| Домашний Очаг | 
                          12 сентября 2013 года  | 
                         
                       
                        Научиться быть справедливым                        
                                                   Как часто мы, взрослые, игнорируем детские проблемы.  И даже не потому, что у нас жесткие взгляды на воспитание.  Мы просто устаем, у нас случается плохое настроение, нам хамят  в транспорте, нам бесконечно некогда... И мы срываемся.  Срываемся на самых близких и самых беззащитных. Как же трудно иногда остановиться, задуматься: «Как слово наше отзовется?»  Ведь на это нужны душевные силы, куда проще следовать  каким-то стереотипам воспитания или воплощать в жизнь  сценарии собственных родителей. Проходит время, и вот, захлопывая дверь в свою спальню, подросток кричит: «Это несправедливо!» Хотя еще недавно вы спокойно объясняли ему, почему нельзя гулять после 22.00, но, похоже, он вас не услышал. Именно в детстве у нас складывается представление о том, что честно и справедливо: «Мама, а Маша со мной не поделилась». Это представление возникает из врожденного осознания различия между нуждами и желаниями. Когда подросток заявляет «все могут гулять позже, а ты меня не пускаешь», важно понять, какая мысль за этим стоит, может быть, ребенку нужно задержаться подольше, чтобы его приняли в компанию друзей, или трудно расстаться с любимой девочкой. Критерием справедливости является предсказуемость и постоянство требований. Вы уверены в своих требованиях или происходит так: сегодня разрешу, а завтра запрещу? Непостоянство требований смущает чувство справедливости вашего подростка. Важно увидеть подоплеку того, что ваш подросток считает справедливым и несправедливым. Ведь быть справедливым – это не обязательно означает быть равным. Ваш подросток должен знать, что то, о чем вы его просите, относится и к другим членам вашей семьи. Для того чтобы у подростка не возникало чувство неуверенности и недопонимания по поводу предъявляемых к нему требований, вам, как родителям, необходимо собрать вместе всю семью и решить, что в вашем доме считается справедливым, а что несправедливым, и включить совместно принятую систему правил в жизнь вашей семьи. Предложите вашей семье постоянно придерживаться некоторых правил, которые принесут покой в ваш дом, приведут в порядок режим дня. Ведь мы по природе тянемся туда, где удобно и где выгодно нам, тянемся к тому, что честно и справедливо. А чувство справедливости может быть способом оценить мир с точки зрения того, что хорошо и что плохо. Быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки. Быть справедливым – это значит использовать свои права, не нарушая при этом прав других людей. Один подросток сказал своему отцу: «Послушай меня, папа. Я просто хочу изложить тебе свою точку зрения. Когда ты что-то хочешь мне сказать, то ты заставляешь меня слушать». Отец несколько дней думал над этим вопросом и затем решил его обсудить с сыном: «Я думал над тем, что ты сказал мне на днях, сынок. Я требую от тебя слушать меня и не всегда слушаю тебя, а это нечестно, несправедливо. Я хочу это исправить, я буду над этим работать». Не бойтесь признавать свои ошибки, шаг навстречу с вашей стороны только сблизит ваши отношения, поддержание справедливости создаст надежность и уважение в ваших отношениях, не позволит вашему ребенку использовать недопустимые средства для достижения уважения к себе и к окружающим людям. Чтобы требовать от подростка справедливости, научитесь сами быть справедливыми по отношению к себе и по отношению к членам вашей семьи. А для того, чтобы помочь себе выяснить, насколько вы справедливы, задайте себе несколько вопросов: – Вы всегда видите другую сторону? – А ваши правила и реакции предсказуемы? – Вы заставляете вашего подростка слушать вас и при этом не выслушиваете его? – Вы настойчивы? – Обсуждается ли случай несправедливости в вашей семье? Благодаря справедливости вы передаете вашему подростку пример, с помощью которого ваш ребенок может полагаться на вас, чтобы с уверенностью поддерживать то, что честно и справедливо для всех!                          |