Личное Дело |
25 мая 2012 года |
Телефильм о коми-язьвинцах снял Александр Пивкин в Пермском крае
Журналист телеканала «Юрган» Александр Пивкин снял очередной фильм из цикла «Зырянский атлас». Премьера получасовой ленты «Биармия» пройдет в воскресенье, 27 мая, в 14.20 на телеканале «Юрган». Как рассказал нам автор фильма, съемки проходили в июле прошлого года. Тогда экспедиция в составе четырех человек под руководством доктора исторических наук, профессора Пермского университета Георгия Чагина побывала в Красновишерском районе Пермского края – месте компактного проживания коми-язьвинцев. Напомним, что наукой признаны четыре этнографические группы коми народа: коми-зыряне, коми-пермяки, коми-язьвинцы и коми-зюздинцы. Затем в течение десяти месяцев в Сыктывкаре продолжалась работа над отснятым материалом. Свой фильм автор назвал «Биармия», так как считает, что коми-язьвинцы – это одни из наследников древней Биармии. Впрочем, по мнению журналиста, Биармией называлось не отдельное государство, а вся обширная территория проживания финно-угорских племен. – Мы снимали фильм о жизни коми-язьвинцев, – рассказал Александр Пивкин. – Этот уникальный народ нам практически неизвестен. Сейчас их осталось около двух тысяч человек, а ведь когда-то это был многочисленный народ, у которого была столица в Чердыни. Коми-язьвинцы до революции практически не имели контактов с пермяками и зырянами и даже не знали, что существуют эти родственные народы. Себя они называли просто пермяки в отличие от коми-пермяков. Коми-язьвинцы были учтены как самостоятельный народ только при переписи 1926 года. Тогда их насчитывалось 3163 человека. Позднее существование этого народа официально не признавалось, а местное население считалось русскими. В конце восемнадцатого века язвинцы стали старообрядцами. Да и жили они достаточно изолированно от соседей. В этом районе до сих пор ходят бородатые мужики и женщины в сарафанах. Разумеется, что сарафаны носят не ежедневно, но наряжаются в них хотя бы раз в неделю по выходным и праздникам. Дома у них небольшие. Когда наша экспедиция добралась до верховьев Язьвы, мы как будто оказались в прошлом: нас встретили женщины в сарафанах и бородатые мужики в косоворотках. Предки коми-язьвинцев занимали значительную территорию междуречья Камы, Вишеры и Колвы. После вхождения Перми Великой в Московское государство они подверглись сильной ассимиляции русскими. Но часть народа отошла в бассейн Язьвы, где в пятнадцатом веке образовался этнос язьвинцев. Сейчас они проживают в ряде населенных пунктов Красновишерского района Пермского края. Это деревни Верхняя Бычина и Нижняя Бычина (род Быч), село Верхняя Язьва (род Кичиг), деревни Паршакова, Арефина, Антипина, Ванькова. В быту коми-язьвинцев сохранились, несмотря на старообрядческую веру, дохристианские верования в духов леса и воды. Из древних праздников до сих пор отмечается «Сарчик» – прилет птицы трясогузки. Коми-язьвинский язык сохранился плохо, много русских заимствований. Он является промежуточным между коми-зырянским и коми-пермяцким языками. В конце XX века началось движение за возрождение коми-язьвинской культуры. В 2003 году был издан коми-язьвинский букварь, он стал первой книгой на этом коми языке. Сейчас в творческих планах Александра Пивкина снять новый фильм. На этот раз о коми-зюздинцах. Их сохранилось еще меньше – менее тысячи человек. Живут они в Афанасьевском районе Кировской области. Останавливает журналиста лишь то, что пока нет средств на экспедицию. Артур АРТЕЕВ. Фото «БНКоми». |