Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
14 марта 2008 года

Александр Сидоренко: "Наши граждане слишком доверчивы"

На днях в редакцию газеты «Республика» позвонил житель Белгорода. Мужчина интересовался телефоном дежурной части нашего МВД, чтобы подать заявление о совершении в отношении его сына противоправных действий. Казалось бы, какое отношение имеют правоохранительные органы республики к белгородцу? Оказалось, самое прямое. Дело в том, что на телефон жителя Белгорода поступило несколько подозрительных звонков, суть которых сводилась к тому, что надо перевести определенную сумму денег на определенный счет. Мужчина выяснил, что звонили из Республики Коми. Начальник Управления уголовного розыска МВД по РК, исполняющий обязанности начальника криминальной милиции Александр Сидоренко в беседе

с нашим корреспондентом сказал, что в последнее время республику, да и страну в целом захлестнула волна так называемых «телефонных разводов».

– Александр Иванович, уже давно известно, что телефонные мошенники из нашей республики «насолили» жителям многих регионов России – от Калининграда до Владивостока. Не секрет также и то, что большинство таких преступлений совершают осужденные, отбывающие наказание в колониях нашей республики. Как вы с этим боретесь?

– С начала года в республике возбуждено 17 уголовных дел по фактам мошенничества с использованием мобильных телефонов. 14 преступлений было зарегистрировано в Сыктывкаре. За весь прошлый год таких преступлений в столице было 76. Количество мошенничеств, связанных с телефонами, увеличивается. И причина тому не бездействие правоохранительных органов. Мои люди на месте не сидят, а работают на раскрытии преступлений. Причина роста – исконно русская привычка давать взятки. Наши граждане, не раздумывая, несут деньги мошенникам или перечисляют их на названные по телефону счета за освобождение, например, родственников от уголовной ответственности. А уже через 10-20 минут многие выясняют, что родственники преступлений не совершали. Удивляют и те, кто верит в выигрыш во всевозможных виртуальных конкурсах. Хотя здесь любого нормального человека должен настораживать уже тот факт, что за получение приза или выигрыша необходимо перевести определенную сумму денег на непонятно чей счет.

Хочу предостеречь легковерных граждан: в январе этого года было возбуждено два уголовных дела в отношении... пострадавших от мошенников. Это жители Эжвы. Дело в том, что прокуратура усмотрела в их действиях признаки дачи взятки.

Материалы для проведения проверок и возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с телефонным мошенничеством, поступали к нам из Хабаровска, Владивостока, Твери, Республики Марий Эл, Ямало-Ненецкого автономного округа. Практически со всей России. Причем абсолютно все звонки совершают осужденные. SIM-карта, как правило, записана, образно говоря, на бабу Машу. Проверяем бабу Машу, а она ничего не знает, ничего не видела, ничего не слышала. Концы обрубаются.

Нам удалось раскрыть несколько таких преступлений только благодаря тому, что потерпевшие вовремя спохватились и сообщили в милицию. Мы успели поймать получателя денег с поличным. Посредники, кстати, также привлекаются к ответственности. Точно известно, что в Йошкар-Оле несколько таких уголовных дел уже передано в суд. У нас в суд направлено два уголовных дела в отношении самих мошенников.

Если кто-то стал жертвой телефонного злоумышленника, необходимо незамедлительно обращаться в милицию по телефонам 02 или (8212) 28-24-48, 28-28-44.

– В классической голливудской комедии «Как убить жену» герой Джека Леммона придумывает идеальное убийство для газетных комиксов. А как вы считаете, бывают идеальные преступления?

– Идеальных преступлений не бывает. Еще в школе милиции нас учили, что преступлений, которые нельзя раскрыть, нет. Это в теории. На практике, увы, бывает, что раскрыть не удается. Но за 23 года работы оперативником я убедился: даже если не удается обнаружить никаких следов, улик и зацепок ни при расследовании по горячим следам, ни спустя месяцы и годы, это отнюдь не значит, что их не существует. Рано или поздно при тех или иных обстоятельствах что-то все равно всплывает. И в моей практике такое было.

Например, в конце 90-х годов, когда я еще работал в Воркуте, нам пришлось раскрывать несколько сложных убийств – бывшего сотрудника правоохранительных органов Рысева, супругов Ифа, совершенное в Москве, воркутинского предпринимателя Григория Кальниченко. Тогда казалось, что не было никаких зацепок, что преступления были спланированы очень тщательно.

Спустя два года мы изымаем из тайника пистолет. Делаем экспертизу, которая показывает, что из него был убит Рысев. Еще через год в другом тайнике обнаруживаем пистолет, из которого, как показала московская экспертиза, был застрелен Кальниченко. Потом в ходе оперативных мероприятий изымаем патроны. Оказалось, что на месте убийства супругов Ифа – у дома на улице
26-ти Бакинских Комиссаров в Москве – был найден абсолютно такой же патрон. Очень редкий – особенные обозначения, точки, крепление пули, таких в России нет. Я десять дней работал в МУРе по этому преступлению. Помню, мне еще не верили, что в деле имеется патрон. Коллеги удивлялись тому, что нам удалось добыть такие улики.

Кстати, сейчас Министерством внутренних дел Российской Федерации поставлена задача перед регионами на усиление работы по раскрытию преступлений прошлых лет. В прокуратуре республики создана специализированная аналитическая группа, в которую входят и сотрудники  криминальной милиции.

За два месяца этого года мы раскрыли 180 преступлений прошлых лет. Большинство – это кражи, грабежи, разбои. Раскрыто пять убийств. Например, в Печоре раскрыто убийство женщины, совершенное пять лет назад. Оказалось, что к преступлению причастен супруг убитой. Он тщательно старался запутать следствие. Но все же удалось найти улики и вывести его на чистую воду.

– В последние годы Россию потрясла череда убийств несовершеннолетних детей, в том числе и на сексуальной почве. Как у нас обстоят дела с такого рода преступлениями?

– Убийство детей на бытовой почве, увы, для республики не редкость. Сейчас, например, Верховный суд рассматривает уголовное дело в отношении жителя поселка Часово Сыктывдинского района, который убил своего шестимесячного ребенка. В феврале был вынесен приговор все тем же Верховным судом бабушке, которая выбросила внука с седьмого этажа. Есть подобные дела в Ухте, Корткеросском, Княжпогостском районах.

Периодически в республике совершаются убийства малолетних детей, сопряженные с сексуальным насилием. Например, в 1995 году такое преступление было зарегистрировано в Воркуте, в 2001 – в Сыктывкаре. Они раскрыты, виновные понесли наказание. Однако до сих пор не раскрыто убийство ребенка в Усинске, совершенное в 2003 году, и в Сыктывкаре в 2005 году. За эти преступления в федеральном розыске находятся Владимир Никитов и Александр Савочка.

Вообще, люди, склонные к совершению подобных преступлений, состоят на учете и в правоохранительных органах, и в учреждениях здравоохранения. Никитов, например, состоял на учете в милиции как ранее судимый за имущественные преступления. Если профилактическая работа с ним и проводилась, то сами понимаете, какого плана. Что касается Савочки, я считаю, что предотвратить такое преступление было весьма затруднительно. Савочка был судим пять раз, последний – в 2000 году за изнасилование с особой жестокостью. Он был приговорен к 9 с половиной годам лишения свободы, однако был освобожден условно-досрочно 6 мая 2005 года с условием, что уедет в Омскую область. Через полтора месяца он совершил изнасилование и убийство малолетней девочки в Сыктывкаре. Я задаюсь вопросом: могла ли столичная милиция предотвратить это преступление?

Я считаю, что детей, вплоть до совершеннолетия, взрослые должны контролировать постоянно. Если кто-то вдруг увидел, что к знакомому ребенку проявляет интерес незнакомый человек, разговаривает, пытается увести, – об этом немедленно надо сообщать в милицию. На практике же все иначе. Многие не заявляют о таких фактах, а порой замалчивают и факты развратных действий в отношении несовершеннолетних.

– Действует ли у нас информационно-аналитическая программа «Глухарь», которая, как известно, призвана помогать в раскрытии преступлений против личности серийного характера?

– Хочется отметить, что в последнее время серийных убийств в нашей республике не зарегистрировано, если не считать серийными два убийства, совершенные в Сыктывкаре в прошлом году на почве пьянства одним гражданином, но в разное время.

Автоматизированные системы поиска применяются, как правило, в больших городах – Москве и Московской области, Санкт-Петербурге.

Нельзя сказать, что у нас все тихо и спокойно, уровень преступности также довольно велик, но необходимости устанавливать такую программу пока нет. У нас есть Информационный центр при МВД по РК, где ведутся различные учеты. В целом выявлять признаки серийности несложно. Надо тщательно изучать суточные оперативные сводки.

Могу заверить, что мы контролируем оперативную обстановку. Ведь вовремя выявленные признаки серийности и своевременно принятые меры позволяют предупредить ряд особо тяжких преступлений, спасти человеческие жизни. Конечно, здесь многое зависит и от руководителя органа внутренних дел, и от каждого сотрудника.

– Сегодня криминальная милиция является одной из немногих служб, чья деятельность более других направлена на защиту интересов рядовых граждан, например пенсионеров, которые не застрахованы ни от квартирных краж, ни от мошенничества, ни от преступлений против личности...

– Мы обязаны реагировать на все сообщения о совершенных либо готовящихся преступлениях, также выявлять преступления, о которых в милицию не сообщают. Мы не имеем права избирательно относиться к потерпевшим, исходя из их материального или социального положения. Да, фактически большая часть потерпевших – рядовые граждане, пенсионеры. Способствует этому целый ряд жизненных обстоятельств – это и круг общения, и место проживания в совокупности с укрепленностью жилища. Именно по этим признакам, как правило, преступники определяют потенциальную жертву.

Пенсионеры чаще всего становятся жертвами мошенников. Это происходит из-за чрезмерной доверчивости престарелых людей. Совсем недавно, например, в Сыктывкаре неизвестный путем обмана похитил у 77-летнего гражданина 50 тысяч рублей – якобы за освобождение племянника от уголовной ответственности. Произошло это посреди бела дня на центральной улице столицы.

Хотя и достаточно обеспеченным жителям республики приходится несладко. Они, как правило, становятся объектами пристального внимания организованных преступных группировок и сообществ. В отношении их совершаются более тяжкие и даже более жестокие преступления.

Елена МАКИНА.

Фото автора.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 50 (3724)
14 марта 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»