Общество |
23 июля 2010 года |
Ночной экстрим для вчерашних детей / Чем привлекают городскую молодежь приключения в заброшенных зданиях и коллекторах?
Каждую ночь с пятницы на субботу десятки молодых людей в Сыктывкаре выходят на темные городские улицы, садятся в машины и едут туда, где их ждут опасные, но увлекательные приключения. Под покровом ночи, в заброшенных зданиях, в труднодоступных местах они ищут коды и метки, которые должны привести их к победе. Ночной экстрим стал для них не просто игрой, это возможность победить свои страхи и комплексы, которых в обычной жизни они даже не замечали… Агент ожидает в «Весне» Мерный гул ночного кафе перекрывает неожиданный крик: «Ямадзуки ямадза!» Притомившиеся от скуки посетители с любопытством взирают на одиноко стоящего посреди зала парня: то ли ненормальный, то ли прикидывается. Однако молодой человек вполне адекватен. В повседневной жизни он студент факультета информационных технологий СГУ Андрей Елин. А вечером в пятницу для него начинается другая жизнь. В выходные дни, когда многие его сверстники по привычке коротают время в ночных клубах и у фонтанов, он вместе с такими же, как сам, неугомонными друзьями предпочитает играть во взрослые игры, в которые сегодня играет множество молодых людей не только в России, но и на других континентах. Экзотический выкрик – пароль для агента, который, возможно, находится в этом зале. Только он может дать заветный код, без которого невозможна игра. Полной уверенности в том, что агент находится именно в этом кафе, у Андрея нет: ведь и название заведения он тоже должен угадать. Членам его команды выдали зашифрованный текст со словами «Сакура расцветает…» Этот текст – своего рода подсказка для определения названия кафе, в котором должен ждать агент со спецзаданием. В лицо агента не знает никто, поэтому игрок может выйти с ним на контакт только условным криком. На долгие размышления времени нет: ведь их может опередить другая команда, разгадавшая шифр быстрее. А это значит, что противники могут быстрее получить код и выйти на следующий уровень. Первая попытка расшифровки оказалась неудачной: поначалу члены команды Андрея решили, что «Сакура» – это название столичного магазина, рядом с которым находится кафе «Сушки». Только в «Сушках» Андрей кричал зря – агента там не было. Правда, народ развеселил. Верной оказалась только вторая версия. Ребята решили, что в тексте пропущено слово «весной». Значит, название кафе должно быть «Весна». Агент действительно оказался там. Вверх по лестнице, ведущей вниз Проект международных городских активных игр называется «ENCOUNTER», что в переводе означает «схватка, столкновение». Почему именно так назвали игры организаторы, сказать трудно. Но название как нельзя лучше отражает суть происходящего. Эти ночные вылазки только внешне напоминают игру. На самом деле, по утверждению ребят, в ходе игры совершенно стирается грань между игрой и реальностью. Ведь ситуации, которые приходится преодолевать, требуют не только азарта и смекалки, но и мужества, умения брать «внутренние барьеры». Каждая игра – схватка с самим собой, со своим страхом, новый жизненный урок. Таким очередным уроком для Андрея Елина стала недавняя игра в Соколовке, которая проходила в здании недостроенного терминала аэропорта. Увлекшись поиском кодов, он в темноте обнаружил какую-то лестницу, ведущую вниз. Думал, это спуск на первый этаж. Спустился, побежал, освещая фонариком стены глухих помещений без окон. Когда понял, что никаких кодов там нет, решил идти обратно. Но фонарик выхватывал из темноты только длинные коридоры с абсолютно одинаковыми проемами по сторонам. Никакого выхода нигде не было. Ни голосов, ни света фонариков не было тоже. В общем, ситуация жутковатая. Почти как у героя фильма «Чародеи», блуждавшего в колдовских лабиринтах. Но тот хотя бы не в темноте блуждал, а тут вдобавок темень – хоть глаз выколи. Найти выход помогли отпечатки собственных следов на запыленном бетонном полу. Пошел по следам обратно. «Я тогда понял, что в подобных ситуациях нужно всегда запоминать, куда идешь, или оставлять метки. Ведь следы остаются далеко не всегда», – делится новым опытом Андрей. «Схватка» на Стефановской площади Сублицензию (франшизу) на организацию игр может получить любой желающий, независимо от размера потенциальной аудитории игроков и присутствия в регионе уже существующих организаторов. Оплатив установленный разовый взнос, зарегистрированный в системе пользователь получает права владельца на домен третьего уровня в зоне en.cx, на котором он имеет возможность организовывать свои игры по правилам проекта. За каждую проведенную игру ее автор обязан перечислить владельцам проекта определенную сумму, зависящую от типа игры и вступительных взносов, собранных с участников. Организатор самостоятельно решает, какие типы игр и в какое время будут проходить на его домене, а также сам устанавливает размер взноса на участие. В Сыктывкаре он минимален – только чтобы компенсировать расходы на игру и купить призы победителям – в среднем сто рублей. По правилам в каждой ночной игре есть штаб и полевые игроки. Функции штабного – всегда быть на связи, сидеть у компьютера, вносить найденные коды и взамен получать с сайта и передавать игрокам задания. Идея организовать эти игры в Сыктывкаре принадлежит индивидуальному предпринимателю Елене Панюковой. Первую игру «Схватка» Елена провела в упрощенном варианте – не ночью, как принято, а днем. И не на заброшенном объекте, а в центре города, на Стефановской площади. «Эмоций было валом, – вспоминает участница одной из команд той игры, а ныне – руководитель проекта «ENCOUNTER» в республике Вероника Горбачева. – Теплый апрельский день, скопление людей на площади, а нам нужно было в этой толпе найти агента, который должен был обнаружить себя только после предъявления пароля. Как подойти к незнакомому человеку с каким-то паролем? Люди, естественно, крутили пальцем у виска». Но агента они тогда все же нашли первыми из пяти играющих команд и последующее задание выполнили. Скоро Елена Панюкова отказалась от роли организатора и передала дальнейшее руководство Веронике Горбачевой, которая уже имела опыт игры. Вероника учится заочно на журналиста в Вятском университете. Сегодня она является руководителем проекта, автором почти всех игр и капитаном созданной ею команды «Кошачий суп». Благодаря ее активности в игру включилась ухтинская и интинская молодежь. Сегодня ухтинцы независимы и имеют свой домен в интернете. Награждаются «Ацкие псы» Ночные игры связаны с определенными рисками, о которых организаторы предупреждают в правилах. Поэтому участником можно стать только после 18 лет. В начале каждой игры капитаны команд сдают организаторам заполненные бланки договоров с подписями игроков о том, что они сознают и принимают на себя риски. Поначалу Вероника Горбачева пыталась убедить игроков заключить договоры в страховой компании, но те отказались: даже небольшие суммы ради какой-то страховки студентам отдавать не хочется. «В обычной жизни вряд ли кто полезет в коллектор, заброшенный подвал, будет спускаться с моста на страховке и бегать с рацией, а в условиях игры это абсолютно нормально, – говорит Андрей Елин. – Мы же все в детстве лазили по стройкам, по заброшенным зданиям. И у взрослого человека остается желание хватануть адреналину. Может, это грубый пример, но парни, отслужившие в армии, всегда чувствуют себя намного увереннее и даже как-то свысока поглядывают на сверстников, которые эту школу не прошли. «ENCOUNTER» тоже дает что-то похожее. Когда преодолеешь свой страх, это такое чувство радости: я смог!» А страхов игроки натерпелись разных. Как-то в поисках кода Вероника и еще два участника команды забежали в коллектор. Где-то в конце этого длинного туннеля шумела вода, и было ощущение, что большой поток движется навстречу игрокам. Примерно к середине пути Вероника почувствовала жуткую клаустрофобию, хотелось срочно бежать из этой трубы, которая словно давила на нее своими стенами. Идти дальше она категорически отказалась. Единственный фонарь пришлось отдать напарникам, потому что в горячке игры они забыли в машине свои фонари. Настоящий ужас начался, когда она осталась одна в кромешной темноте коллектора. Двигаться назад было опасно: на выходе из коллектора был водоотстойник, в который немудрено было упасть в темноте. Пришлось стоять на месте и ожидать возвращения друзей. Еще один игрок, Дмитрий Гвоздев, утверждает, что благодаря игре ему удалось победить страх высоты. Первый же найденный им код оказался на крыше водонапорной башни в деревне Еляты. Подниматься пришлось по ржавым шатающимся лестницам. С тех пор в своей команде он главный специалист по преодолению высоты. Когда долго нет «высоких» заданий, чтобы не забыть это чувство победы, специально лезет на крышу какой-нибудь высотки, чтобы постоять на краю. Игры содержат самые разные задания, о которых говорят и названия – «Мокрые войны», «Мозговой штурм», «Точки», «Фотоохота»… Проводятся они не всегда ночью. К примеру, фотоохота – дневная игра. Подробнее узнать о правилах игр можно на специальном сайте www.komi.en.cx. Кстати, итоги игры тоже подводятся на сайте. Дань уходящему детству Всего лишь за два года городская игра «ENCOUNTER» в Сыктывкаре переросла в настоящее молодежное движение. Со своими проектами ребята принимали участие в Ярмарке молодежных инициатив. В прошлом году на молодежном инновационном форуме «Селигер-2009» они заключили четыре соглашения на проведение игр в других городах и привезли оттуда благодарность от руководителя федеральной программы «Лидерство» за активную гражданскую позицию и вклад в организацию молодежных сообществ. Игроки сыктывкарских команд также тесно сотрудничают с Министерством образования РК и Избиркомом республики. В феврале прошлого года они реализовали два проекта, приуроченных ко Дню молодого избирателя и Международному дню инвалидов. А в мае текущего года провели турнир из четырех игр, посвященных 65-летию Победы. С просьбой провести у них игры обращались ребята из Корткеросского района. Но проведение игр в сельской местности затруднительно из-за плохого доступа в интернет. Потому и игры-то в основном ориентированы на городскую молодежь. Вручая командам-победителям майского турнира дипломы, начальник отдела молодежной политики Министерства образования РК Родион Коробейников не скрывал улыбки. Ему впервые приходилось вручать награды командам с такими забавными названиями: «Ацкие псы», «Кошачий суп», «Скользкий мох», «Двойной клик»… Пожалуй, названия команд – это последняя дань игроков уходящему детству. Потому что «ENCOUNTER» – игра для взрослых и смелых людей, сумевших сохранить в душе детскую тягу сделать шаг в свой страх. Галина ГАЕВА. Проект международных активных городских игр «ENCOUNTER» был разработан в 2001 году гражданином Белоруссии Иваном Маслюковым. Он придумал игру для молодых людей, жаждущих экстрима и азарта, как альтернативу пустому времяпрепровождению и способ развития скрытых возможностей. К игре сразу же подключились минские студенты, когда-то недоигравшие в казаки-разбойники. Вряд ли они могли ожидать, что вскоре их детище перешагнет границу Белоруссии и приживется сразу в нескольких российских городах. Сегодня экстремальные городские игры под брендом «ENCOUNTER» проводятся не только на территории стран бывшего СНГ, но и в США, Европе, Израиле. В нашей республике проект начал существовать с 1 февраля 2008 года. |