Общество |
21 ноября 2012 года |
Невыездные люди/ Жители трех поселков просят власти не лишать их "дороги жизни"
Жители сельского поселения «Яснэг» направили открытое письмо Главе Коми, председателю Госсовета РК и руководителю администрации муниципалитета с просьбой решить проблему сообщения их населенного пункта с «большой» землей. Со 2 ноября этого года яснэгцы оказались фактически «невыездными». Всего в Яснэге и входящих в состав этого сельского поселения Кемъяре и Поинге проживает около полутора тысяч человек. В поселках нет ни больниц, ни аптек, только фельдшерско-акушерский пункт. Так что, когда необходимы лекарства или помощь медика-специалиста, нужно отправляться в райцентр или Сыктывкар. Теоретически добраться до «большой» земли можно двумя путями. Первый вариант: проехать около четырех километров от Яснэга до переправы через Сысолу, перебраться через реку, а потом ехать в сторону Сыктывкара через Ыб на рейсовом автобусе. Второй путь: ехать к столице Коми по автодороге Яснэг – Нювчим – Краснозатонский. Но, увы, оба варианта с подвохом. Первый зависит от переправы. До недавних пор она была: Сысолу пересекал понтонный мост, пользоваться им нельзя было только весной, во время ледохода. Но дело в том, что мост этот – частная собственность и в начале ноября владелец сооружения его убрал. Как рассказал глава сельского поселения Валерий Попов, в 1996-97 годах, когда из этих мест массово вывозили лес, мост поставило ООО «Ясноглеспром». Через несколько лет переправа стала приходить в негодность, и ее за свой счет начало содержать уже другое ООО – «Коми лесная компания». Это предприятие постепенно поменяло секции моста, переправа обновилась. Но вскоре интересы компании в здешних местах иссякли, зато в Корткеросском районе – появились. Того, что мост будет снят и отправлен туда, предприятие в общем-то и не скрывало, и в администрации муниципалитета о проблеме знали, думали, как ее решить, но… Вроде бы была договоренность, что мост простоит до ледостава, но его убрали 2 ноября, когда льда на Сысоле еще не было, зато уже началась шуга, которая не дала долго работать присланному на замену переправе катеру. С одной стороны, все логично, убирать понтон нужно до того, как он в лед вмерз. С другой – что делать людям? Теперь разберемся, почему сельчане не ездят из Яснэга через Нювчим. Во-первых, как сообщил Валерий Попов, получается дальше, чем через Ыб. Во-вторых, грунтовая дорога в сторону Нювчима в таком состоянии, что по ней автобусы пускать отказываются. Некоторые автомобилисты, впрочем, рискуют. В результате нередко сидят, застряв в грязи. Да что там легковушки! В 2009 году по весне, к примеру, эту дорогу лесовозы так «убили», что сами там же и вязли один за другим. Более того, пройти не могла даже дорожная техника, направленная спасать положение. Что же делать в этой ситуации? Искать в муниципальном бюджете деньги на мост? Надеяться на то, что в республиканской казне найдутся средства на асфальтирование участка от Нювчима до Яснэга? Кстати, дорога эта частично в местном ведении, частично – в региональном. – Я считаю, нужен мост, причем нормальный! – говорит Валерий Попов. – Чтобы его построить, нужно 100-130 миллионов. Неподъемная сумма для района? С другой стороны, у нас в Яснэге скоро собираются новую школу строить примерно за такую же сумму. Да, есть мнение, что село умирает, когда в нем школу закрывают, но в тех же Поинге и Кемъяре новые школы построили, и что? Пустуют они! Поингу вообще в следующем году собираются расселять и закрывать. Дело ведь в том, что людям работать негде, вот и уезжают. А если у нас будет хорошая переправа, бизнес активизируется, люди из поселков бежать не будут. Я думаю, лучше построить большую, современную школу со спортзалом, бассейном в Ыбе и детей туда на школьном автобусе возить – всего-то восемь километров. Впрочем, идея Попова «поменять школу на мост» многим покажется излишне смелой, да и вряд ли получится «перекинуть» деньги из одной бюджетной программы в другую. Как рассказала заместитель главы районной администрации Наталья Долингер, руководство района стучится во все инстанции с просьбой помочь обзавестись хотя бы понтонным мостом (стоит он порядка 45 миллионов), но пока безрезультатно. Хотя бюджет района и профицитный, но «лишние» деньги, как пояснила Н.Долингер, остались недоосвоенными от другой целевой программы, и тратить их на переправу нельзя. Кстати, наплавной мост через Сысолу, который сейчас «переезжает» в Корткеросский район, официально тоже для переправы людей не предназначался, поскольку принадлежит частному лицу и разрешительной документации не имеет. Так что население пользовалось им на свой страх и риск. А пока жители сельского поселения ждут, когда ударят морозы. Тогда и ледовую переправу через реку можно будет наладить, и дорога на Нювчим замерзнет и станет более-менее проезжей. Ситуация нормализуется. Но только до весны… Анна Потехина. Фото tomovl.ru. |