Домашний Очаг |
19 декабря 2013 года |
Золотой возраст/ Как поддержать близких?
Золотой возраст для человека – это время мудрости, однако зачастую именно в этом возрасте человек сталкивается с проблемами социально-психологической адаптации. Молодое поколение не стремится понять интересы и желания пожилых людей, считая их капризами. Кроме того, люди в таком возрасте переживают личные проблемы: нарушение памяти, слуха, плохую ориентацию в пространстве и времени. На этом фоне пожилые люди становятся беспокойными, чувствуют растерянность и страх. Если раньше вам казалось, что родители, дедушки и бабушки просто осторожны, то теперь вы стали замечать, что их недоверие и подозрительность растут год от года, а изменения в характере пожилого человека стали очевиднее: экономность обернулась скупостью, внимательность – придирчивостью. Иногда у многих представителей старшего поколения может возникнуть чувство, что близкие притесняют их, приносят какой-либо ущерб, хотя на самом деле это не так. Для того чтобы сохранить психологически комфортную обстановку в вашем доме, необходимо научиться общаться со старшим поколением. Для этого стоит запомнить несколько простых правил, которые помогут в общении с пожилым человеком. ? Постарайтесь свести к минимуму спорные ситуации. Прежде чем критиковать действия пожилого человека, подумайте немного и оцените ситуацию, иначе можете его сильно обидеть. ?? К старикам нужно относиться как к детям, ведь в этом возрасте они становятся такими же капризными. Если бабушка или дедушка бунтуют, это значит, что им плохо. Тогда ваша задача – выяснить действительную причину такого поведения. ? Если пожилой человек говорит о том, что чего-то или кого-то боится, то к нему необходимо прислушаться и всерьез воспринять его тревоги. Помните, что старого человека всегда необходимо выслушать. Если это невозможно, то постарайтесь мягко и очень вежливо остановить беседу и пообещать ему, что вы обязательно продолжите этот разговор немного позже. ? Запомните, что обращаться к человеку в этом возрасте нужно с почтением. Необходимо говорить достаточно медленно, четко, короткими фразами, громко. Важно в таком разговоре умение слушать, а также завершить беседу, не обидев пожилого человека. Если человек обижен или находится в гневе, то разговор лучше перенести на другое время, когда он успокоится. ? Во время общения с пожилым человеком необходимо убедиться, что он понимает вас: если он плохо видит или слышит, у него может появиться подозрительность. Пожилой человек должен иметь возможность все время видеть лицо собеседника. При этом лучше, если глаза собеседников находятся на одном уровне. ? Собеседника нельзя торопить и перебивать, как бы медленно он ни говорил. ?? Не следует критиковать и указывать на ошибки пожилого человека, даже на самые явные. ?? Если пожилой человек не хочет что-то делать, то и не нужно его заставлять. В этом случае таких людей стараются уговорить. Если есть необходимость, лучше обратиться к человеку, который имеет авторитет в глазах вашего пожилого собеседника. ?? Расспрашивайте пожилых людей об их прошлом – это очень благотворно действует на них. Попросите рассказать о родственниках, детстве, местах, где он жил в юности, о прошлой работе, интересах. ?? Играйте с пожилыми людьми в игры, в какие мы все играли в детстве: мозаику, лото, домино, шахматы, шашки. ? Одним из главных условий при уходе за пожилым человеком является ласка и любовь. Обязательно проявляйте эти чувства, чтобы он понимал, что кому-то еще нужен, несмотря на свой возраст. ? Если вы заметили, что ваши пожилые родители, бабушки и дедушки стараются ухаживать за собой, обязательно их похвалите и помогите в этом. Следите, чтобы у них всегда была чистая и удобная одежда. В ванной комнате и в туалете установите для них вспомогательные приспособления. ? ? Если человек не в состоянии себя обслужить, то в этом случае вам помогут сиделки. Но при этом обязательно обратите внимание, доверяет ли пожилой человек тому, кто за ним ухаживает. Если доверия нет, то вряд ли они смогут установить контакт между собой. Помните, что старых людей нужно оберегать и принимать такими, какие они есть! |