Общество |
30 января 2009 года |
Автодром с тоннелем и кольцевой дорогой/ Новые требования к автошколам сделают получение водительских прав дорогим удовольствием
С этого года в России действуют новые программы подготовки водителей, которые были утверждены в сентябре прошлого года Министерством образования и науки РФ. Автошколы уже работают по ним и попутно думают, как выполнить требования по модернизации автодромов и переходу на автоматизированный способ приема экзаменов. Реформа автообразования назрела давно. Количество автомобилей в стране увеличилось в разы, возросла аварийность на дорогах. Само время потребовало поиска новых подходов к обучению. Их попытались найти и сформулировать совместными усилиями специалисты Минобразования, Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД и Министерства транспорта РФ. Однако уже сейчас очевидно, что внедрение в жизнь образовательных инициатив ляжет тяжелым бременем как на автошколы, так и на тех, кто собирается получить права. Старое блюдо под новым соусом Первое существенное изменение, внесенное в учебные программы, – это сокращение часов, отводимых на теоретическую подготовку водителей, и их одновременное увеличение на практическую часть. Если раньше при обучении автолюбителей на категорию В отводилось 206 теоретических и 30 практических занятий, то теперь 106 и 50 соответственно, на категорию С – 186 часов теории и 60 часов практики. Это новшество вызвало споры, до сих пор продолжается обсуждение целесообразности принятого решения. С одной стороны, говорится о том, что для современного водителя навыки вождения важнее теории, следовательно, шаг был сделан правильный. С другой – что без хорошей теоретической подготовки невозможно стать хорошим водителем, а значит, количество часов сократилось напрасно. Всякие доводы кажутся верными, но чтобы сделать вывод самому, нужно взять в руки новый документ и сравнить его со старым. Неожиданно открывается, что спор ведется на пустом месте! В программах... ничего не изменилось. В них остались те же темы, которые изучались раньше, только теперь уменьшилось отведенное на них время. К примеру, много говорится о том, что появился новый раздел «Основы законодательства в сфере дорожного движения». И это хорошо, ведь в современном обществе без юридических знаний не обойтись. Но педагоги автошкол подтвердят, что этому учили и раньше. Курсантов знакомили с административным, уголовным и гражданским правом, законом об автостраховании. Этот подраздел находился внутри большого раздела «Правила дорожного движения», и весь блок изучался 80 часов, а теперь на него отводится только 48 часов. Старое блюдо под новым соусом оказалось и под крышкой с названием «Психологические основы безопасного управления транспортным средством». В этом разделе оказались темы, давно знакомые автошколам, – свойства нервной системы и темперамент, каналы восприятия информации, внимание и его свойства, личностные качества водителя и т.д. Блок назывался «Психофизиологические основы деятельности водителя». Получается, что никаких принципиальных изменений, связанных с психологической и юридической подготовкой водителя, не произойдет. Учить будут тому же самому, но по сокращенной программе. Косвенно это подтверждается еще одним наблюдением, сделанным преподавателями автошкол. По большому счету результат любого обучения направлен на то, чтобы ученик успешно сдал экзамен. Госавтоинспекция проверяет теоретические знания с помощью тестов. Вопросов, связанных с психологическими основами деятельности водителя, в этих заданиях нет. Никто не станет учить больше, чем ему полагается, а значит, проблемы психологии будут по-прежнему оставаться для автолюбителей на втором плане. Ноу-хау до абсурда «Самая эффективная подготовка – это самообразование», – убежден начальник школы РОСТО (ДОСААФ) Анатолий Котугин. Задачи подготовки водителей он видит в том, чтобы дать им первоначальные знания по Правилам дорожного движения и заинтересовать их процессом обучения, а дальше будущие водители должны проявить самостоятельность, чтобы успешно подготовиться к экзаменам. Поэтому сокращение программ он воспринял спокойно. Сегодня у начальника школы болит голова совершенно по другому поводу. В декабре прошлого года в соответствии с федеральной программой по безопасности дорожного движения были утверждены «Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами». Согласно этому документу в каждой автошколе должен появиться аппаратно-программный комплекс для тестирования и развития психофизиологических качеств водителя. Раньше об этом комплексе уже говорилось, но подразумевалось, что автошколы должны оснастить классы современными компьютерами и учить автолюбителей с помощью специально разработанных компьютерных программ. Теперь помимо этого требования выдвигается еще одно. Каждая автошкола в перспективе должна установить в учебных машинах видеооборудование, которое в режиме реального времени могло бы фиксировать поведение водителя на дороге. С помощью устройства также должен приниматься экзамен, что по задумке авторов будет гарантировать непредвзятую оценку уровня подготовки водителя и попутно позволит уменьшить якобы непомерно разросшееся взяточничество в рядах инспекторов. Кроме того, автошколы должны будут провести модернизацию автодромов. Согласно требованиям вместо шести существующих на сегодня заданий, которые выполняют курсанты, должно появиться аж двенадцать. В соответствии с ними автодромы нужно дополнительно оборудовать светофором, железнодорожным переездом, пешеходным переходом, тоннелем, перекрестком и даже кольцевой дорогой. «Эти требования абсурдны! Стоимость подобных мероприятий обойдется в сотни тысяч рублей. Если оценить финансовые возможности сыктывкарских автошкол, то не каждая сможет провести такие изменения. Не говоря уже про те, что работают в районах. И такая ситуация складывается в большинстве российских городов. Остается непонятным, на кого ориентировались разработчики, составляя требования», – сокрушается Анатолий Котугин. Кто обучался в городской автошколе, знает, что новые препятствия, которые должны появиться согласно требованиям, все равно встречаются на пути к автодромам. Это и железнодорожный переезд, и светофор, и перекресток… Более того, тех упражнений, которые сегодня выполняются, вполне достаточно, чтобы успешно ездить по городу. Это подтвердят сотни подготовленных водителей. «Любые решения нужно принимать с учетом реалий конкретного города, соизмеряя возможности и необходимость проводить перемены. Сегодня руководители автошкол должны потратить колоссальные средства на переоборудование автодрома, в то время как в их заведениях нет современных компьютеров. Не все школы смогут выполнить новые требования по подготовке водителей, а значит, некоторым из них придется непросто», – прогнозирует А.Котугин. По карманам автолюбителей Средства для осуществления преобразований автошколы должны будут изыскивать самостоятельно. Найти их можно будет только за счет повышения платы за обучение. С начала этого года стоимость самого востребованного курса – категория В – в среднем по городу поднялась до 20 тысяч рублей (без учета стоимости бензина). Получается, что реформа вновь «залезла» в карманы простых граждан. С начала этого года в Сыктывкаре уже уменьшился поток желающих получить права. Реформа автообразования задумывалась для того, чтобы уменьшить аварийность на дорогах, которая увеличивается якобы из-за того, что автошколы плохо готовят будущих водителей, а сотрудники ГИБДД принимают экзамены спустя рукава либо хуже того – продают права. Вряд ли это основные причины сложившейся ситуации на дорогах. «Реформа не даст того результата, на который рассчитывает государство. Качество подготовки водителей всегда было достаточно высоким. Да и уровень коррумпированности в органах ГИБДД не столь масштабный», – считает Анатолий Котугин. Между тем то, какими навыками будет обладать водитель, станет ли он безопасным участником дорожного движения, сформируется ли в нем культура поведения на дорогах – в конечном результате зависит от инструктора. Часто автолюбители жалуются, что мастера разговаривают с ними на повышенных тонах, не объясняют тонкостей вождения, относятся к работе с прохладцей. Есть такое. Но, во-первых, не каждому дано быть педагогом. А во-вторых, для большинства инструкторов обучение – это источник заработка. А чтобы человек работал с удовольствием, ему нужно хорошо платить. Сегодня же заработок инструктора явно недостаточен. «Пока нововведения принесли больше вреда, чем пользы. Стоимость обучения повысилась, число курсантов уменьшилось, инструкторы вынуждены будут менять место работы в поисках большего заработка, текучка кадров увеличится. Средства, которые сегодня планируется направить на модернизацию автодромов, имели бы больший результат, если бы дошли до людей», – уверен руководитель школы РОСТО (ДОСААФ). На его взгляд, чтобы остановить разрушающий эффект реформы, в Сыктывкаре в кратчайшие сроки за одним столом необходимо собрать представителей всех заинтересованных ведомств и автошкол, чтобы вместе решить, как выполнить новые требования и в то же время не наломать дров в уже проверенной системе подготовки водителей. Информация к размышлению Во время поездки прошлым летом в Германию я поинтересовалась немецкой системой подготовки водителей. Как мне рассказали, в Германии получить права можно с 17 лет, но ездить придется в сопровождении взрослого человека (старше 30 лет и имеющего опыт вождения не менее пяти лет). С 18 лет разрешается управлять автомобилем самостоятельно. Каждый кандидат в водители должен пройти обязательный тест на зрение, а также курс первой медицинской помощи. В отличие от нашей системы образования там не обязательно выслушивать полный курс лекций по теории и накатывать обязательное количество часов практики. Каждый решает для себя сам, какой объем знаний ему нужно получить, чтобы успешно сдать экзамен. Если кандидат уже достаточно подготовлен, то ему достаточно выслушать обязательный минимум лекций по теории – 14 часов, в случае необходимости взять несколько уроков вождения и после этого – идти на экзамен. Если кто-то начинает учиться с нуля, то вправе выслушать полный курс лекций, который длится год. Количество практических часов также не ограничено, но в обязательные задания входят езда по автобану и в ночное время. Некоторым достаточно 15 часов вождения, чтобы хорошо подготовиться, другим – 130. Все зависит от человека. И те, и другие платят за обучение одинаковую сумму. Она колеблется в пределах от 200 до 400 евро. Лилиана ЭЙХМАН. Фото автора. |