Общество |
14 декабря 2012 года |
"Магнитные" бури/ К чему может привести экспансия торговых сетей в Коми?
С приходом крупных торговых сетей в столицу Коми центральный рынок Сыктывкара заметно опустел.
В последнее время в Коми на самых разных уровнях стало популярно обсуждать торговые сети. Говорят об этом министры, бизнесмены, фермеры, общественники… Градус тревожности уже такой, будто на республику идет войной Наполеон. Чем же так всех озаботили ритейлеры? Незваные гости В первую очередь внимание это вызвано открытием в торговом центре «Макси» в Сыктывкаре санкт-петербургского гипермаркета «Лента» и стремительно увеличивающимся числом магазинов краснодарской сети «Магнит». Друг другу эти «пришельцы» в принципе не конкуренты. «Лента» – сеть гипермаркетов, куда приезжают в свободное время затариться на несколько дней. А «Магнит» в Сыктывкаре и Ухте пока склоняется к формату «магазин у дома», в который забегают за насущными покупками по пути с работы. До того как столицей Коми плотно заинтересовались ритейлеры-«чужаки», роль гипермаркетов выходного дня играли рынки, оптовые базы и относительно крупные магазины местных сетей. В последние также бегали за хлебом, молоком и прочими срочно понадобившимися продуктами на неделе, другие покупатели предпочитали магазинчики мелких предпринимателей. Теперь же начался передел рынка, от которого не в восторге ни местные сетевики, ни оптовики, ни владельцы небольших магазинчиков. Всем им есть что терять. Когда на прошлой неделе в Общественной палате обсуждали поддержку бизнеса, немало времени посвятили рассуждениям и спорам по поводу прихода в регион сетевиков. И если в сторону «Ленты» делались некоторые реверансы, мол, нашим стоит поучиться так бизнес вести, то активное «почкование» «Магнита», который буквально на днях начал вселение в магазины, ранее занимаемые сетью «Табак», вызвало вихри негодования. В порядке обсуждения Член Общественной палаты РК, она же гендиректор местной сети «Продтовары» Галина Лапшина в вину «магнитским» ставила нарушение правил торговли и отсутствие распределительного пункта со складом, из-за чего фуры этой торговой сети нахально разъезжают по городу, несмотря на запрет. Впрочем, Г.Лапшина заметила, что лично ее экспансия «Магнита» не слишком пугает, клиент все равно видит, где качество товара и обслуживания выше. Павел Поташов как предприниматель и член «ОПОРы России» пророчил, что, как только «Магнит», завлекши покупателей низкими ценами, выдавит с рынка местный бизнес и установит монополию, цены на продукты подскочат. Кроме того, по словам П.Пота-шова, с появлением в Коми этих сетей большая часть налогов от деятельности ритейлеров уходит по месту их «прописки» – в Краснодарский край и Санкт-Петербург. Хозяин оптовых складов Сергей Сахаров выступил в том духе, что от сетевиков, конечно, уже никуда не деться, но нужно думать над тем, как не дать крупному бизнесу убить малый. Например, можно сделать, как в некоторых европейских странах, где маленькие магазинчики живут за счет того, что гипермаркеты работают только до восьми часов вечера и не круглую неделю. Впрочем, министр экономического развития Антон Фридман призывает не забывать, что отчасти благодаря дешевым товарам сети «Магнит» Коми пока находится почти в самом конце федерального списка по ценам в регионах. Но и министр признает, что «Магнит» и вправду агрессивен в захвате рынка, и сложно с ним договориться, чтобы брали на реализацию продукты от местных сельхозпроизводителей и переработчиков. В отличие от «Ленты», которая готова 25 процентов площади отдать под нашу продукцию. Придется договариваться – Есть прогнозы, что через пару лет 70 процентов горожан будут закупаться в сетевых магазинах. Так что хочешь не хочешь, а производителю надо учиться работать с ними, – считает генеральный директор ОАО «Пригородный» Геннадий Низовцев. – С «Лентой» мы уже сотрудничаем, поставляем им салат, капусту в кочанах, огурцы. В договорах с сетями есть и большой плюс – появляется гарантированный, крупный рынок сбыта своей продукции. Но, чтобы успешно работать с сетевиками, крупному производителю нужно иметь свой логистический центр, хорошо наладить упаковку товара, а это сложно и затратно. Но мы планируем это сделать. Что касается «Магнита», то пока нам с ним договор заключить не получалось, но сейчас наметились кое-какие подвижки. Между прочим, с «родными» сетями у местных поставщиков тоже не все ладится. Конечное слово по идее должно быть за покупателем, который, «голосуя рублем», высказывает свои предпочтения. А отношение к тем же «Магнитам» у народа разное. Для кого-то низкие цены – это главное. Другие фыркают, что за дешевизной скрывается плохое качество. Третьи говорят, что ходят в супермаркет исключительно, к примеру, за недорогими фруктами: если не хватать все подряд, а хорошо порыться в «развале», можно набрать дешевых и при этом не гнилых. А за свежей сметанкой и парным мясом на рынок надо бегать. Четвертые говорят, что активное внедрение сетевиков – это и есть здоровая конкуренция и цивилизованный рынок. Картина та же Что показал приход крупных российских торговых сетей в других регионах? Не далее чем в октябре этого года предприниматели из Чувашии обратились к местным властям, чтобы те разобрались, отчего это в регионе так разошелся «Магнит». По словам бизнесменов из Новочебоксарска, их фактически выгоняют из помещений, площади в которых они арендуют, повышая цену в два раза, – или платите, или в следующем месяце здесь откроется «Магнит». Выходит, есть причины, по которым арендодателям захотелось сдавать квадратные метры заезжему сетевику. В Минэкономразвития Чувашии заявили, что проблема – не в их компетенции. Местные предприниматели написали письмо Президенту РФ, и в деле начала разбираться Федеральная антимонопольная служба. В Таганроге – подобная же ситуация, которую газета «КоммерсантЪ» окрестила «магнитной аномалией». Предприниматели жалуются, что «Магнит» занимает фактически монопольное положение, а на полках этого супермаркета продукция всего двух местных производителей. При этом сетевик платит за поставленный товар с отсрочкой и может вернуть его обратно, когда срок годности уже истек. Администрация города сожалеет о неполученных налогах, которые ушли в Краснодар… К «Магниту» же тем временем «не подкопаться» – все законно, и доля на рынке не достигает того процента, когда можно объявить сеть монополией. И такая картина во многих городах и регионах, в которые приходят «чужие» торговые сети (необязательно «Магнит»). Но самый главный вопрос не в том, хороши или плохи незваные гости и как с ними сосуществовать, а почему они идут к нам? Ответ прост: видят «нишу», возможность заработать, которую упускает местный бизнес. Упустили нишу? К примеру, место продуктового гипермаркета «выходного дня» в Сыктывкаре вакантным было очень долго, хотя можно было просчитать, что у населения такое торговое заведение станет востребованным. Почему этим не занялись наши? Не располагали достаточными средствами, крупный заём взять не смогли? Не рискнули? Причин может быть сколько угодно. И когда «Макси» закрывал «родной» гипермаркет, освободившиеся площади «застолбила» «Лента», а не какая-либо из местных сетей. Кстати, еще в конце марта «Ленту» называли в качестве будущего якорного арендатора торгового центра «Июнь». Но открытие супермагазина с летним названием отложилось, и питерская сеть почти молниеносно вплелась в «Макси». А когда «Июнь» откроется, то продукты там, по предварительным данным, станет продавать «Магнит». К вящей досаде местного бизнеса, который будет сокрушаться насчет нарушений правил торговли и жестокого обращения с местными производителями и переработчиками. Почему питерские и краснодарские предприниматели могут создавать конкурентоспособные сети, да еще и закидывать их все дальше и дальше в регионы, а наши хотя бы у себя в Коми – нет? Не в климате же дело? В конце концов, торговлю вести – не яблоки растить. И «Магнит» на Россию не с Марса свалился, а появился благодаря предприимчивости уроженца сочинского поселка Лазаревское Сергея Галицкого (до женитьбы – Арутюняна). Начал он с того, что в 1994 году в 26 лет купил в кредит фуру с косметическими товарами и продал их мелким оптом, а спустя семь лет его «Магнит» уже был крупнейшей розничной сетью в стране. Анна ПОТЕХИНА. Сейчас в России действует порядка 140 торговых сетей, обосновавшихся в большем или меньшем количестве регионов. Кроме того, несчетное количество сетей, работающих в отдельных областях или городах. В Коми довольно много магазинов, бренды которых можно встретить в других регионах. Например, «ЦентрОбувь» (порядка 900 торговых точек в разных городах России), «Эльдорадо» (больше 300 магазинов), «М.Видео» (280 розничных и 17 интернет-магазинов), «Рив Гош» (порядка 190), «Связной» (более 2500). У «Магнита» на сентябрь этого года в России было порядка 5400 торговых точек формата «магазин у дома», 105 гипермаркетов и более 440 магазинов косметики. В сеть «Лента» на ноябрь 2012 года входило 49 гипермаркетов. Тем временем Управление Россельхознадзора по Коми наложило штраф на владельца сети «Магнит» ЗАО «Тандер» за перевозку подконтрольной госветнадзору продукции без сопроводительных документов. Как сообщает пресс-служба ведомства, факт перевозки был зафиксирован 19 июля 2012 года при проведении контрольно-надзорных мероприятий специалистами отдела пограничного ветеринарного контроля на государственной границе Российской Федерации и транспорте на федеральной трассе Чебоксары – Сыктывкар. В результате был составлен протокол об административном правонарушении, материалы дела ушли в суд Ижевска, ЗАО «Тандер» оштрафовали на 10 000 рублей. А 10 декабря в Сыктывкаре волонтеры движения «Наш край» провели «очищающий рейд» в одном из магазинов «Магнит», пишет «БНКоми». Там активисты собрали целую тележку гнилых продуктов, оформили покупку и позвали администратора. В результате были списаны продукты на сумму 185 рублей. |