Общество |
17 июня 2014 года |
От пятнадцати и старше/ В Коми необходимо создать систему постинтернатной поддержки сирот
В республике должна быть разработана система постинтернатного сопровождения детей-сирот, подчеркнул руководитель региона Вячеслав Гайзер на заседании круглого стола по вопросам постинтернатной адаптации. В обсуждении проблемы приняли участие представители Министерства образования РК, Агентства РК по социальному развитию и уполномоченный по правам ребенка при Главе Коми Нелли Струтинская. Как рассказала Нелли Струтинская, выпускники интернатов и детских домов нередко попадают в очень сложные ситуации, из которых не могут выбраться без помощи взрослых. Наиболее часто встречающаяся проблема – отсутствие крыши над головой. В практике омбудсмена был даже такой случай, когда молодого человека после интерната прописали в доме его родителей, который уже давно сгорел. Парень ходил из инстанции в инстанцию в поисках правды и жил где придется. После окончания профессионального учебного заведения многие сироты даже не знают, стоят ли они в очереди на жилье или нет, потому что никто в свое время в детском доме об этом не позаботился. По словам Нелли Струтинской, в России уже есть положительный опыт отдельных регионов, где созданы системы постинтернатного сопровождения. Необходимо это сделать и у нас. – Я не хочу сказать, что взрослых детей надо водить за ручку, – пояснила Нелли Струтинская. – Но мы же помогаем своим повзрослевшим детям, а выпускники интернатов – такие же дети, которые в трудных ситуациях надеются на нашу защиту. В свою очередь руководитель Агентства РК по социальному развитию Илья Семяшкин заявил, что программа постинтернатного сопровождения, закрепленная в соответствующих нормативных актах, у нас есть. В ней даже предусмотрен институт наставничества. – К сожалению, пока не решен вопрос, кто будет наставником – соцпедагоги интернатных учреждений, директора детских домов или руководство учреждения проф- образования. Поэтому в случаях, когда сирота попадает в трудную ситуацию, ни к кому конкретно претензий предъявить невозможно. По закону, если сироте не исполнилось 18 лет, учреждение профобразования не имеет права быть его опекуном и все судебные дела отправляют в органы опеки. А специалистам из отдела опеки заниматься ими невероятно сложно, так как объем работы большой: им ведь приходится заниматься и другими категориями подопечных. Поэтому постинтернат пока не срабатывает, – рассказал Илья Семяшкин. Руководители интернатов, безусловно, помогают своим выпускникам, однако их действия нормативно не закреплены – каждый директор учреждения действует так, как считает необходимым. В ходе круглого стола было озвучено предложение о создании единого республиканского центра постинтернатного сопровождения и отдельных центров в муниципалитетах. Также было сказано о необходимости развития института наставничества и совершенствовании нормативно-правовой базы этого института. Заместитель министра образования республики Наталья Студиград предложила разделить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на две категории. Одна категория – дети, которые продолжают обучение в том городе, где они выросли, другая – дети, приехавшие на учебу из другого города или района. В первом случае было предложено закрепить постинтернатное сопровождение за интернатом или детским домом, из которого выпустился ребенок, во втором случае – за техникумом или вузом, который принял ребенка на учебу. Вячеслав Гайзер дал поручение детально проработать все предложения с учетом тесного межведомственного взаимодействия в решении обозначенной проблемы. Вторым вопросом, вынесенным на обсуждение участников круглого стола, была летняя занятость детей-сирот и детей в возрасте от 15 лет, оставшихся без попечения родителей. Поскольку в детские оздоровительные лагеря принимают детей только в возрасте до 14 лет, то дети от 15 и старше на лето остаются в интернате или в опекунских семьях предоставленные сами себе. Было предложено разработать конкретную программу для этой категории детей. – Мы можем это сделать как на республиканском уровне, так и на муниципальном. Существует практика тех же трудовых отрядов, которые работают в собственных школах, – сказал Вячеслав Гайзер. – Если эта возможность есть у детей семейных, то почему ее не может быть у интернатных детей? Я думаю, наши возможности позволяют это сделать. Если говорить об отдыхе, то тут мы опять возвращаемся к ранее обсуждаемому вопросу – созданию молодежного круглогодичного лагеря, который соответственно мог бы решать и эти вопросы. Галина ГАЕВА. |