Домашний Очаг |
5 декабря 2008 года |
Спор по-умному
По статистике, 40% нашего общения с другими людьми можно отнести к разряду спора. Отношение к спорам у всех нас разное: для кого-то это родная стихия, в которой только и можно существовать, для кого-то – нечто, чего нужно любыми способами избегать. Так или иначе, но избежать споров в нашей жизни не удавалось еще никому. А значит, если избежать их нельзя, то надо уметь «расслабиться и получить максимум удовольствия», то есть пользы для себя и для дела. Пять правил грамотного спора: 1. Не упивайтесь только собственными переживаниями. Оставьте в своем сознании «холодную зону», которая бесстрастно может встать на сторону партнера. Ваша задача – отследить логику доводов противоположной стороны (даже если вам кажется, что ее и нет вовсе) и предвосхитить следующую реплику партнера. Для этого достаточно начать свою следующую фразу со слов: «Я понимаю, что ты...» – и далее изложить его предполагаемую точку зрения. И сразу вслед за этим, не дожидаясь ответной реплики, – ваши возражения. Старайтесь повторить каждый аргумент вашего спорщика своими словами, чтобы самому проникнуться его проблемами и (это очень важно!) чтобы он услышал свои претензии со стороны. Таким образом, вы «качнете» эмоциональные качели» противоположной стороны в вашу сторону. Человек почувствует, что вы его понимаете, и будет внимательнее прислушиваться к вашим доводам, даже если до этого был настроен весьма критически. 2. Даже если вы в душе крайне скептически относитесь к словам оппонента, то все равно постарайтесь относиться к тому, что он говорит, серьезно. Это прекрасная возможность расширить собственные знания, обогатить установки, набраться опыта. «Тот, кто мне не друг, тот мне учитель». 3. Никогда не избегайте столкновений лицом к лицу. Любой конфликт может и должен стать позитивным, и сделать его таковым – в ваших силах. Очень часто мы в буквальном смысле слова спасаемся бегством от назревшего конфликта, делаем вид, что все в порядке, отмалчиваемся, надеваем на лицо «дежурную» улыбку, одним словом, ведем себя как испуганный страус. Не бойтесь начать нелегкий разговор и не заканчивайте его до тех пор, пока каждый из вас (каждый!) не почувствует, что дело сдвинулось с мертвой точки. Тут самое главное – не «заразиться» негативными эмоциями другого, четко отделять их от своих и от предмета спора. Это крайне трудно. Пусть даже сей процесс сопровождается криками, визгом и слезами. «Когда выплескивается грязная вода, появляется место для чистой и свежей». 4. Постарайтесь в процессе спора определить, где ваши точки зрения расходятся, а где совпадают. Кажется, что таких моментов совпадения нет и быть не может, однако это только на первый взгляд. Если вы не забудете про «холодную зону», о которой шла речь выше, то обязательно с ее помощью найдете пусть пока еще небольшие островки, где ваши пожелания и ожидания совпадают. Обязательно обратите на них внимание вашего оппонента. Любая общность, особенно в ситуациях, где вы ее не ожидаете, – мощнейшее средство для компромисса и примирения. 5. Ни в коем случае не переходите на личности, не используйте «удары ниже пояса» в своих аргументах. К подобным запрещенным приемам относится, например, такой, как сравнение с кем-то, на ваш взгляд, более ответственным во всех отношениях. Ни одному человеку, да и вам в том числе, вряд ли понравится подобное сравнение. Любой из нас в душе считает себя лучшим, и напоминание, что это далеко не так, способно испортить любые отношения. Еще один «удар ниже пояса» – обратить внимание спорщика на недостатки его внешности или манеры говорить. Любой спор сразу примет окраску свары на коммунальной кухне, и тогда уступок от второй стороны лучше не ждите. Не стоит также вспоминать все прошлые «грехи» другого человека. Вы спорите сейчас по вполне конкретному поводу, вот и придерживайтесь «заданной» темы! Нет никакой необходимости смешивать все в кучу. Не начинайте свои фразы со слов: «Ты всегда так делаешь...» или «Ты опять как в прошлый раз...» Такая глобальная оценка автоматически заставляет человека защищаться, а значит, конфликту конца не видно. И, наконец, никогда не передавайте человеку сторонние сплетни на его счет. Отвечайте только за свои слова. Привлечение чужих негативных мнений вызовет новую вспышку негативных эмоций, а вы в свою очередь прослывете сплетником. |