалоб, сами понимаете, выносить очень тяжело. Если, например, заниматься торговлей, то здесь все понятно: за пять рублей купил – за десять продал, заплатил налоги – и считай чистую прибыль. А в нашем деле можно вложить, скажем, рубль, а получить обратно только семьдесят копеек. Возьмем деревянный дом, не оборудованный общедомовыми приборами учета. Мы выставляем жильцам счет за воду по нормативам или по квартирному счетчику, а нам ресурсоснабжающая организация предъявляет по фактическому потреблению. Это в полтора-два раза больше того объема, что оплачивают жильцы. И эти расходы я не могу предъявить людям, соответственно они ложатся на меня. У нас на обслуживании находятся 160 таких деревяшек.

Вообще затраты на эксплуатацию старых домов гораздо больше, чем на кирпичные или панельные. Немалый процент сыктывкарских домов имеет большую степень изношенности. Многие из них вводили в эксплуатацию еще в 60-х годах прошлого века. Но есть и деревянные дома 1931-1935 годов рождения, степень износа которых достигает 100 процентов. И с каждым годом проблема изношенности жилого фонда в Сыктывкаре нарастает. Аварийные и ветхие дома необходимо дотировать из бюджета.

Многие говорят: смотрите, как хорошо в Москве живут – дворник работает с шести утра! Но там городские власти доплачивают за содержание и ремонт жилья из местного бюджета. Поэтому и средняя зарплата дворника в Москве – 25-30 тысяч рублей. Думаю, у нас бы многие пошли на такую зарплату…

– А наши дворники сколько получают?

– В среднем от пяти до восьми тысяч рублей за участок, это примерно один девятиэтажный дом. В прежние времена дворников, уборщиков, работников по благоустройству привлекали на работу не столько зарплатой, сколько жильем. Сейчас таких мер социальной поддержки у нас нет. Чтобы, скажем, выплатить дворнику 12 тысяч рублей на руки (это средняя зарплата за два участка), надо сверху накрутить еще столько же – чтобы заплатить всевозможные налоги, накладные расходы, инвентарь и т.д. И эту сумму в 24 тысячи рублей распределить среди жильцов, чью территорию убирает этот дворник. Получается, по пять рублей с каждого квадратного метра жилплощади.

На такую работу соглашаются в основном пенсионеры, граждане, которым надо немного доработать до пенсии. Бывает, соглашаются поработать инвалиды. Привлекаем даже людей, у которых есть задолженность по коммуналке. Одна женщина после основной работы трудится у нас на полставки и таким образом рассчитывается с долгами.

– Вы сетуете на ветхий жилфонд. В прошлом году по программе софинансирования капитально отремонтировали только 10 сыктывкарских домов. Почему так мало, как Вы думаете?

– Федеральный закон №185, который предусматривает капитальный ремонт жилых домов на условиях софинансирования с собственниками, к сожалению, не помогает решить эту проблему. По данным российского минрегионразвития, ремонтируется только 1,5 процента от общего количества жилья в России. А надо как минимум три процента. Эта программа скорее «косметическая», большой помощи она не оказывает.

В Сыктывкаре почти три тысячи жилых домов, из них 60 процентов – деревянные. Капитально ремонтировать их, наверное, уже нет смысла. Поддерживать – да. А еще лучше было бы их расселять.

Вообще, деятельность Фонда по поддержке ЖКХ, с чьей помощью проводится капремонт, думали прекратить уже в 2012 году, ведь идем к тому, чтобы переложить все затраты на плечи населения. Но Президент России поручил правительству проработать вопрос о продлении деятельности фонда до конца 2015 года. Чтобы деятельность этого фонда была эффективнее, на мой взгляд, надо продумать систему накопления денег на счете конкретного жилого дома. И не просто аккумулировать средства на лицевых счетах, а прокучивать их, чтобы не съела инфляция…

Беседовала Ольга КЕРМАС.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

·        Не мы, управляющие компании, придумали корректировки, чтобы разбогатеть,  это предписывает федеральное законодательство. Вынужден огорчить, но это только начало.

·        Многие говорят: смотрите, как хорошо в Москве живут – дворник работает с шести утра! Но там городские власти доплачивают за содержание и ремонт жилья из местного бюджета. Поэтому и средняя зарплата дворника в Москве – 25-30 тысяч рублей. Думаю, у нас бы многие пошли на такую зарплату…

·        В Сыктывкаре почти три тысячи жилых домов, из них 60 процентов – деревянные. Капитально ремонтировать их, наверное, уже нет смысла. Поддерживать – да. А еще лучше было бы их расселять.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №240 (4637) - 30 декабря 2011 года

Дина Сичкарь: "Наша статистика опровергает суеверия"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 3 (4640)
13 января 2012 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»