Культура |
10 февраля 2012 года |
Маленькая пушкиниана большой республики/ В Казлуке, на фоне Пушкина...
В Республике Коми установлено четыре памятника А.С.Пушкину. Два из них расположены на территориях... воинских частей – в Сыктывкаре и Воркуте. Поэтому доступ к ним ограничен. Самый известный из памятников поэту работы Н.Бруни стоит в Ухте. Творение погибшего в сталинских лагерях художника несколько лет назад было отреставрировано, теперь это настоящая достопримечательность северного города. А еще один памятник Александру Сергеевичу совершенно неожиданно оказался в небольшом поселке Казлук в Усть-Вымском районе. В длиннополом сюртуке, с большим бантом на шее поэт присел на скамейку, устремив взгляд куда-то вдаль. Как, благодаря кому сюда попала такая скульптурная композиция? По словам учителя истории Казлукской школы Аниты Костюковой, узнать все о поселковой достопримечательности ей, как говорится, сам бог велел. Ведь памятник стоит как раз перед входом в школу. Появился он здесь 35 лет назад – 17 января 1977 года. Инициатором установки памятника стал один из основателей поселка лесозаготовителей и первый директор созданного здесь леспромхоза «Вашкинский» Владимир Квасков. Патриот родного поселка, Владимир Андреевич многое сделал для того, чтобы Казлук отличался от других лесных поселений «лица необщим выраженьем». Газоснабжение, асфальтированная трасса, коттеджи для рабочих, прекрасный Дом культуры – все это появилось благодаря его деятельной, кипучей натуре. Директору леспромхоза из коми глубинки удалось наладить контакты и с художниками из Ленинграда. Плодом этого сотрудничества стала прописавшаяся здесь картинная галерея с работами питерских авторов. А сцену Дома культуры украсила красивая портьера – настоящее произведение искусства. Тогда же из мастерской московского архитектора М.Альтшулера прибыла отлитая из металла скульптура. Памятник Пушкину установили возле школы, в живописном месте, в окружении сосен и берез. С тех пор в школе прописалась литературная гостиная. Ежегодно 6 июня, в день рождения поэта, возле памятника звучат его стихи. А все гости Казлука считают своим долгом запечатлеться на память «на фоне Пушкина». Однажды, правда, проказники-школяры сняли литую фигуру со скамейки и зачем-то подперли Пушкиным двери школы. После инцидента памятник укрепили цементом, теперь от скамейки фигуру не отодрать. По словам А.Костюковой, не так давно памятником из Казлука заинтересовались сотрудники государственного музея-заповедника «Болдино». От них казлукские учителя узнали, что их памятник имеет художественную ценность. Таких композиций было сделано не так много, подобные установлены еще в городах Бендеры и Ярославль. Прощание с морем в ДК железнодорожников Внушительных размеров живописное полотно с изображением великого русского поэта хранится в Печоре, в Доме культуры железнодорожников. Вполне возможно, что этот портрет А.С.Пушкина – самый большой в нашей республике. История рождения и появления этого портрета, по словам научного сотрудника Печорского историко-краеведческого музея Татьяны Афанасьевой, проста и загадочна одновременно. В 1949 году в центре Печорлага распахнуло двери новое здание лагерного театра. Недостатков в талантах, блиставших на его сцене и оформлявших декорации к спектаклям, не было. В штате театра насчитывалось более 150 «крепостных» актеров, музыкантов, конферансье... Имена многих звезд лагерной сцены история сохранила. Чего нельзя сказать о художниках. – Самовыразиться лагерному художнику практически было невозможно, – рассказывает Т.Афа-насьева. – Даже подписывать свои картины они не имели права. Единственное, что оставалось доступным, – писать копии со всевозможных картин. Знаете, какой художественной особенностью выделялся в свое время наш город? Обилием огромных – от пола до потолка – «копийных» полотен. Они украшали стены многих городских учреждений, висели даже на железнодорожном вокзале и в вестибюле городской бани. Одно из полотен, запечатлевшее Пушкина над бушующим морем, десятки лет встречало посетителей в Доме культуры железнодорожников. Стоит сказать, что авторами оригинала картины «Прощание Пушкина с морем» (ее другое название «Прощай, свободная стихия...») стали сразу два великих русских художника – И.Айвазовский и И.Репин. Произведение вышло из-под кисти художественного тандема в 1887 году, когда в России широко отмечалось полвека со времени кончины великого поэта. Позднее Илья Репин так отзывался о работе над полотном: «Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку». Историки предполагают, что почти трехметровая копия картины великих живописцев появилась в Печоре в 1947 году, когда тоже отмечалась круглая дата, связанная с памятью о поэте. К счастью, она не разделила участи десятков гигантских полотен, бесследно исчезнувших из городских общественных мест. Копия знаменитой картины, сделанная неизвестным художником с некоторыми композиционными изменениями, в ближайшее время вновь зай- мет свое место в ДК железнодорожников, где полным ходом идут ремонтно-реставрационные работы. Темницы рухнут, и свобода... ...Вас примет радостно у входа. Возможно, именно эти строки Пушкина вдохновили осужденных Павла Фрицковского и Виталия Беня, отбывающих наказание в исправительной колонии № 51 (город Емва Княжпогостского района). Бюст Александра Сергеевича Пушкина они изваяли из снега, поэтому «проживет» скульптура недолго – лишь до весны. Но все это время будет находиться на почетном месте – перед штабом колонии. Ни П.Фрицковского, ни В.Беня нельзя назвать профессиональными скульпторами, но они оба имеют опыт резьбы по дереву, который и пригодился им во время работы над их Пушкиным. Скульптуру осужденные создали для участия в конкурсе, который проводило ГУФСИН РФ по РК. Ставку сделали на оригинальность: в колониях Коми умельцы не так часто берутся за русскую классику, предпочитая более популярных в массах персонажей – драконов, героев кинофильмов. Впрочем, мастеров вдохновляло не только желание одержать победу в конкурсе, но и любовь к произведениям А.С.Пушкина. Как пояснили в пресс-службе ГУФСИН РФ по РК, стихи поэта популярны среди осужденных: в библиотеках колоний творения классика на первых местах по востребованности. Еще бы: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас... Храни меня, мой талисман... Любопытная вещь долгие десятилетия хранилась в семье жителя Эжвинского района Сыктывкара, участника Великой Отечественной войны Анатолия Ивановича Сидельникова. Кружка с изображением А.С.Пушкина прошагала с ним по всем фронтовым дорогам. Анатолий Иванович был родом из города Котласа. В одном из здешних магазинов в далеком 1937 году он и приобрел белую фаянсовую кружку. В тот год отмечалось 100-летие со дня гибели великого русского поэта, в связи с чем было изготовлено немало разнообразной сувенирной продукции. В том числе посуды. На кружках, в частности, была воспроизведена гравюра Т.Райта, исполненная им в 1837 году. После объявления войны Анатолия Сидельникова призвали на фронт. Все пять лет он крутил баранку военной полуторки. И все эти долгие, тяжелые годы, как говаривал фронтовик, баловался кипяточком не из казенной алюминиевой, а из домашней фаянсовой кружечки. Служи он в пехоте или в других войсках, хрупкий фаянс наверняка бы разбился. Служба шофером тоже была не из легких. Но то ли бог, то ли Пушкин уберег: в серьезные, смертельные переплеты Сидельников ни разу не попадал. Уже на склоне лет Анатолий Иванович переехал к близким, живущим в Сыктывкаре. С собой привез и семейную реликвию – кружечку с поэтом. Не расставался с фронтовой посудиной долго. А незадолго до своей кончины в 1991 году передал ее другу семьи Валентину Старикову. Вместе с кружкой на хранение и поминовение вручил и другой раритет – подробную карту Европы, изданную в 1940 году Генштабом РККА. Мертвым грузом реликвии фронтовика не лежат, Валентин Григорьевич показывает их, а заодно всегда рассказывает и о судьбе старшего товарища. Материал подготовили Анна СИВКОВА, Людмила ВЛАСОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА и из архива газеты «Республика». |