Из первых уст |
21 мая 2010 года |
Исламудин Астарханов: "Следить за чистотой территории должен собственник"
С наступлением весны в Сыктывкаре, как всегда, заговорили о проблеме мусора. Не без пафоса прошли общегородские субботники. Центр города стал чище. Но стоит заглянуть подальше, и без труда обнаруживаешь целые горы мусора. За примерами далеко ходить не надо. Берег реки Сысолы, улица Станционная – одна сплошная свалка. И таких мест в Сыктывкаре можно найти еще очень много. При этом то и дело возникают споры, кому убирать ту или иную территорию. Кто же все-таки несет ответственность за грязь и несанкционированные свалки бытовых отходов в городе? С таким вопросом мы обратились к прокурору Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Исламудину Астарханову: – Согласно федеральному законодательству сбор и вывоз отходов закреплены за муниципалитетами. Если земельный участок, на котором организована несанкционированная свалка, не закреплен за каким-либо предприятием или организацией, ответственность за мусор несет городская администрация как орган местного самоуправления. Но в первую очередь, конечно, к ответственности – административной, уголовной или гражданско-правовой – должны привлекаться те, кто собственно мусорит. Это могут быть как физические лица, так и юридические. На них также возлагается обязанность по устранению свалок. Нельзя сказать, что городская администрация бездействует. На ней лежит обязанность по организации сбора и вывоза отходов. А непосредственно сбором и вывозом занимаются предприятия коммунального хозяйства. Возьмем, например, жилые дома. Там вывозом мусора занимаются управляющие компании. Они должны не просто вывозить мусор, причем по графику, но и содержать в порядке придомовую территорию и площадку для мусорных контейнеров. Увы, с содержанием контейнерных площадок есть проблемы. С 29 апреля по 14 мая в Сыктывкаре мы провели проверку соблюдения санитарно-эпидемиологических и природоохранных требований при организации сбора и вывоза отходов с контейнерных площадок. В результате было возбуждено 13 дел об административных правонарушениях, в адрес руководителей предприятий внесено 5 представлений. Совсем недавно мы провели проверку по содержанию контейнерной площадки во дворе дома № 152 по улице Интернациональной. Эта площадка принадлежит управляющей компании, которая обслуживает малосемейное общежитие. Она выставила туда два контейнера. Кто-то поставил на эту площадку еще два контейнера, но не вывозит их. В этом районе расположено огромное количество различных учреждений и организаций, которые в процессе своей деятельности производят немало отходов, например, пиццерия. И все они выбрасывают мусор в контейнеры этой управляющей компании. Из-за этого контейнеры быстро переполняются, всюду мусор, а рядом – детский сад. Бардак! К кому мы только не обращались, когда искали собственников контейнеров! Но все открещиваются, мол, не наши. В этом году мы уже дважды привлекли эту управляющую компанию к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по сбору и вывозу мусора. Управляющая организация в свою очередь предложила руководителям близлежащих учреждений и организаций либо самостоятельно заниматься сбором и вывозом мусора, либо заключить с ней соответствующий договор и платить за услугу. Но ответов пока нет. Никто не хочет платить. – Получается, что виноватой остается управляющая компания, а не организации, не желающие платить за сбор и вывоз мусора? – В том-то и проблема. В этом районе располагается порядка 15 учреждений. Причем среди них есть и федеральные, и природоохранные структуры. Но только у четырех организаций есть проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), на основании которого в бюджет организации закладываются средства на вывоз отходов. Между тем согласно закону «Об отходах производства и потребления» такие проекты должны быть во всех учреждениях и организациях, на всех предприятиях, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса. Они должны представлять в Роспотребнадзор отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов. Я сильно сомневаюсь в том, что это делается. Одно из зданий в этом районе (№ 152 по улице Интернациональной) принадлежит ОАО «Фонд реализации программ развития экономики Республики Коми». Собственник обязан был сделать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на все здание, но при проверке выяснилось, что такого проекта нет ни у собственника, ни у одной организации, которая арендует там помещения. Вообще в республике около 40 тысяч хозяйствующих субъектов, которые обязаны иметь проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Такие проекты должны быть у детских садов, школ, больниц, бюджетных учреждений, унитарных предприятий и так далее. А имеют проекты порядка двух тысяч предприятий и организаций. Я настоятельно рекомендую всем посмотреть, есть ли такой проект, и если его нет, разработать. Ведь несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение штрафа (статья 8.2 КоАП РФ). Например, на юридических лиц – до 250 тысяч рублей. В некоторых случаях предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. – Нередко в местах массового отдыха людей, по берегам рек, появляются несанкционированные свалки. Кто должен заниматься этой проблемой? – Эта проблема актуальна из года в год. Перед вашим приходом мне позвонил сотрудник столичной администрации и сообщил, что в местечке Алешино в трехстах метрах от моста образовалась несанкционированная свалка. Он спросил меня: «Кто ее организовал?» Как кто? Люди, горожане. 16 мая мы внесли представление в адрес ректора Сыктывкарского государственного университета за ненадлежащую уборку мусора на территории учебного корпуса № 1. Там стоят гаражи, которые стали своеобразным отхожим местом. Естественно, вокруг них кучи мусора. Выяснилось, что на протяжении трех лет руководство учебного заведения пытается найти хозяев этих гаражей, но безуспешно. Убрать эти гаражи руководство СГУ не может, поэтому нет возможности огородить территорию и привести ее в порядок. Ректор университета, в распоряжении которого целый юридический факультет, оказался бессилен перед этой проблемой. Кто, скажите, там мусорит? Мы, люди. Сначала мусорим, а потом жалуемся, мол, город – помойка. Хотим жить в чистоте, но убирать за собой не желаем. Главная проблема, на мой взгляд, – это отсутствие экологической культуры у наших граждан и ответственности руководителей за выполнение своих функций и задач. Следить за чистотой территории должен собственник. – Значит, к примеру, несанкционированные свалки в лесу, коих у нас предостаточно, особенно вдоль трасс, должны убирать лесничества? – Сами трассы и прилегающие к ним территории обязаны содержать в чистоте организации, которые обслуживают ту или иную дорогу. А за чистоту в лесу отвечает тот, кому принадлежит земля. В прошлом году мы проводили проверку в Нювчиме. Там в лесу неподалеку от поселка образовалась огромная несанкционированная свалка. Мы привлекли к проверке и сельскую администрацию, и лесничество, на территории которого свалка и находилась. Выяснили, что свалку сделали местные жители. Выявить каждого, кто приложил руку к ее созданию, конечно, нереально. Но отвечать за нее пришлось именно лесничеству, которому мы предъявили иск. Лесничество иск признало, направило соответствующее ходатайство, чтобы им выделили деньги на уборку свалки и рекультивацию земель. – В конце прошлого года было закрыто несколько свалок в Прилузском районе. Они эксплуатировались с нарушением закона. Насколько все благополучно в вопросе переработки отходов сейчас? – Услуга по размещению отходов – платная. То есть каждая организация, в процессе деятельности которой образуются отходы, должна платить за то, чтобы отходы вывозились на специальные полигоны. Я уже говорил, что в республике около 40 тысяч хозяйствующих субъектов. Так вот, платят за размещение отходов на полигонах только шесть тысяч организаций. Между тем содержание полигонов – процесс очень затратный. Требования к полигонам предъявляются огромные, а средств выделяется мало. В республике 394 полигона, из них только один более-менее соответствует санитарно-экологическим требованиям. Это в Вуктыльском районе. Остальные, увы, нет. Мы действительно в прошлом году проверяли Прилузский район, где выявлено множество несанкционированных свалок. Ведь свалка – это естественное сопровождение поселения. А как в деревне избавляются от мусора? Отходы скидываются в тележку и отвозятся подальше от населенного пункта. Вот вам и несанкционированная свалка. А куда деваться? Население за вывоз мусора не платит, у сельской администрации денег, чтобы сделать все по закону, просто нет. Мы предложили сельским поселениям такой вариант. Существующие свалки закрыть, открыть площадки для накопления отходов. По закону на таких площадках можно хранить мусор до шести месяцев, а потом надо вывозить в места постоянного захоронения. Это гораздо дешевле, нежели вывозить мусор на полигоны ежедневно. Ведь для его транспортировки нужны спецмашины, обученные люди и так далее. Кстати, такой вариант, на мой взгляд, был бы актуален и для близлежащих к Сыктывкару поселков, таких как Заречье, Сидорполой, Седкыркещ, где несанкционированные свалки есть чуть ли не на каждой улице. А также для дачных комплексов. Можно было бы, например, накапливать мусор на таких специальных площадках в течение дачного сезона, а в конце дачного сезона вывозить его на полигоны. – Какие изменения должны быть внесены в законодательство, чтобы можно было решить «мусорную» проблему? – Надо изменить самый главный закон, который регулирует сбор, вывоз и переработку мусора, – Закон «Об отходах производства и потребления». Ведь там содержатся такие нормы, выполнить которые просто нереально. Начнем с того, что теперь все отходы считаются опасными и подразделяются на классы опасности. Например, отходы, которые образуются в нашем доме или в моем кабинете, относятся к четвертому классу опасности. Согласно статье 14 закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы первого-четвертого классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Подтвердить! Кроме того, на эти отходы должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Составить паспорт! Далее. Лица, которые допущены к обращению с отходами первого-четвертого класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами. В первую очередь здесь речь идет об уборщицах. То есть если у уборщицы нет диплома (!), то мы имеем право привлечь должностное и юридическое лицо к административной ответственности. Вот так. Вместо всего этого я бы принял закон, в котором было бы всего две статьи. Надо обязать все без исключения организации, в процессе деятельности которых образуются отходы, заключать договоры со специализированными организациями, осуществляющими сбор и вывоз мусора. А обязанность составлять проекты (ПНООЛР), утверждать лимиты и паспорта отходов, а также платить за размещение отходов возложил бы на специализированные организации. Беседовала Елена МАКИНА. Фото автора. |