Общество |
21 августа 2014 года |
По новым требованиям и ценам/ Сможет ли реформа автошкол улучшить качество подготовки водителей?
С 11 августа вступил в силу приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Приказ направлен на повышение качества подготовки будущих водителей и соответственно на снижение числа дорожных аварий с участием выпускников автошкол. Как следует из документа, порядок подготовки будущих водителей в автошколах значительно усложнится: число часов на теорию и вождение увеличится, появятся новые предметы, к материально-техническому оснащению автошкол требования также становятся более жесткими. Сначала проверка, потом – лицензия С момента вступления приказа в силу все автошколы должны будут получить лицензии на ведение образовательной деятельности, которые будут выдаваться после проверки ГИБДД. На этот важный момент в первую очередь и обратил наше внимание руководитель регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Иосиф Пачошвили. Лицензирование автошкол в ГИБДД, по его мнению, призвано «смыть» с рынка так называемых серых игроков. Теперь им придется не сладко, ведь раньше необходимые документы утверждались в министерстве образования, и только через год осуществлялась плановая проверка. – По всей России были такие случаи, когда школам понавыдавали липовых лицензий, а через год при плановой проверке их забирали. Из-за таких однодневок и испорчено отношение к автошколам в целом, – считает Иосиф Пачошвили. Впрочем, руководителей «серых» автошкол ничуть не пугала перспектива отъема лицензии. Проработав год и существенно нажившись на своих горе-учениках, большая часть которых ввиду слабой подготовки просто-напросто не могла сдать экзамен, эти автошколы спокойно соглашались с претензиями надзорных органов и сворачивали свою деятельность. При этом сразу регистрировали новую школу под другим названием. Получался замкнутый круг. Вторым важным моментом для владельцев автошкол станет повышение планки требований к материально-техническому оснащению. Сюда входит наличие автодрома, который должен быть достаточно просторным, хотя, по мнению нашего эксперта, и положенных отныне 2400 квадратных метров для нормального обучения маловато. Наличие в учебных классах плакатов и прочих наглядных пособий становится теперь обязательным условием, а ведь множество автошкол арендуют помещения на короткое время, в каких-нибудь никак не связанных с автоделом заведениях. Кто будет каждый раз развешивать плакаты по аудитории и ставить условный двигатель в разрезе ради одного-двух занятий в неделю? Понятно, что и эти меры призваны оказать давление на «серые» автошколы. На автодромах не развернуться Как рассказал наш эксперт, сегодня в Сыктывкаре действуют 19 автошкол. Из этого количества только у восьми есть свои автодромы, остальные их просто арендуют. Однако новым нормативам соответствуют не все восемь. Так, лишь у ПУ № 20, Всероссийского общества автомобилистов (ВОА), «Автотранспортного предприятия» (АТП), Сыктывкарской школы ДОСААФ и СыктГУ есть требуемый простор автодрома. Видимо, их и будут вынуждены арендовать остальные школы. Таким образом, пропускная способность пяти оставшихся автодромов станет примерно такой же, как у городских улиц. Времени и места для занятий всем не хватит. Арифметика тут очень простая. Имеют ли три оставшихся автодрома возможность расширить свои площади? – Вот в Эжве есть автошкола, и еще два года назад я был на плановой проверке, которая по старым правилам проводилась через год после получения лицензии. В итоге мы приехали на автодром, и я не понял, где там можно какое упражнение выполнять. То есть там совсем мало места. Еще и две школы тренировались. Они начали говорить о том, что расширят, но я сказал: ребята, я, как член комиссии, не могу принять этот автодром. Еще у ПУ № 15 и у Сыктывкарского лесного института на Лесопарковой тоже маленькие автодромы. Там должно быть пять упражнений: эстакада, змейка, параллельная парковка, задний ход – так называемый бокс и габаритный дворик. Так вот, габаритный дворик – это когда машина свободно должна разворачиваться, а у них весь автодром, как габаритный дворик. Для расширения просто нет места, – сказал Иосиф Пачошвили. Факт есть факт: часть автошкол могут закрыться. Причем в первую очередь не станет тех, которые обучали кандидатов в водители за очень низкую плату (9-11 тысяч рублей). В оставшихся же цена обучения, естественно, увеличится. – Если говорить реально, то сегодня, учитывая стоимость ГСМ, нормальная школа берет 18 тысяч рублей. С теми расходами, которые сейчас придется понести автошколам, цена поднимется на 20-25%. То есть обучение будет стоить примерно 22-25 тысяч, – отметил наш эксперт. Хоть скутер, хоть мопед... В приказе Минобраза РФ есть изменения и в самих программах обучения. Отныне, например, введены отдельные права для вождения автомобиля с автоматической коробкой передач. В данном случае водители получат в правах отметку «АТ» и смогут управлять автомобилем только с автоматической трансмиссией. Помимо этого владельцы мопедов и скутеров, начиная с 16-летнего возраста, должны будут пройти обучение на получение водительского удостоверения категории М, чтобы стать полноправными участниками дорожного движения. Вообще, приказ добавляет целых семь новых категорий прав, включая уже упомянутую М. Есть еще и такие уж совсем экзотические, как B1 (квадроциклы и трициклы) и А1 (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Водителям, ранее уже получившим права любой категории, скутеры можно будет водить без сдачи экзаменов. – Раньше 16-летний молодой человек мог обучиться на категорию А и кататься на мотоцикле, а сейчас – только с 18 лет. Да, есть категории А1 и М. Это дает возможность молодым людям ездить на скутерах и легких мотоциклах. Но как тогда можно объяснить то, что на категорию С (грузовой автотранспорт) учиться и сдавать экзамены можно с 17 лет? Недоработок в новом приказе, конечно, много, – лишь развел руками Иосиф Пачошвили. Комментируя газете «Известия» введение категории М и соответственно необходимость получения регистрационных знаков для скутеров и мопедов с двигателями объемом не более 50 кубических сантиметров, заместитель председателя общественного совета при ГУ МВД по Москве Денис Цветков привел пример, когда в столице России подросток на скутере сбил женщину насмерть. – Он бросил скутер и скрылся, и это не единичная ситуация. В случае, если на скутере были бы номера, очевидцы могли бы их запомнить или табличка могла бы попасть в кадр городской камеры видеонаблюдения, – пояснил Денис Цветков. Вероятно, этот пример остудит пыл скептически настроенных интернет-юмористов, которые, упражняясь в остроумии, пишут в комментариях на различных ресурсах, что вслед за введением категории М надо обязать сдавать на права еще и велосипедистов. Экстерном не получится Плюс ко всему новые правила отменяют сдачу экзаменов экстерном. Также планируется ужесточить тестирование: предполагается, что при сдаче теории граждане будут отвечать на пять дополнительных вопросов за каждую совершенную ошибку. Сейчас разрешено делать всего две ошибки, а вопросы не задаются. Эта мера есть в проекте приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений», который еще не утвержден в минюсте. Образовательный процесс будет разделен на циклы. Так, всем тем, кто получает водительское удостоверение впервые, необходимо будет пройти базовый курс обучения (84 часа), включающий такие предметы, как «Психофизиологические основы деятельности водителя», «Основы управления транспортными средствами», «Первая помощь» и т.п. Это общие знания, которыми должен владеть каждый выпускник автошколы. Этот курс будет перезачитываться при обучении на любую другую категорию. Скажем, получив категорию М и соответственно уже пройдя базовый курс, человеку не придется им вновь овладевать при получении, допустим, категории В. Внедрение в базовый цикл таких новых предметов, как «Психофизиологические основы деятельности водителя», связанных в том числе и с привитием будущим водителям культуры поведения на дороге, а также экологичного и экономичного управления транспортным средством, несколько смутили владельцев автошкол. В частности, наш эксперт отметил, что психология и культура закладывается человеку с самого детства, и невозможно, пригласив психолога, за несколько часов привить что-то основательно будущим водителям. Действительно, все это кажется мерами для галочки. Теперь, когда какой-нибудь неуравновешенный водитель изобьет пешехода битой, все будут говорить: мол, ну как же, он ведь проходил психологическую подготовку в автошколе… Еще одно отличие старой программы обучения водителей от новой – в количестве часов. До сих пор на обучение по категории В отводилось 156 часов, из которых 106 составляла теория, и 50 – практика. Теперь желающие получить категорию В будут учиться 190 часов (130 часов – теория, 56 – практика и 4 – экзамен). Причем если теория считается академическими часами, то практика – астрономическими. Добавим, что первые экзамены у новых выпускников ГИБДД примет уже этой осенью. Тем же, кто начал обучаться в автошколах по старым программам, до вступления в силу приказа не стоит беспокоиться, их нововведение не коснется. Они будут заканчивать обучение и сдавать экзамены по-старому. Ярослав СЕВРУК. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. – По всей России были такие случаи, когда школам понавыдавали липовых лицензий, а через год при плановой проверке их забирали. Из-за таких однодневок и испорчено отношение к автошколам в целом, – считает Иосиф Пачошвили. Сегодня в Сыктывкаре действуют 19 автошкол. Из этого количества только у восьми есть свои автодромы, остальные их просто арендуют. Однако новым нормативам соответствуют только пять автодромов. Их пропускная способность станет примерно такой же, как у городских улиц. Времени и места для занятий всем не хватит. |