Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Личное Дело
15 февраля 2008 года

Мебель от Овсянникова

/ Мастер из Усть-Куломского района мечтает возродить традицию семейного дела

В селе любая молва распространяется очень быстро.

О хороших мастерах или неординарных людях слава обычно передается по старинке – из уст в уста. Два года назад

28-летний Евгений Овсянников из поселка Ягкедж начал изготавливать для своих знакомых мебель на заказ, а сегодня его знают уже во всем Усть-Куломском районе как отличного мастера. При этом сам Евгений признается, что ранее ему никогда не приходилось заниматься столярным делом.

А взяться за это ремесло жизнь заставила.

СРАЗУ после окончания школы Евгений поступал в Сыктывкарский лесной институт, но экзамены провалил: сказалось отсутствие квалифицированного учителя физики в школе. По его собственному признанию, «чтобы как-то скоротать время до армии», поступил учиться на инспектора по охране леса в ПТУ-34. Отслужив срочную, подписал на четыре года контракт на сверхсрочную службу. Служить отправился в Чечню, где пробыл без малого четыре года. После окончания контракта решил его не продлевать: говорит, что основательно устал от постоянной боевой обстановки. В Ягкедж возвращаться не спешил. Еще во время учебы на прапорщика в Ростовской области познакомился со своей будущей женой Инной и после увольнения решил остаться в ее родном городе Шахты. Надеялся там обустроиться и осесть, но все складывалось непросто. Найти работу оказалось практически невозможно. Шахты закрывались, многие вынуждены были выезжать на заработки в другие регионы. С техникой Евгений был на ты, вполне мог работать и водителем, и механиком. Но везде, куда бы ни обратился, лишь только узнавали, что он вернулся из Чечни, сразу отказывали: мол, все вы оттуда с миной в голове приходите. «Многие, кто вернулся с Кавказа, «сели на стакан», – говорит Евгений. – Найти себя в гражданской жизни после военных условий действительно очень тяжело. И все равно было обидно: нельзя же всех под одну гребенку стричь».

В общем, с работой не складывалось. Приходилось перебиваться случайными заработками. Тогда Евгений впервые попробовал делать мебель своими руками. Хотелось как-то обустроить комнату, в которой они с Инной жили, и он купил инструмент, ламинированную доску и попробовал сделать полки и тумбу под телевизор. Получилось вполне прилично, ничуть не хуже, чем в магазине. Именно тогда стал думать  о том, чтобы заняться производством мебели. Однако в Шахтах частных мастерских полно, и Евгений решил вернуться в родной поселок. Но прежде приехал в Сыктывкар, разузнал, как здесь обстоит дело с производством мебели, с продажей ламинированной доски и фурнитуры. В 2006 году они с Инной приехали жить в Ягкедж. Конечно, жена не сразу согласилась уехать из города в богом забытый поселок на далеком севере. «Но в конце концов решила, что с милым и рай в шалаше, – шутит Евгений, – и махнула со мной на север».

ПРАКТИЧЕСКИ все частные сельские предприятия, независимо от их специализации, объединяет одно: ютятся они в заброшенных зданиях, ранее принадлежавших совхозам или леспромхозам. Мастерские Евгения Овсянникова в этом смысле не исключение. Глядя на одноэтажное здание бывшей начальной школы с заколоченными окнами, и не подумаешь, что внутри кипит жизнь и даже что-то производится. На дверях – никаких опознавательных знаков. Для того чтобы получить помещение в этом заброшенном неотапливаемом здании, Евгению нужно было пройти ряд необходимых бюрократических процедур, писать заявление на имя главы района о разрешении взять часть развалюхи в аренду: здание находится на балансе районной администрации. «Неужели вы еще за аренду платите? – удивляюсь я. – Ведь наверняка здание уже никогда не возродили бы к жизни, и его бы в лучшем случае растащили на дрова. В таком состоянии, без отопления и ухода, оно через год-два придет в полную негодность. Поселок у вас неперспективный, вряд ли здание стали бы восстанавливать». Скорее всего, так бы и было. Стоявшую когда-то рядом со школой котельную, которую закрыли год назад, постигла незавидная участь. Что нужно было, из котельной забрал жилкомхоз, остальное в считанные дни по кирпичику растащили жители поселка, вплоть до фундамента. Возможно, бывшая школа еще стоит лишь потому, что в ней появился хозяин.

СКОЛЬКО ни общаешься с предпринимателями на селе, всякий раз удивляешься их жизнестойкости. Потому что начинать им приходится практически с нуля, без всякой помощи. Кредиты в банке им, как правило, не дают: с одной стороны, вроде и существует программа поддержки предпринимательства, а с другой стороны, кто даст кредит безработному человеку, которому и заложить-то нечего? Вот такой получается замкнутый круг. Поэтому подняться обычно удается тем, кто пользуется доверием и уважением близких и знакомых. Евгению было, может, чуть полегче, чем остальным: остались еще какие-то деньги от заработанных в Чечне, была машина. Но этих денег было недостаточно для открытия дела, а кредит в банке не давали. Помог отец: он взял ссуду на свое имя. На эти деньги купили «газель», которая нужна была для поездок в город за материалом и для доставки мебели заказчику. Летом на продаже грибов и ягод удалось заработать на необходимый инструмент.

Начинали они с Инной вдвоем. В поселке работы для нее не нашлось, и она помогала мужу приводить в порядок помещение будущей мастерской, придерживать доску во время распиливания. Первые заказы все делались вручную, с помощью простейших инструментов. «Вручную все получается ничуть не хуже, чем на станке, просто времени на изготовление намного больше уходит», – говорит Евгений. Поначалу заказы делали свои, поселковые жители. В основном просили сделать компьютерные, кухонные столы, полки.

Мебель Евгений моделирует сам. Что-то берет из глянцевых рекламных журналов. Надо сказать, что компьютерные столы довольно сложной конструкции у него получаются ничуть не хуже фабричных. Очень скоро молва о нем пошла по району. Начал делать большие заказы: кроватки для детского сада, офисную и квартирную мебель. Дела более-менее налаживались, удалось купить хороший большой станок для раскроя ламинированной доски. Взял в помощники двух рабочих. Никакой рекламы Евгений не дает. «Я просто не справлюсь с заказами, – говорит. – Мне и без рекламы работы хватает». В районе он единственный занимается производством мебели. К тому же и цены у него приемлемые, потому и обращаются к нему люди.

НЕУЖЕЛИ молодого парня не манит город? Ведь сегодня многие парни и девчонки из села любой ценой хотят остаться после учебы в городе, там и возможностей больше, чем в далеком неперспективном поселке. Эти вопросы я задаю Евгению. «Не влечет меня город, – говорит он. – После Чечни мне все время хочется уединения, тишины, спокойствия. Да и вообще не люблю я городскую суету. Раз в неделю съезжу в Сыктывкар за материалом, так потом неделю реабилитируюсь». Работа – это и есть его реабилитация. Он сам удивляется тому, как столярное дело увлекло его с головой. Казалось бы, раньше никогда тяги к этому не было, а занялся и теперь не мыслит себя без этого. Выходных у него не бывает. Рабочий день длится с раннего утра до 12 ночи. Вернувшись из мастерской, сидит дома вечерами, делает на калькуляторе расчеты. «Тут ведь ювелирная точность нужна. На миллиметр ошибешься, отрежешь не там – и все испорчено», – объясняет мне.

 «У человека цель должна быть в жизни, – ненадолго задумавшись, говорит Евгений. – Какая у меня цель? Достойно жить, чтобы по возможности ни от кого не зависеть. Хочу дело свое основательно наладить и детям своим передать. Прекрасная раньше традиция была на Руси: дети, внуки и правнуки вслед за отцами и дедами продолжали и развивали фамильное дело. Хорошо, если бы традиция эта возродилась».

Галина ГАЕВА.

Усть-Куломский район

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №29 (3703) - 15 февраля 2008 года

У Сергея Габова - финский "акцент"

Монастырская жизнь в альбоме архимандрита Трифона

Владимир Тюрнин подозревает, что у Шандыбина - зырянские корни

Елене прекрасной досталась путевка в Париж

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 29 (3703)
15 февраля 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»