Общество |
24 мая 2012 года |
Не только кнутом, но и пряником/ Парламентарии и промышленники обсудили ход реализации Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Выездной день депутата 21 мая парламентарии из Госсовета РК, представители заинтересованных министерств, ведомств и крупных предприятий республики провели на Сыктывкарском фанерном заводе, где ознакомились с производством и обсудили, как в Коми исполняется Федеральный закон «Об охране окружающей среды». То, что увидели депутаты на заводе, произвело на них вполне ожидаемое впечатление: высокотехнологичное производство, местами полностью автоматизированное, в цехах просторно, чисто. Генеральный директор завода Валерий Гарбузюк не без гордости отметил, что руководимое им предприятие является одним из лучших в России, в том числе и по выполнению экологического законодательства. Однако в ходе обсуждения экологической темы выяснилось, что в республике с охраной окружающей среды далеко не все так благополучно, как на Сыктывкарском фанерном заводе. ОЗНАКОМИВШИСЬ с тонкостями фанерного производства, участники выездного дня депутата приступили к обсуждению заявленной проблематики. Председатель республиканского парламента Марина Истиховская напомнила, что в этом году в Коми началось финансирование четырех новых республиканских целевых программ. Это – «Чистая вода в РК (2011-2017 годы)», «Обращение с отходами производства и потребления в РК (2012-2016 годы)», «Развитие аквакультуры и рыболовства в РК (2012-2014 годы)» и «Участие в создании системы кадастра недвижимости (2012-2014 годы)». Общий объем финансирования из республиканского бюджета в 2012 году составит более 270 миллионов рублей. В то же время, как подчеркнула спикер, основную роль в создании той или иной экологической обстановки в регионе играют хозяйствующие субъекты, от их производственной деятельности и экологической политики зависит общий экологический фон в регионах. Поэтому в числе основных задач государственной политики в области природоохраны, по мнению председателя Госсовета, должно стать обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, а также активное участие бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды. – Хотелось бы, чтобы предприятиям было выгоднее выполнять требования природоохранного законодательства, но пока, к сожалению, в большинстве случаев им выгоднее заплатить штраф, – продолжил тему следующий докладчик, председатель Комитета Госсовета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Макаренко. – Между тем работу региональных органов власти теперь будут оценивать и по экологическим показателям, которые были утверждены правительством России год тому назад. А эти значения зависят от деятельности предприятий, чей вклад в общую экологическую картину территорий является наиболее весомым. Руководитель профильного комитета привел несколько примечательных цифр. Так, по информации Комистата, текущие затраты организаций на охрану окружающей среды в 2009 году составили 2 миллиарда 60 миллионов рублей, в 2010-м – 2,3 миллиарда, которые оказались наибольшей суммой, вложенной за последние несколько лет в охрану окружающей среды. Но уже в следующем, 2011 году природоохранные затраты существенно снизились до 1,8 миллиарда, а инвестиции в экологию сократились почти в 4 раза — до 384 миллионов рублей. При этом наблюдался рост выбросов вредных веществ в атмосферу — на 152 тысячи тонн (или на 26 процентов). – Дабы понять, чего ожидать в будущем, Госсовет запросил природоохранные планы предприятий на 2012 год. Анализ полученных материалов показывает, что общие объемы финансирования природоохранных мероприятий только 11 наиболее крупных предприятий в 2012 году составят более 12 миллиардов рублей, – сообщил А.Макаренко. – Если верить этим заявлениям, то можно надеяться, что экологическая ситуация в республике улучшится. Подытоживая сказанное, председатель профильного комитета напомнил, что в прошлом году Госдума приняла в первом чтении Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Этим законопроектом ужесточаются механизмы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, существенно увеличиваются платежи за загрязнение природной среды сверх установленных нормативов, конкретизируются виды природоохранных мероприятий, устанавливается необходимость согласования экологических планов с государственными органами и ответственность за их невыполнение. ДАЛЕЕ о ходе реализации обсуждаемого федерального закона рассказали министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Юрий Лисин и заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Коми Исламудин Астарханов. В частности, представитель Росприроднадзора отметил, что в Коми в реестр так называемых горячих точек включены 13 предприятий, и только одно из них – Воркутинский цементный завод, где трудятся 300 человек, не в состоянии справиться с утвержденными для него природоохранными нормативами. Все остальные выполняют возложенные на них обязательства. Для нашей республики, да и для России в целом, продолжил И.Астарханов, наиболее острыми являются две экологические проблемы: ситуация с подземными водами и добычей питьевой воды и размещение отходов. В Коми около 90 предприятий и организаций-недропользователей добывают питьевую воду и не имеют соответствующих лицензий. Некоторые скважины стоят еще с советских времен, рядом расположены жилые дома, различные объекты, что недопустимо. Поэтому никто лицензию на эти скважины не выдаст, но тем не менее необходимо обеспечить качество добываемой питьевой воды. Очень высокие требования законодательства и к размещению отходов. Поэтому как вариант предлагается построить в сельских поселениях не полигоны, а площадки для накопления отходов, и два раза в год перевозить их на надлежаще оборудованные полигоны. ПРЕДСТАВИТЕЛИ предприя-тий-природопользователей – Сыктывкарского фанерного завода, компании «ТГК-9», «Монди СЛПК», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Газпром трансгаз Ухта» – рассказали о реализуемых ими на территории республики экологических программах и природоохранных мероприятиях. Судя по представленным отчетам, производственники вполне ответственно относятся к требованиям природоохранного законодательства, вкладывая довольно солидные средства в модернизацию производства и выплачивая положенные налоги за природопользование. И потому хотели бы видеть встречные шаги со стороны государства, которое помимо «кнута» в виде штрафов за нарушения могло бы сделать так, чтобы предприятиям было выгодно соблюдать природоохранное законодательство. К примеру, хорошим стимулом стали бы налоговые послабления и иные преференции для тех, кто активно участвует в сохранении окружающей среды. Кроме того, прозвучало предложение дать возможность предприятиям самим направлять часть средств, отчисляемых ими за природопользование, на собственные природоохранные мероприятия. (Кстати, подобное предложение наши законотворцы уже внесли на рассмотрение Госдумы.) А вот, например, пожелание нефтяников дифференцированно подходить к налогообложению за разработку месторождений в зависимости от климатических условий и их отдаленности от инфраструктуры Марина Истиховская сочла весьма спорным. Наоборот, подчеркнула она, требования к природопользователям, работающим на Севере, должны быть жестче, чем к их коллегам в центральной полосе. Иначе какой мы оставим хрупкую северную природу нашим детям? Еще производственники пожаловались на противодействие муниципальных властей, которые подчас не готовы обсуждать с ними спорные экологические вопросы. А это как раз то, что необходимо делать в первую очередь. УЖЕ под занавес встречи председатель Комитета Госсовета по социальной политике Михаил Брагин внес предложение законодательно ввести для предприятий так называемые экологические паспорта (по сути, планы по экологическому контролю и безопасности), и если на производстве все запланированное выполняется, освободить от огромных налогов. А уж если не выполняется, то ввести по-настоящему драконовские штрафы за нарушения, которые затем тратить целевым образом, то есть исключительно на экологические мероприятия. Пока же, как известно, испытывающие острую нехватку средств муниципалитеты оставляемую им часть налогов за природопользование тратят на иные первоочередные нужды, и понять их, конечно, можно. Подводя итог всему сказанному, Марина Истиховская отметила: – Для нас было очень ценно услышать эти предложения. Конечно, высказаны и спорные вещи, и, значит, их нужно обсуждать. Главное сейчас – собрать всю информацию, проанализировать ее и принять некий план действий – что мы можем сделать сами, а что лежит в компетенции федерального центра. В этом случае придется отрабатывать вопросы с депутатами Госдумы. В последние два года экологическая тема перешла в плоскость активного обсуждения. На федеральном уровне принимаются решения, корректируется федеральное законодательство, появилась экологическая стратегия до 2030 года. Региональные власти тоже готовы обсуждать эти вопросы и принимать решения. На муниципальном уровне пока, к сожалению, наблюдается пробуксовка. Но как раз посредством таких мероприятий мы и будем способствовать тому, чтобы экология, благополучие среды обитания также стали центральными темами обсуждения. Тем самым мы формируем повестку работы депутатов муниципального уровня. Галина ВЛАДИС. Фото Дениса БУДРИНА. В 2011 году природоохранные затраты предприятий Коми снизились до 1,8 миллиарда, а инвестиции в экологию сократились почти в 4 раза — до 384 миллионов рублей. При этом наблюдался рост выбросов вредных веществ в атмосферу — на 152 тысячи тонн (или на 26 процентов). |