У прилавка |
16 декабря 2011 года |
Не откажет ли суд в иске к банку из-за срока давности?
– Слышал, что после судов банки возвращают заемщикам комиссионные за ведение ссудного счета, поскольку это незаконно. Я брал кредит пять лет назад, а срок исковой давности составляет три года. Не откажет ли мне суд в иске из-за срока давности, если я попытаюсь теперь вернуть сумму выплаченных мною банку комиссионных? Отвечает руководитель региональной общественной организации «Центр защиты потребителей» Дмитрий Пахмутов. – Эти вполне закономерные сомнения еще недавно подкреплялись и «отказными» судебными решениями – и в Воркуте, и в Сыктывкаре городские суды за дату отсчета срока давности принимали день заключения кредитного договора, и если с этой даты до подачи иска в суд прошло больше трех лет, оставляли требования потребителя о возврате ежемесячных банковских комиссий без удовлетворения. Однако 7 ноября нынешнего года Верховный суд РК поставил точку в толковании исчисления срока давности. По кассационной жалобе РОО «Центр защиты потребителей» судебная коллегия отменила первое из таких решений Воркутинского горсуда и вынесла новое, по которому в пользу потребителя были взысканы все комиссионные выплаты за три года и их индексация в связи с инфляцией. Также в пользу потребителя была взыскана компенсация за пользование чужими деньгами и возмещен моральный вред. При этом Верховный суд Коми указал, что раз кредитный договор предусматривает в составе ежемесячных выплат не только проценты, но и комиссии (которые не имеют потребительской ценности), то и трехлетний срок на обращение в суд должен отсчитываться в отношении каждого такого платежа отдельно и именно с даты его внесения. Вроде бы очевидная норма, но раньше она работала только на банки, которые всегда могли получить через суд с заемщиков долги в рамках последних трех лет, даже если сам кредит был выдан пять лет назад. Теперь же и потребители отстояли свое право на возврат незаконных поборов на глубину трех лет вне зависимости от даты заключения договора. Приятно, что наши доводы в защиту потребителя приняты судом. Хотя на доказывание своей правоты у нас ушло полгода, результат этого дела теперь будет безусловным ориентиром для разбирательства аналогичных споров. Дорожка, как говорится, протоптана. О фактах нарушения потребительских прав либо о примерах разрешения конфликтных ситуаций читатели могут сообщать в редакцию по телефону 24-30-67. Напрямую потребители могут обратиться с письменной жалобой в Управление Роспотребнадзора по РК по адресу: г.Сыктывкар, ул.Орджоникидзе, д.71. Также можно звонить по телефону «горячей линии» 21-30-61 по средам с 9.00 до 13.00. |