У прилавка |
21 августа 2014 года |
Лекарством не является/ Жители Коми продолжают верить в чудо-средства
Коми УФАС России усмотрело нарушения в информации о бальзаме «Ерш здоровья», опубликованной в мае этого года в одной из сыктывкарских газет. Публикацию статьи о «чудо-средстве» заказали индивидуальные предприниматели из Перми, которых сотрудники антимонопольного ведомства признали нарушителями Закона «О рекламе». Напомним, реклама бальзама «Ерш здоровья» в Коми признается ненадлежащей уже не в первый раз. О таком же случае «Республика» рассказывала в октябре прошлого года. Но распространители бальзама и в этом году продолжили рекламировать свой товар. Из рекламы следует, что бальзам «Ерш здоровья» обладает лечебными свойствами при различных заболеваниях, оказывает положительное влияние на течение многих болезней. В соответствии с законом в рекламе не допускается указание на лечебные свойства объекта рекламирования за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств. Но бальзам «Ерш здоровья» в государственном реестре лекарственных средств не зарегистрирован. Зато, судя по декларации о соответствии, бальзам «Ерш здоровья» является всего лишь безалкогольным напитком. Впрочем, производители и рекламщики приписывают целебные свойства не только «Ершу здоровья», но и множеству других чудо-средств. В почтовых ящиках сыктывкарцев появляются даже специальные газеты (например, некий листок с названием «Будь здоров»), подробно расписывающие чудесные истории исцелений от самых тяжких недугов. Как подчеркнули в Управлении Роспотребнадзора по РК, разрекламированные в этой газете товары с заявленными лечебными свойствами фактически являются либо биологически активными добавками к пище, либо пищевыми продуктами, и их применение не может обеспечить излечение от заболеваний. К сожалению, сыктывкарцы (особенно пожилые люди, страдающие тяжелыми болезнями), несмотря на все предупреждения и публикации в прессе, охотно верили в то, что содержимое флакончиков избавит их от проблем со здоровьем. Тогда сотрудники контролирующих органов буквально лишили заезжих «коробейников» крыши над головой. Выставки-продажи чудо-средств чаще всего проводились в муниципальных учреждениях культуры. Но в соответствии с пунктом 7.4.1 СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» розничная торговля БАДами осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). Таким образом, реализация БАД на выездных выставках-продажах в учреждениях культуры действующим законодательством не предусмотрена. В итоге муниципальным учреждениям было запрещено предоставлять помещения для продажи товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, и продукции с недостоверной информацией о товаре. Впрочем, как констатировали в Управлении Роспотребнадзора по РК, в целом проблема не решена, так как продавцы находят иные способы донести товар до потребителей. Скажем, сайты в интернете предлагают великое множество чудо-средств с доставкой. А жители Коми продолжают покупать такие товары, надеясь, что, например, соль пищевая с витаминными минеральными добавками серии «Каменное масло», или масло растительное кедровое нерафинированное с добавками «Живица кедровая», или бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель» станут лекарством от всех их болезней. Не станут, потому что изначально лекарством не являются. Этого не скрывают даже производители. Чаще всего в рекламных листках после длинного-длинного списка целительных свойств очередного зелья мелким-мелким шрифтом напечатано: «Не является лекарственным средством». Надо только читать внимательно. |