Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
20 февраля 2009 года

Ирина Виноградова: "Не надо смотреть на мир сквозь призму обид"

Ритмы современной городской жизни вынуждают человека находиться в постоянном напряжении.

А на фоне разговоров о кризисе, риске потерять работу и стабильный заработок любая стрессовая ситуация может повлечь за собой сбой нервной системы, депрессию или невроз. Как укрепить свои внутренние ресурсы для борьбы с нервными перегрузками? Об этом наш сегодняшний разговор с главным врачом Республиканского психотерапевтического центра Ириной Виноградовой.

– Ирина Юрьевна, почему один человек в трудной ситуации мобилизуется, а другой паникует? И можно ли как-то предотвратить развитие депрессии?

– У психотерапевтов существует понятие «призма обид». Именно она и лежит в основе депрессивных состояний, которые опасны в первую очередь потому, что могут закончиться суицидом. Призма обид – это неразмотанный клубок накопленных психологических проблем. Нередко, когда приходит серьезное испытание, человек с накопленной призмой обид бывает не в силах с ним справиться и решает, что выход один – уйти из жизни и ничего не решать. Он обычно и не подозревает, что его пессимизм обусловлен как раз большой приз-мой накопленных обид и что ему вполне можно помочь. У нас в России еще очень низкий уровень психологической культуры в сравнении с западным, и обратиться к психотерапевту считается чем-то постыдным. Многие, например, до сих пор не видят разницы между психиатром и психотерапевтом. И не знают, что первый работает с психическими болезнями, а второй – с пограничными состояниями. Работа психотерапевта строится не столько на медикаментозном лечении, сколько на общении с пациентом. В отличие от психиатрии у нас пациентов не ставят на лечебный учет. Сейчас наш центр находится в местечке Кочпон, и по причине удаленности от центра не всегда человек, нуждающийся в психотерапевтической помощи, может найти время прийти к нам. Раньше, когда мы располагались на улице Катаева, контингент пациентов был намного шире: обращались и подростки со своими проблемами, и беременные с депрессиями, и родители с детьми. Ведь, к сожалению, из-за недостаточного уровня знаний взрослых о культуре межличностных отношений неврозами страдают и дети.

– А отчего зависит уровень претензий к миру?

– От различных природных и социальных факторов. Очень большую роль в формировании будущего отношения к миру играет воспитание в семье, отношения родителей друг к другу и к детям. Нередко человек приходит в этот мир уже со своими обидами, полученными еще в перинатальном периоде. Причинами их могут быть нереализованное желание матери во время беременности освободиться от этого ребенка, сопротивление родственников его рождению в силу разных, чаще всего материальных, причин, отсутствие любви между родителями. Конечно, закладка фундамента этих обид на мир происходит неосознанно, но то, что это происходит и приводит к далеко идущим последствиям, учеными уже доказано. Нетрудно предположить, что с появлением таких форм социальной поддержки, как материнский капитал, нежеланных детей может стать еще больше. Далее с приходом в этот мир ребенка ожидают новые стрессы. Это сейчас сразу после рождения младенца оставляют с матерью, а еще совсем недавно мать и дитя помещали в разные палаты, и это еще больше способствовало накоплению фобий и обид у ребенка. А дальше идет целая череда стрессовых ситуаций, вызванных социализацией: детский сад, школа, двор и т.д. В общем, у каждого есть своя призма обид, и склонность к депрессии зависит от того, насколько она велика. Людей, у которых накопился большой клубок претензий к миру, легко узнать: это те, у кого любая мелочь, вызванная, например, толкотней в автобусе, может вызвать совершенно неадекватную протестную реакцию. Просто все реакции у него преломляются через нажитую призму обид, и в случайных событиях он склонен увидеть чьи-то злостные намерения.

– Как же человеку освободиться от этой призмы обид?

– Ее нужно «разгрести». Она, как завалы на пути, не дает человеку двигаться вперед, объективно видеть ситуацию. Для этого существуют различные психотерапевтические практики. Обычно врач предлагает такому пациенту вспомнить самую раннюю обиду, погрузиться в тот возраст, вспомнить все, что сопровождало эту ситуацию, какие чувства он пережил. И так постепенно нужно переписывать свои обиды с детальными воспоминаниями. Принцип этого записывания основывается на том, что пишущий человек вытаскивает из своего подсознания информацию, которая годами лежала там тяжким грузом. Ведь мы в повседневной жизни вечно чем-то заняты и обычно не пытаемся осмыслить причины своих обид, а они, оставшись непроработанными, отрицательно влияют на нашу жизнь. Иными словами, при воспоминании и записывании происходит выведение подсознательного негатива на уровень осознания. Это большая работа, длиться она может не один месяц. После написания очередной страницы можно этот дневник отложить на неделю. Потом вновь вернуться к нему и подчеркнуть те слова, которые покажутся наиболее значимыми – в них кроется ключ к более глубокому пониманию себя и своего отношения к жизни. Записи должны производиться в хронологическом порядке и обязательно описывать пережитые чувства. Потому что эти чувства просто так не уходят, они имеют свойство откладываться в теле, создавать мышечные  зажимы или по-другому – блоки. Человек с опущенными плечами или сутулый, сгорбленный – это человек с  грузом неотработанных обид, которые зачастую внешне именно так и проявляются. Для снятия этих зажимов существуют такие формы психотерапии, как релаксация, медитация, аутотренинг.

– С какими проблемами больше обращаются в ваш центр?

– Больше стало обращений по поводу депрессий. Поэтому мы усилили профилактическую работу по суицидам, наши врачи обучают медицинских, социальных работников, педагогов, выступаем на совещаниях в МВД, выезжаем в районы. Нашими специалистами разработан алгоритм взаимодействия различных ведомств по профилактике подросткового суицида. Вообще суициды – не медицинская проблема, а больше социальная, и потому многое зависит от неравнодушия и чуткости людей друг к другу.

– Кто больше обращается к вам в центр с проблемами: мужчины или женщины?

– Женщины. Они вообще больше расположены к депрессивным состояниям. Из 50 стационарных больных у нас сегодня только 10 мужчин. Мужчины к тому же боятся показаться слабыми. А обращение к психотерапевту зачастую ими расценивается именно как проявление слабости, и потому многие предпочитают себя съедать изнутри, но не попросить помощи у специалиста. Как правило, причины мужских депрессий – женская агрессия. Сегодня многие женщины начинают занимать доминирующее положение в обществе, феминизм все больше набирает обороты. Как следствие, желание женщины  доминировать наблюдается и в семьях.

У меня бывали пациенты, которые во время приема заявляли: «Вы психотерапевт – вот и расскажите, как надо жить». Да никто не может научить человека, как надо жить! Задача психотерапевта лишь помочь пациенту понять себя самого, вместе с ним нащупать ту дорогу, по которой он выйдет к осознанию причин собственных проблем и к готовности их решать. Но, к сожалению, люди зачастую очень пассивны и все надеются, что кто-то что-то для них сделает, поможет им прожить их собственную жизнь, даст таблетку, которая позволит навсегда забыть их проблему, чудотворную икону, которая сразу излечит от всех болезней... Человек никогда не сможет освободиться от всех проблем, да это и не нужно, потому что именно трудности закаляют характер. Цель психотерапии – помочь по-иному увидеть проблему. Ведь депрессивное состояние характеризуется так называемым «тоннельным видением». Человек не может увидеть многообразия вариантов решения, сознание его словно парализовано.

– Сейчас книжный рынок завален всякого рода психологической литературой, которая пользуется хорошим спросом. Может ли эта литература помочь человеку в решении психологических проблем?

– Действительно, литературы из серии «помоги себе сам» сейчас очень много. Но в большинстве случаев, даже начитавшись таких книг, люди все равно не могут себе помочь. Потому что человек так устроен, что скорее увидит корень всех своих зол в ком-то другом, чем в себе самом. Нужен специалист, который умело и деликатно поможет раскрыть внутренний потенциал человека и корни его проблемы. К тому же человек ведь существо социальное, ему обязательно нужно проговаривать свои проблемы, а сам с собой не очень-то наговоришься. Но по специальной литературе вполне можно научиться релаксации, аутотренингу. Ведь, как я уже сказала, все наши стрессы откладываются в теле. И если аутотренингом или медитативными упражнениями помогать себе, то вполне можно расслабить мышечные блоки. Хороший эффект дают водные процедуры, массаж.

– В каких случаях человеку показано пребывание в стационаре, а в каких можно ограничиться беседами с врачом?

– Это определяет врач при личной беседе. Обычно депрессивность с длительной настроенностью требует стационарного лечения. Взять, к примеру, ситуацию потери близкого человека. Безусловно, это стресс, но обычный человек не нуждается в профессиональной врачебной помощи в таких ситуациях, ему достаточно поддержки близких. Ведь и горе, и потери – составляющие нашей жизни. Но у всех разный болевой порог. Есть люди, которые застревают в состоянии горя и носят траур годами. Это уже патология, требующая помощи психотерапевта.

– Возможность потерять работу в связи с финансовым кризисом сегодня пугает многих. Могли бы вы дать какой-то совет людям, попавшим в такую ситуацию?

– Я так не люблю общие советы! Ну что утешительного можно сказать человеку, который остался без средств к существованию, а завтра ему нужно платить кредит в банке и т.д.? И никакие рассрочки платежей, предлагаемые банком, не смогут окончательно успокоить человека. Потому что он понимает, что ему все равно придется платить, а найдет ли он работу, которая позволит это сделать, неизвестно.  Единственное, что можно посоветовать, – это просчитать свои внутренние психологические ресурсы и готовность решить проблему. И если силы для преодоления ситуации невелики, то обязательно нужно обратиться за помощью к психотерапевту или психологу. Человек – это, грубо говоря, материал штучный, он требует индивидуального подхода. Одна и та же ситуация разными людьми воспринимается по-разному. Потому и подход должен быть разный.

Беседовала Галина ГАЕВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

 

 

В Республиканском психотерапевтическом центре 50 стационарных коек, и они всегда заполнены. Существует очередь даже на запись в стационар. Ежедневно с 18 до 8 часов работает бесплатный телефон доверия по республике: 129, на котором дежурят специалисты. Конечно, оказать профессиональную помощь по телефону невозможно, но это все-таки возможность рассказать специалисту о своей проблеме, снять ее остроту и решить вопрос о необходимости  дальнейшего лечения. Кстати, лечение в центре – бесплатное.

Новый адрес Республиканского психотерапевтического центра: г.Сыктывкар, ул.Набережная, 9/19, м.Кочпон.

Телефон 22-83-44.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №25 (3939) - 18 февраля 2009 года

Николай Надуев: "Транспорт должен идти четко по графику"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 27 (3941)
20 февраля 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»