Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
19 декабря 2013 года

Иван Лапин: "Заниматься легальным ловом стало легче"

Cегодня более сорока  организаций и предпринимателей в Республике Коми занимаются промышленным ловом на реках и озерах. Но нередко бывает, что люди, узнав, что тот или иной участок теперь закреплен за предпринимателем, начинают возмущаться: здесь и отцы, и деды наши рыбу ловили, а нам теперь нельзя? Имеют ли право рыбаки-промышленники запрещать доступ к водоему любителям и почему тех, кто официально занимается ловлей рыбы на продажу, становится больше, рассказывает главный специалист-эксперт отдела аквакультуры и рыболовства Министерства сельского хозяйства и продовольствия РК Иван Лапин.

– Несколько лет назад легально промышленным ловом рыбы в Коми занималась одна организация. Потом их стало три, а теперь уже больше сорока. Это оказалось выгодным делом?

– Во времена СССР все рыбохозяйственные водоемы, а это практически все водные объекты нашей республики, были переданы под промышленное рыболовство государственным предприятиям, которые и вылавливали весь промышленный объем рыбы в республике. Следило за рыбохозяйственной отраслью государство пристально, особенно за незаконным выловом рыбы. Законы в отношении браконьеров издавались строгие, за вылов ценной рыбы можно было попасть в тюрьму. Но даже в те годы находились люди, которые ловили нелегально. Потом наступили годы перестройки и совсем бесконтрольного вылова, наплевательского отношения к рыбе, реке, лесу...

Но сейчас те, кто занимался незаконным коммерческим ловом, постепенно выходят из тени. Связано это в первую очередь с тем, что заниматься легальным ловом сейчас стало легче. Раньше все оформлялось на уровне Федерации. Но начиная с 2008 года на федеральном уровне приняты нормативные правовые акты, в которых переданы полномочия субъектам РФ, и в том числе – по проведению конкурсов на рыбопромысловые участки для осуществления рыболовства и рыбоводства. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми с 2008 года начало их проводить, и предприниматели, организации стали активно участвовать. На сегодня министерством заключено по итогам конкурсов более 100 договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства, товарного рыбоводства.

А в 2010-м вышел Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и процедура участия в конкурсе на получение участка для рыболовства, рыбоводства упростилась еще больше. Сейчас от организации или предпринимателя уже не требуется сбора большого количества документов, которые раньше были необходимы, чтобы подать заявку.

– То есть сократился список документов?

– Не совсем так, просто в соответствии с упомянутым законом все документы, находящиеся в распоряжении государственных, муниципальных органов, мы теперь обязаны запрашивать сами. Например, в Федеральную налоговую службу мы делаем запросы по сведениям, содержащимся в единых реестрах юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Служба государственной регистрации, кадастра и картографии представляет документы, связанные с правами на недвижимое имущество и сделками с ним. В Роспотребнадзоре нам могут подтвердить, что тот или иной рыбоперерабатывающий завод расположен в здании, соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям. Раньше все эти справки, выписки нужно было собирать самому предпринимателю, а теперь – только те документы, что непосредственно с ним самим связаны. Учредительные документы, договоры.

– Вы упомянули справку Рос-потребнадзора по рыбоперерабатывающему заводу. Но ведь речь идет о промышленном лове, а не о предприятии по переработке…

– В соответствии с действующим законодательством организация или предприниматель, который хочет заключить договор о предоставлении участка для осуществления промышленного рыболовства, должны иметь производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов, расположенных в границах одного муниципального образования Коми, на территории которого находится или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок. То есть если организация хочет заниматься промыслом в Усть-Цильме, то и переработка должна быть в Усть-Цильме.

– Предпринимателей на реках и озерах становится больше, для экономики Коми это хорошо, но обычным рыбакам это не очень-то по нраву…

– Да, к нам в министерство очень часто обращаются с жалобами, вопросами. «Вот вы передали наше озеро в аренду, а эти ужасные бизнесмены его теперь обнесут забором, охрану поставят, и нам туда ходить нельзя будет, не то что рыбу ловить!» Хотелось бы пояснить, что предмет конкурсов, которые мы проводим, – это не аренда и не передача в собственность. Мы даем только право заниматься на определенном участке промышленным ловом. Проще говоря, ловить рыбу с помощью сетей. А все остальные граждане нашей страны имеют полное право заниматься на этом же месте любительским или спортивным ловом. Приходите с удочкой, ловите, пожалуйста. Никаких заборов и ворот под замком там быть не должно!

– Получается, там, где частник, – только с удочкой, у предпринимателя – никаких ограничений?

– Я бы сказал, у предпринимателя есть определенный приоритет. Но и ограничения тоже. В период нереста ему тоже ловить нельзя. Сети с мелкой ячеей, конечно же, запрещены. Но нормальный человек и так этим заниматься не будет: он же не только сегодня тут планирует ловить, а в ближайшие двадцать лет, так что заинтересован, чтобы рыба не переводилась.

– Самый известный конфликт между рыбаками-любителями и организатором промышленного лова разгорелся в 2010 году в Корткеросском районе. Тогда предприниматель Владимир Михайлов получил право ловить рыбу в озере Подты возле села Подтыбок. А рыбаки начали писать письма во все инстанции, жалуясь, что остались без рыбы. Получается, Михайлов был не прав, не пуская людей к озеру?

– Нет, он ведь на самом деле никого не ограничивал, просто хотел спасти озеро от браконьеров, которые его перегораживали китайскими мелкоячеистыми сетями и рыбу вылавливали до последнего малька. Обратился к инспекторам, те приехали, сети забрали. Понятно, что не всем это понравилось. Зато теперь на озере совсем другая картина, рыбы стало больше, и она крупнее. Теперь туда можно с удочкой поехать и в одиночку ведро рыбы наловить. Видели бы вы, какие теперь в Подты лещи! А окуни! А все потому, что человек за озером следит.

– А сколько сейчас рыбаки-промысловики у нас рыбы вылавливают и где в основном ведется промышленный лов?

– Вылавливают больше 300 тонн. Примерно 90 процентов – в Усть-Цилемском районе.

– И какие существуют ограничения по промышленному лову? Бывает так, что предприниматель, скажем, хочет выловить 50 тонн определенной рыбы, а квота не позволяет?

– После того как конкурс пройден, договоры заключены, предприниматели указывают, сколько тонн рыбы и какого вида они хотят добыть (на каждый вид заключается отдельный договор). Конечно, есть квотируемые виды, например, сиг, и есть точная цифра – сколько его должно быть выловлено. Эта цифра распределяется между предпринимателями – этому тонна, тому полторы. А есть щука, лещ, плотва, язь... В общем, частиковые виды. Всех вместе их можно в 2013 году выловить чуть больше трехсот тридцати тонн. И каждый, кто планирует промышленный лов там, где водится такая рыба, может в договоре по видам суммарно указать эти тонны. Например, по щуке в 2013 году общий допустимый улов составляет 70 тонн. Заявители могут, конечно, запросить каждый по 70 тонн. Просто лов придется прекратить в тот момент, когда всеми вместе 70 тонн щуки будут добыты. Тогда мы, как орган исполнительной власти, отправляем в научные организации в сфере рыболовства  предложения по увеличению добычи того вида, объем которого рыбаки выловили, и ждем положительного ответа от Минсельхоза РФ. Но переловов у нас еще не было. Те, кто занимается промышленным ловом, хорошо представляют, что и в каких количествах они могут поймать. Завышать планку, пытаться поймать больше, чем даст река или озеро, имея на руках долгосрочный договор, никто не будет.

Беседовала Анна Потехина.

Фото Дмитрия Напалкова.

 

Мы даем только право заниматься на определенном участке промышленным ловом. Проще говоря, ловить рыбу с помощью сетей. А все остальные граждане нашей страны имеют полное право заниматься на этом же месте любительским или спортивным ловом. Приходите с удочкой, ловите, пожалуйста. Никаких заборов и ворот под замком там быть не должно!

 

Озеро Подты одно время стало местом конфликтов между предпринимателем В.Михайловым и местными рыболовами. Но прошло время, и теперь сюда с удовольствием зимой и летом приезжают любители рыбалки не только из Корткеросского района.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 193 (5070)
19 декабря 2013 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»