Общество |
30 сентября 2014 года |
Перестройка по семейному типу/ Многие руководители детских домов в России сомневаются в реальности задуманного
Как перестроить работу детских домов и интернатов для детей-сирот в свете новых решений правительства? Этот вопрос стал главным для участников прошедшего на минувшей неделе в Сыктывкаре Второго общероссийского съезда директоров детских интернатных учреждений. Необходимость реформирования возникла в связи с выходом постановления российского правительства № 481 от 24 мая «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей». Постановление вступит в силу с 1 сентября 2015 года. С этого же времени все детские дома и интернаты должны перейти на семейную форму воспитания. Реорганизация сети детских интернатных учреждений идет в стране уже не первый год, и при решении вопроса об устройстве сироты или ребенка, чьи родители лишены родительских прав, приоритет отдается передаче его в семью. А детский дом или интернат по сути должны выполнять функции учреждения временного пребывания. В стране активно развивается институт приемных семей, и за счет этого сокращается число детских домов. Но, к сожалению, не всех детей охотно забирают в семьи. За бортом, как правило, остаются подростки: потенциальные родители боятся трудного возраста и того, что не смогут справиться с уже сформировавшимся характером ребенка. Поэтому большую часть воспитанников детских домов сегодня составляют подростки. Идея организации воспитания в детском доме по семейному типу не нова. Речь идет о создании семейных условий для воспитания, а не о семейном устройстве ребенка. Взрослые в таких группах числятся штатными воспитателями учреждения, получающими заработную плату, а дети имеют статус воспитанников. Хотя это, конечно, только имитация семьи, но все же такая форма воспитания наиболее приближена к семейной. Дети живут разновозрастными группами, состоящими из братьев и сестер из нескольких семей. Занимаемое ими помещение оборудовано как обычная квартира, то есть имеются спальни, гостиная, кухня. Дети сами убирают жилье, готовят еду. Это позволяет подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. Но не везде этот опыт получил развитие, так как, по мнению противников этого метода, проживание в семье все-таки более приближено к реальной жизни, чем игра в семью. В нашей республике есть учреждения, где уже не первый год успешно реализуют такой опыт. В частности, мы рассказывали о Сыктывкарском детском доме №3, где этот опыт дает очень хорошие результаты, и выпускники прекрасно адаптируются в жизни. Однако многие руководители детских домов предпочитают работать по старинке и на съезде не раз добрым словом поминали советскую практику воспитания в коллективе. Предложения по корректировке постановления разрабатывались в ходе работы тематических секций и потом озвучивались на пленарном заседании. Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Евгений Сильянов в своем выступлении посетовал на то, что менталитет многих директоров так и не поменялся: они пренебрегают требованием Семейного кодекса об обязательной передаче ребенка в семью и забывают о том, что детский дом – это учреждение временного пребывания. Но дело, как выяснилось, совсем не в том, что они забывают, а в том, что никто не определил, какой срок подразумевает это самое «временно». И сколько, например, может находиться в детском доме ребенок, который попал туда подростком и никто его не хочет забирать в семью? Все эти моменты требуют проработки и четких формулировок. По словам Евгения Сильянова, многие директора также до сих пор не понимают, как организовать работу по новой форме. Поэтому в смысле обмена опытом съезд, конечно, для многих стал весьма полезным. В ходе секций директора рассказывали о том, как они организуют работу с потенциальными родителями и детьми, которые будут переданы в семьи, делились опытом построения воспитательного процесса и реформирования своих учреждений. Наряду с обсуждением упомянутого постановления правительства на съезде были выработаны предложения по внесению изменений в проект новых санитарных норм и правил для детских домов. Этот проект подвергся суровой критике, так как почти все пункты в нем требуют детальной проработки. Новые СанПиНы предполагают деление на начальные, дошкольные и школьные группы, но если детский дом будет организован по семейному типу, то такого деления в принципе быть не может. В них предусмотрено также организовывать жилые ячейки численностью не более семи детей, в том числе два-три ребенка дошкольного возраста. Но это, уверены директора детдомов, не всегда осуществимо. Во-первых, дошколята – это как раз та категория детей, которую охотно забирают в семьи, и часто бывает так, что малышей в детдоме просто нет. Требование СанПиНа покупать одежду детям в их присутствии и на их вкус директора тоже считают нереальным, так как сегодня все – от питания до одежды – по закону оформляется через торги. Непонятны и требования, предъявляемые к медицинскому кабинету, в то время как медработников из детских домов перевели в участковые поликлиники. Много нареканий было высказано и по поводу того, что нет четких требований к контингенту детей. В детские дома зачастую попадают дети с диагнозом «алкоголизм» и «наркомания», что представляет прямую угрозу для остальных воспитанников. По мнению участников съезда, для таких проблемных ребят должны быть созданы спецучреждения, и их сверстники не должны страдать от такого соседства. Говорилось также и о необходимости увеличения средств на содержание воспитанников детских домов как минимум в четыре раза. Галина ГАЕВА. Директор Департамента Минобрнауки РФ Евгений Сильянов посетовал на то, что менталитет директоров детских домов не меняется с советских времен. |