Человек и Закон |
16 декабря 2011 года |
В мире сгоревших путевок/ Из-за руководителя турфирмы праздничные вояжи сыктывкарцев могут сорваться
В Сыктывкаре разгорается скандал, связанный с турфирмой «Мир горящих путевок», руководит которой редпринимательница Светлана Напалкова. По предварительным данным, несколько клиентов, купивших в этой фирме туры, узнали о том, что не полетят в теплые страны, поскольку деньги за их поездки турфирма не перечислила туроператору. РАНЕЕ фирма, возглавляемая С.Напалковой, носила название «Магазин горящих путевок». По информации портала «Турпром», управляющая компания «МГП» исключила турагентство С.Напалковой из своей сети еще 13 апреля. Но какое-то время фирма работала под прежним названием. Недавно новый офис фирмы открылся под названием «Мир горящих путевок». Сейчас в полицию Сыктывкара подано уже пять заявлений от клиентов фирмы, которые считают себя обманутыми. В числе тех, чьи турпоездки под вопросом, оказались в основном люди, решившие провести новогодние каникулы у теплого моря. Пока общий ущерб, предположительно нанесенный отпускникам, оценивается в 300 тысяч рублей. Больше всех пострадала сыктывкарская семья, выложившая 200 тысяч за новогодний тур в Арабские Эмираты. Родители решили вывезти двоих детей в теплую страну, но, похоже, их планам не суждено осуществиться. Интересно, что о срыве отпускных планов некоторых клиентов честно предупредили сотрудники фирмы. Турагенты звонили и сообщали, что передали деньги, внесенные клиентами, руководителю фирмы Светлане Напалковой, но она средства в счет оплаты путевок не перечислила. Куда делись деньги и что делать отпускникам теперь, неизвестно. Получить объяснения от самой Светланы Напалковой туристам не удалось (а если и удалось, то не сразу), поэтому они обратились в полицию и в средства массовой информации. Как рассказали в ОБЭП УМВД РФ по Сыктывкару, сотрудникам полиции С.Напалкова призналась, что у фирмы возникли финансовые трудности, поэтому деньги клиентов она использовала на другие цели. При этом предпринимательница якобы заверила, что приложит все силы для того, чтобы новогодний отдых клиентов не сорвался. А уж верить или не верить ее обещаниям – каждый из клиентов фирмы должен решить для себя сам. Полицейские пока не готовы сказать, есть ли в действиях бизнесвумен состав преступления. Сейчас проводится проверка, по завершении которой будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела. Пока же стражи порядка рекомендовали предпринимательнице не продавать новых туров и не принимать деньги у новых клиентов, поскольку продолжение деятельности на фоне скандала может быть истолковано не в ее пользу. ЭТА ситуация вызвала серьезную обеспокоенность Ассоциации туристических агентств РК. Туроператоры боятся, что история с «Миром горящих путевок» подорвет доверие ко всему туристическому бизнесу в Коми. На прошедшей вчера пресс-конференции президент Ассоциации туристических агентств РК Мнацакан Никогосян и начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора РК Ольга Акулова заверили, что, несмотря на неприятный инцидент, туристам не стоит кидаться в крайности и отказываться от поездок за рубеж. Кроме того, клиентам турагентств посоветовали быть внимательнее при составлении договоров и самое главное – не гнаться за дешевизной. – Словосочетание «горящие путевки» на многих действует как гипноз, – заметил М.Никогосян. – Но большие скидки – это первое, что должно насторожить клиента. Насколько нам известно, в то время как другие агентства предлагали скидки в 2-3 процента, Напалкова продавала путевки с 10-11-процентной скидкой. Из-за этого она имела очень маленькую прибыль, но при этом решилась открыть еще и второй офис. А содержание второго офиса – это очень накладно. В результате деньги клиентов пошли на уплату разных долгов вместо их непосредственного назначения. В итоге, по утверждению М.Никогосяна, Светлана Напалкова забрала из кассы средства клиентов и сотрудников и скрылась. По данным президента ассоциации турагентств, пропало от 4,5 до 5 миллионов рублей. На сегодня эта сумма официально не подтверждена. Вторым фактором риска при покупке путевки, по словам М.Никогосяна, является сезонность. Наиболее опасное время для покупки путевок – с сентября по апрель. В это время продажи путевок резко снижаются и соответственно возрастают риски банкротства турфирм. По мнению Ольги Акуловой, каждый клиент должен запрашивать у турагента всю необходимую информацию о туроператоре и страхователе: их местонахождение, почтовый и электронный адрес. Имея контактные данные туроператора, клиент всегда может поинтересоваться напрямую, оплачены ли турагентом деньги за путевку. Вообще, по мнению Ольги Акуловой, клиентам нужно внимательнее читать все договоры, под которыми они ставят свои подписи. Права потребителя ущемляются практически во всех договорах об оказании туруслуг. В частности, незаконным является пункт, позволяющий исполнителю в одностороннем порядке изменить категорию отеля. Наиболее частым нарушением прав потребителей являются также штрафные санкции, которые применяются к клиенту при расторжении договора. «Законом о защите прав потребителей четко прописано, что потребитель имеет право расторгнуть договор в любое время с возмещением понесенных затрат», – заметила представитель Роспотребнадзора. На вопрос журналистов, не стоит ли создать черный список неблагонадежных турагентств, Мнацакан Никогосян ответил, что в этом нет смысла, потому что от банкротства не застраховано ни одно агентство. Проще опубликовать «белый список». В республике есть туристические агентства, зарекомендовавшие себя в качестве надежных. В ближайшее время Ассоциация турагентств Республики Коми создаст свой сайт, где можно будет получить необходимую информацию о турагентствах, входящих в ассоциацию. Людмила ВЛАСОВА, Галина ГАЕВА. |