Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Экономика
6 июля 2012 года

Зачем корове ВТО?

/ Что ждет молочный бизнес в Коми

Около года в Коми работает соглашение о сотрудничестве между производителями и переработчиками молока. Когда его подписывали, подразумевалось, что это поможет стабилизации и развитию молочного комплекса республики. А что вышло на деле
и что ждет молочный бизнес
в дальнейшем?

Переработчикам перемены по душе

Об этом рассуждали члены Координационного совета по вопросам взаимодействия производителей сельскохозяйственной­ продукции, сырья и продовольствия и организаторы торговли, шла речь и о делах в молочной сфере. По словам начальника планово-финансового отдела ОАО «Молочный завод «Сыктывкарский» Натальи Петровой, соглашение явно пошло на пользу предприятию и его целесообразно продлевать. За пять месяцев этого года молока принято на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года, летний план по производству творога и масла выполнен уже в мае. Улучшилась и сезонность поставок. Дело в том, что, если коровам разрешить плодиться исключительно по зову природы, будет получаться так, что к февралю на фермах молока нет вовсе, зато с марта по август – девать некуда. Понятно, что переработчикам это не на руку: если нет сырья, падают объемы производства, портятся отношения с торговыми сетями, которые начинают отдавать предпочтение другим заводам (за пределами региона), где перепадов в поставках нет.

– Может быть, благодаря соглашению, может, по другой причине, но ситуация с сезонностью изменилась в лучшую сторону, – заявила Н.Петрова. – Мы даже решили не применять коэффициент сезонности (то есть не стали покупать молоко летом дешевле – авт). Мы прилагаем все усилия для сохранения поставщиков, но им следует понимать, что с началом пастбищного сезона нам, переработчикам, приходится сложнее. С одной стороны, увеличивается количество работы, с другой – падает качество принимаемого нами молока.

Однако завод до сих пор ощущает нехватку сырья. Поэтому закупает молоко у местных производителей, а также за пределами региона. Кстати, в восьмидесятых годах сыктывкарский молзавод перерабатывал до 130 тонн молока в день, а сейчас 35-40 тонн.

Фермеры на положение дел смотрят более скептически.

– Закупочная цена составляет 11 рублей за литр. Но у нас есть повышающие коэффициенты, за качественное молоко мы платим дороже, – говорила с трибуны представительница молзавода.

– Ага, на целых 50 копеек! – с усмешкой комментировали ее заявление из зала.

Глава одного из фермерских хозяйств поинтересовалась, почему она отправляет на завод молоко, а потом узнает, что при приемке оно загадочным образом потеряло в объеме и в процентах жирности. Судя по поднявшемуся ропоту ее коллег, с такой проблемой сталкиваются многие.

Отчасти на этот вопрос ответила главный специалист-эксперт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Виктория Куцевич, рассказавшая о том, как обстоят дела с качеством сырого молока, поставляемого на перерабатывающие предприятия. Зачастую отрицательно на эти показатели влияет то, что на фермах смешивают молоко вечерних и утренних доек, а разные маленькие предприятия вообще иногда соединяют свою продукцию в одну цистерну. По словам В.Куцевич, пару лет назад на многих фермах не только не было исправного оборудования, позволяющего правильно определить жирность молока, но и даже не пломбировались цистерны, в которых продукцию отправляли на завод.

Последнее обстоятельство, кстати, это довольно распространенная причина загадочного обезжиривания молока: еще во времена СССР водители молоковозов делились друг с другом секретом создания особых рамок-маслобоек, которые опускались в цистерну на веревочках, как только машина отъезжала на приличное расстояние от фермы. В процессе езды по тряской дороге молоко сбивалось и оседало на рамке в виде первосортного сливочного масла. В результате у семьи водителя всегда было чем намазать бутерброд или сдобрить вареную картошку, а завод получал молоко меньшей жирности.

Как заявила специалист минсельхозпрода, по сравнению с 2010 годом сейчас ситуация с контролем качества молока и защитой цистерн улучшилась, приобретаются современные охладители молока, стало больше продукции высшего сорта. Но до идеала здесь еще далеко.

Не сошлись в цене

Вопрос, в котором производители молока и его переработчики не могут обрести согласия, – закупочная цена. По мнению фермеров, продающих свою продукцию на сыктывкарский молзавод, 11 рублей – это слишком дешево, производство становится невыгодным. А с точки зрения специалистов завода, если повысить закупочную цену, их работа станет нерентабельной. Тогда нужно повышать отпускную цену, то есть бить по карману потребителя, который в таком случае предпочтет вологодскую или кировскую продукцию.

– Но вы хоть собираетесь в дальнейшем повышать закупочную цену? – допытывались у сотрудницы завода фермеры.

– В этом году не собираемся, в следующем – при условии, что нам разрешат повысить отпускную, – отвечала Наталья Петрова.

– А когда вы в другом регионе молоко закупаете, вы за него тоже 11 рублей платите? – задали ей коварный вопрос.

– Это коммерческая тайна, – смутилась начальник планово-финансового отдела молзавода.

В числе прочих проблем, мешающих развитию производства, фермеры назвали трудности с получением и выплатой кредитов, а также каверзные условия для участия в аукционах на поставку молока в муниципальные учреждения.

Председатель СПК «Сторо­жевск-1» Татьяна Попова предложила молочным заводам взять на себя транспортировку молока с ферм: пусть прямо на месте его проверяют, выдают накладные по качеству и количеству и увозят. Так и споров меньше будет, и фермерам не придется искать средства на специальный транспорт.

Импортная «молочка» будет дешевле

И что вы думаете, будут ли в ближайшем будущем расти закупочные цены к вящей радости фермеров? Или само производство молока перестанет балансировать на грани убыточности? Вряд ли, разве что случится чудо в виде резкого технологического прорыва в агропроизводстве. А пока что нас ждет вступление России в ВТО.

Какое отношение имеет Всемирная торговая организация к коми буренкам? А такое, что после вступления в нее наша страна должна в порядке реверанса за доступ к мировому рынку дать зеленый свет импортным товарам на наш рынок сельхозпродукции. В том числе молочной продукции из тех стран, где производить ее по разным причинам выгоднее, чем у нас (климат мягче, корма тут же растут, производство налажено по последнему слову науки). Выразится это в значительном снижении Россией импортных таможенных пошлин на молоко, сухие и сгущенные сливки, сливочное масло.

По расчетам специалистов Северо-Западного НИИ экономики сельского хозяйства Россель­хозакадемии, через пять лет импортная «молочка» на российском рынке подешевеет на 8%, соответственно массовый потребитель проголосует рублем в ее пользу.

Сейчас молочное дело у наших европейских соседей налажено настолько хорошо, что рынок спасают от перенасыщения с помощью квот на производство. В 2015 году в Евросоюзе эти квоты отменят, так что вполне вероятно, молочные реки, текущие к нам из-за рубежа, станут шире. И немалую долю в этом потоке займет продукция от братьев-белорусов.

По данным вышеупомянутого НИИ, уже сейчас производство молока в Беларуси превышает медицинские нормы потребления на душу населения, высок экспортный потенциал, сбыт до 80% ориентирован на российский рынок. При этом в Беларуси благодаря значительной господдержке в этом году на 86 тысяч голов вырастет дойное стадо, а к 2015 году республика намеревается увеличить производство молока с шести до 10 миллионов тонн. Цены на сыры, масло, сухое молоко в бывшей союзной республике уже сейчас на 30-40% ниже себестоимости аналогичных российских продуктов. Известные компании «Danone-Юнимилк», «Pepsi-Co–Вимм-Билль-Данн» уже начали наращивать производство молочной продукции в Беларуси для экспорта в Россию.

Понятно, что в первую очередь экспансия закордонного молока в России выразится в том, что на наших прилавках станет больше импортных сыров, порошковых смесей, различного рода консервов, йогуртов и прочих нескоропортящихся вариаций на основе молока. Так что те российские переработчики молока, которые сделают ставку на производство именно таких товаров, могут оказаться в ситуации очень жесткой конкуренции, особенно если компания – новичок на рынке, не имеет хорошо раскрученного бренда. В результате нашим аграриям грозит снижение объемов производства и, как следствие, падение закупочной цены сырого молока.

Отстоим наше!

Скоропортящаяся «молочка» (она же продукция с низкой добавленной стоимостью) – пакетированное молоко, сметана, кефир, ряженка и прочее – далеко в глубь России вряд ли проникнет. Можно предположить, что производители, решившие восполнить потери за счет такого рода продукции, «пойдут на север». То есть постараются расширить свои продажи в регионах подальше от европейских границ. Иначе говоря, та же Вологодская область постарается продавать молока в Коми еще больше. Главным оружием в борьбе за рынок станет, конечно, цена. В таких условиях переработчикам молока повышать закупочные цены на радость фермерам – никакого резона.

Прибавьте к этому рост цен на комбикорма, ожидающееся все по тем же условиям вступления в ВТО ограничение размеров господдержки сельского хозяйства… Эксперты прогнозируют снижение рентабельности производства молока более чем в два раза, но в условиях севера эта цифра может измениться в худшую сторону.

Молочного апокалипсиса в регионе, конечно, не случится – многие все равно «выбирают наше». Одни из расчета, что наша продукция свежее, поскольку везти ее ближе, а другим на вкус коми молоко гораздо милее вологодского. Так что пока есть хоть минимальный, но спрос, будет и предложение.

Теоретически выиграть в такой ситуации должен потребитель: в условиях жесткой конкуренции цены на молочные продукты, пожалуй, даже и упасть могут. А вот каково в таком случае придется производителю? Специалистам минсельхоза и минэкономразвития придется немало поломать голову над формами поддержки производителей и переработчиков молока и очень желательно над тем, как привлечь в эту сферу частный капитал.

Возможно, стоит подумать и над нестандартными методами рекламы местной молочной продукции, в других регионах же этим озаботились. К примеру, с 6 по 9 августа в Ярославской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областях пройдет автопробег «Дорога молоку!». Организаторы акции из информационного агентства DairyNews хотят популяризировать молоко и молочные продукты, а также показать конечному потребителю, что «молоко – это не вредный для здоровья продукт, и, потребляя его, мы не угрожаем своей жизни» (что ж, оригинальная формулировка, в отличие от набившего оскомину «пейте дети молоко, будете здоровы»). В ходе автопробега состоится посещение различных ферм, обмен опытом и т.п.

В условиях Коми такой автопробег рисковал бы сгинуть в бездорожье, не достигнув славной своим молоком, но отдаленной Усть-Цильмы. Однако можно же и что-то свое придумать. Чтобы выжить в условиях членства в ВТО, северным производителям нужно достигнуть того уровня, когда местная продукция не просто выстоит перед заграничной, но и начнет одерживать верх, если не ценой, то качеством и широтой ассортимента. Думаете, недостижимо? Посмотрите на Финляндию: климатические условия в общем-то те же, а «молочка» уже не первое столетие держит марку одной из лучших в мире. Проблема в том, что совершать такой технологический прорыв придется очень быстро…

Анна ПОТЕХИНА.

Фото Юрия Осетрова.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 126 (4763)
6 июля 2012 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»