Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
У прилавка
25 мая 2012 года

Расценки на страдания

/ Как оценить причиненный клиенту моральный вред?

Роспотребнадзор заявил о необходимости пересмотра стандартов компенсаций, выплачиваемых потребителям за причиненный им моральный вред. Зарубежные аналоги впечатляют астрономическими суммами взыскиваемых с компаний компенсаций, в то время как отечественные суды часто ограничиваются почти символическими суммами.

В российском законодательстве по ст. 151 Гражданского кодекса РФ суд обязывает причинителя морального вреда выплатить пострадавшему денежную компенсацию. При определении размера такой компенсации принимаются во внимание степень вины нарушителя и иные обстоятельства – например, вина самого пострадавшего, если покупатель невнимательно прочитал инструкцию и неправильно пользовался приобретенным товаром, что в результате привело к травме.

Кроме того, учитывается и степень страданий лица, которому был причинен моральный вред, что обычно связывается с индивидуальными особенностями конкретного человека: социальное положение, социальный статус, возраст, известность, национальность, имущественное и семейное положение, состояние здоровья, профессия. То есть моральный вред может заключаться в утрате здоровья, физической боли, в раскрытии личной или семейной тайны, потере работы, невозможности продолжать активную общественную жизнь и других проявлениях, существенно ухудшающих качество жизни.

Если моральный вред был причинен потребителю вследствие нарушения его прав, то выплата компенсации производится изготовителем или продавцом только при наличии его вины – так указано в ст. 15 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей». Размер такой компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

На практике размеры присуждаемых сумм таких компенсаций по искам пострадавших потребителей очень скромные – порядка нескольких тысяч рублей, но чаще в выплатах и вовсе отказывают. Так почему же зарубежные компании платят миллионы в виде компенсаций за нарушенные права своих граждан, а наши соотечественники не могут добиться достойных выплат?

Прежде всего значительно отличается законодательство – в ряде стран существуют законодательно установленные размеры компенсаций по тем или иным видам страданий и переживаний. Именно поэтому смысл компенсации морального вреда как таковой там не выхолащивается. Но в постсоветской России установление расценок на страдания было сочтено негуманным, и в законе оказались только формулировки общего характера о разумности и справедливости.

Но нельзя не сказать и о том, что некоторые потребители неплохо разбираются в своих правах, при этом не стесняясь ими злоупотреблять. В итоге по небольшим проблемам, которые могли бы быть легко устранены при желании, через суд пытаются предъявить колоссальные убытки по всем возможным поводам.

По информации «Российской газеты».

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №98 (4735) - 25 мая 2012 года

"Я такую же хочу" / Чем оборачивается отсутствие эскиза при заказе гарнитура

Красота требует жертв? / Косметический салон наказали за навязывание дополнительной услуги

Без санкции ветеринаров

Подопытные немцы

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 98 (4735)
25 мая 2012 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»