Из первых уст |
22 октября 2010 года |
Михаил Сосин: "Однажды утром я проснулся и решил стать кузнецом"
Сосногорский кузнец Михаил Сосин уже хорошо известен в республике по памятнику «Токующий глухарь». Символ Сосногорска – трехметровая фигура птицы на дереве «гастролировала» в Сыктывкаре во время дней Сосногорского района. А 14 октября, как мы уже сообщали, в одном из новых микрорайонов Сосногорска установили новую работу мастера – металлическую кованую сосновую шишку высотой два метра пятнадцать сантиметров. Рядом с шишкой стоит выкованная из металла белочка. Мы побеседовали с кузнецом в его мастерской на окраине Сосногорска. – Михаил Викторович, насколько мне известно, Вы не учились на кузнеца. Как же освоили это редкое в наше время мастерство? – Действительно, на кого я точно уж никогда и нигде не учился, так это на кузнеца. Учился техническому осмотру и ремонту автомобилей в лесотехническом техникуме, но потом бросил. Завершил учебу уже после армии. А перед армией освоил в училище несколько водительских категорий. Работал водителем лесовоза, много лет служил в пожарной охране. Три года назад в Вятском государственном университете получил высшее экономическое образование. Мог бы стать экономистом или бухгалтером. Но с детства меня притягивала работа с металлом и техникой. И желание работать с железом с годами только укреплялось. Десять лет у меня была собственная автомастерская, где я занимался кузовными работами, рихтовкой, покраской. Но около двух лет назад я продал этот свой бизнес и купил жене Юлии парикмахерскую. Сейчас это салон красоты «Стильный дворик». Хотелось заниматься своим любимым делом и быть востребованным. Поэтому я решил освоить что-то новое. И этим новым стало кузнечное дело. Можно сказать, что однажды утром я проснулся, встал и решил стать кузнецом. Учителя кузнечного дела в республике я не нашел. Поэтому самостоятельно читал книги, черпал нужную информацию из интернета, ездил на кузнечные фестивали и мастер-классы в другие города. Конечно, хотелось бы подучиться и получить профессиональное кузнечное образование, но думаю, что поздновато уже. Много средств было вложено в оборудование мастерской. Один только молот тянет на двести тысяч. Но сейчас затраты уже начали окупаться. Во многом благодаря нашей администрации, которая понимает, что Сосногорску нужны кованые скульптуры. Сейчас на улицах большинства российских городов можно увидеть металлических зверей, фольклорных, исторических или литературных персонажей. Они придают городам особый шик. Чижик-пыжик, заяц или Остап Бендер в Санкт-Петербурге, Пермяк – соленые уши и медведь в Перми, старуха Шапокляк в Саранске, купец и городовой в Нижнем Новгороде, металлическая карета в Казани, древние чувашские знаки в Чебоксарах... А у нас в республике такие изюминки в виде глухаря, шишки и белки есть только в Сосногорске. Большинство городов и райцентров по-прежнему «украшают» только статуи Ленина. Перед тем как заняться новым бизнесом, я, как дипломированный экономист, провел небольшое исследование и убедился, что кузнечное дело как экономическая ниша в республике пустует. Есть спрос, но нет предложения. Отдельные мастера, как правило, «сидят» только на кованых оградках. – Как-то Вы рассказывали, что любовь к металлу у вас появилась в детстве благодаря... наказанию. – Отец меня никогда в жизни, как говорится, и пальцем не тронул. А чтобы наказать, он заставлял меня выпрямлять гнутые гвозди. Причем не по одному гвоздику, а целыми ведрами. «Пока все гвозди не выпрямишь, гулять не пойдешь», – говорил он. У него на работе эти гвозди выбрасывали, а отец решил, что негоже пропадать добру. И приносил гвозди домой. Ну а выпрямлять их приходилось мне. Я не признавался отцу, но мне ужасно нравилось это наказание. Отец мой работал художником-оформителем. Большинство лозунгов в Сосногорске советской эпохи, такие как «Слава КПСС!» или «Мир! Труд! Май!», принадлежат его кисти. Я пытался привлечь его к кузнечному делу, но отец больше увлечен дачей. Хотя иногда он помогает мне в работе над эскизами. Так что с этих гвоздей все и началось. Сейчас я получаю моральное и материальное удовлетворение от своей работы. А что еще нужно для счастья? – Помимо монументальных глухаря и шишки, что Вам еще заказывают? – Есть и менее масштабные частные заказы. В период раскрутки кузни мы в основном занимались художественной ковкой оград, решеток, каминных наборов для дач и коттеджей. Сейчас мы уже выполняем vip-заказы. Заказчики – не только из Коми, но и из других российских городов. Отмечу, что ручная ковка стоит недешево. В качестве оригинального, эксклюзивного подарка на юбилей начальнику или другу заказывают кованые напольные или настенные часы, кресла, наборы для камина, настольные подставки для ручек и т.д. Очень много приходится делать настенных часов. Причем нужно не повторяться и каждый раз придумывать оригинальный дизайн. В качестве подарков почетным гостям «жемчужины Севера» приходится ковать герб Ухты. Ковал и герб республики. – В старину деревенские кузнецы в основном ковали подковы. У Вас были заказы на подковы? – Приходилось ковать и подковы – для новобрачных. Сейчас подкова – это прежде всего сувенир или талисман на счастье. Поэтому их заказывают на свадьбы. А кроме подков новобрачным я могу предложить кованые… блины. Это металлические блины размером с тарелку, на поверхности которых выбито два сердца. Жених и невеста при помощи буквенных клейм могут выбить на сердцах свои имена. На аллее, где сейчас стоит мой «Токующий глухарь», я планирую поставить небольшую кованую беседку для проведения свадебных ритуалов. Здесь же будет стоять арка, на которую можно будет закрепить именные блины новобрачных. – Кстати, а как появился ставший символом Сосногорска «Токующий глухарь»? – Это был заказ районной администрации к тридцатилетию Сосногорского района. Монумент был открыт 28 ноября 2009 года. Чтобы соблюсти все пропорции туловища глухаря, я тщательно изучил их на настоящей птице. Самое сложное в этой работе было изготовить пять тысяч двести стальных перьев. Самое маленькое из них – полтора сантиметра, а самое большое – один метр 35 сантиметров. Долго пришлось повозиться с головой и шеей птицы. Шею пришлось переделывать три раза. Отдельно занимались металлическим деревом, на котором гигантская птица должна была восседать. На скульптуру ушло около трех тонн стали. Шишка с белкой весят около четырех тонн. Шишка – это заказ городской администрации. Кстати, настольный металлический макет этой работы я подарил Вячеславу Гайзеру, когда он посетил мою мастерскую. – Получается, что ежегодно Вы делаете по одной масштабной работе. В прошлом году – глухарь, в этом – шишка. А что запланировали на следующий год? – Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы сделать для Финно-угорского этнопарка в селе Ыб «Древо жизни». Я уже продумал, как оно должно выглядеть. Но раскрывать секрет пока не буду. Могу только сказать, что на работу уйдет три-четыре месяца. – Необычное название Вы придумали для своего предприятия – ООО «МетведЪ». – Только к медведям оно не имеет никакого отношения. Метведъ – это от названия науки металловедение. Я себя не считаю ни художником, ни кузнецом, ни сварщиком. Хотя всем этим и занимаюсь. Я просто предприниматель. В моем деле главное – это не сделать, не сковать что-либо, а найти на свое изделие покупателя. Поэтому я вначале ищу заказчика, а потом уже реализую его мечту. – А кто Вам помогает в работе? – Постоянно в фирме «МетведЪ» – трое работников. Все они прекрасные специалисты, профессионалы своего дела. – Не планируете начать обучение кузнечному делу сосногорских подростков? Вот и вырастут Вам помощники. – Нет. Кузнечные мастерские – это все-таки не то место, где могут обучаться дети. Опасное это предприятие. Да и сложно воспитывать и учить чужих детей. Правда, мои сыновья – шестнадцатилетний Богдан и двенадцатилетний Антон – все каникулы проводят в нашем кузнечном цеху. Здесь они уже зарабатывают себе на то, что хотят купить. Ребята уже профессионально владеют всеми видами сварки, плазменной резкой, могут ковать. Авторская работа Антона – кованый цветок с паучком и паутиной – недавно заняла первое место в российском конкурсе. – Наверное, мечтаете о том, что сыновья продолжат Ваше дело и в Сосногорске будет династия кузнецов Сосиных? – Я не собираюсь заставлять их заниматься тем, что нравится мне. Вот Богдан кроме кузнечного дела занимается спортивными бальными танцами. И даже уже проводит свои мастер-классы. Каждый человек должен сам сделать свой выбор. – В сентябре на республиканском совещании, посвященном развитию народных художественных промыслов и ремесел, Вы предложили проводить в Коми фестивали по кузнечному делу наподобие тех, что проходят в Москве и Санкт-Петербурге. Что это за идея? – Сам я посетил уже ряд фестивалей, организованных Российской гильдией кузнецов. Был на фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, на Украине и в Белоруссии. Это очень зрелищные мероприятия, которые интересны как кузнецам, так и зрителям. Кузнецы на фестивалях смогут пройти мастер-классы и познакомиться с мастерами из других городов и регионов. А для публики это те четыре стихии, на которые можно смотреть бесконечно долго, – вода, огонь, металл и работа людей. Только вот опыта организации фестивалей у меня пока нет. А потому первый фестиваль хочу провести в родном Сосногорске. Приглашу сюда знакомых мастеров из Гильдии кузнецов России. Если фестиваль пройдет успешно, то можно будет выйти и на республиканский уровень. Можно провести фестиваль уже следующим летом во время празднования девяностолетия республики или, как предложил Вячеслав Гайзер, в рамках международного финно-угорского скульптурного симпозиума, который проходит ежегодно в Сыктывкаре. Изготовленные на фестивале работы могут затем украсить города и поселки Коми. А стимулировать развитие кузнечного дела в республике можно через систему заказов изделий мастеров в виде гербов для республиканских ведомств, муниципалитетов и отдельных учреждений и организаций. Это позволит кузнецам зарабатывать средства и создавать произведения искусства в металле. Беседовал Артур АРТЕЕВ. Фото Юрия ОСЕТРОВА. «На кого я точно уж никогда и нигде не учился, так это на кузнеца.» «Большинство городов и райцентров республики по-прежнему «украшают» только статуи Ленина.» «Я не признавался отцу, но мне ужасно нравилось это наказание – выпрямлять гвозди.» «Кроме подков, новобрачным я могу предложить кованые… блины, на которых выбито два сердца.» «Настольный металлический макет «Шишки» я подарил Вячеславу Гайзеру, когда он посетил мою мастерскую.» «Первый фестиваль кузнецов хочу провести в родном Сосногорске. Если пройдет успешно, то можно будет выйти и на республиканский уровень.» |