Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
27 января 2012 года

Денежное недовольствие

/ Почему повышение зарплаты учителя считают заметным, но не объективным?

Вопросы оплаты труда учителей уже на протяжении ряда лет не сходят с повестки дня совещаний самого разного уровня. И это несмотря на периодические повышения и попытки усовершенствовать формы оценки труда. В минувшем году средняя зарплата учителей почти сравнялась со средней в сфере экономики региона. Однако на последней в ушедшем году коллегии главного образовательного ведомства республики министр образования Владимир Шарков вновь выразил обеспокоенность по поводу соответствия статистических данных и реального положения дел: обещанное повышение почувствовали далеко не все. Наш корреспондент попыталась разобраться в том, насколько в реальности выросла зарплата учителя в текущем учебном году.

Средняя по больнице

По данным Комистата, в первом квартале 2011 года средняя учительская зарплата составляла 18,5 тысячи рублей. С 1 июня произошло повышение на 6,5%, а с 1 сентября – еще на 22%. Как прозвучало на коллегии, в октябре фактически начисленная средняя заработная плата учителей составила 94% от средней заработной платы по экономике региона. Но всем понятно, что средняя зарплата – это все равно что средняя температура по больнице…

На мою просьбу поделиться своим мнением по поводу повышения зарплаты многие учителя отвечали отказом. Те же, с кем удалось пообщаться, предпочли свои имена не называть. По мнению последних, сентябрьское повышение стало более заметным, чем предыдущие. Однако они считают несправедливым, что в результате этого повышения оплата труда отдельных учителей увеличилась в разы, а отдельных категорий педагогических работников повышение вообще не коснулось.

К примеру, учителя, подготовившие выпускников, получивших за ЕГЭ высокие баллы, а также победителей олимпиад, получают ежемесячно в течение года надбавку к зарплате за каждого такого ученика 2 500 и 3 200 рублей соответственно. На прошедшей осенью минувшего года пресс-конференции руководства минобраза была озвучена информация, что в Воркуте есть учителя, получающие дополнительно к основной зарплате до сорока тысяч рублей доплат за подготовку победителей олимпиад и сильных выпускников. Но ведь одно дело отлично подготовить ученика гимназии или лицея и совсем другое дело – ученика общеобразовательной школы. Получается, что учителя элитных заведений находятся в привилегированном положении: и преподавать им легче и интереснее, да еще и зарплата при этом значительно выше, чем у их коллег из общеобразовательной школы. Учителя считают, что нельзя не учитывать и тот момент, что хорошая подготовка ученика вполне может быть и заслугой репетитора, а не самого преподавателя.

Незаслуженно обиженными оказались педагоги дополнительного образования, школьные психологи, социальные педагоги, лаборанты, воспитатели детских садов и обслуживающий персонал, которых повышение почему-то вообще не коснулось. «При нагрузке 22 часа, имея высшую категорию, я получаю на руки 11 тысяч рублей. Живу одна, больше никакой финансовой поддержки нет, все время приходится сводить концы с концами», – поведала мне педагог дополнительного образования одной из столичных гимназий.

С повышенной нагрузкой

Насколько же реально повысилась зарплата учителя, работающего на ставку, то есть на положенные 18 часов в неделю? Именно такую нагрузку принято считать оптимальной для того, чтобы учитель мог давать качественные уроки, хотя учителя предпочитают набирать нагрузку по полторы-две ставки отнюдь не из большой любви к труду, а чтобы более-менее что-то заработать. Но каким бы профессионалом ни был учитель, при подобной нагрузке говорить о хорошем качестве преподавания трудно. О том, сколько нынче зарабатывает учитель, работающий только на ставку, мы попросили рассказать главного бухгалтера Сторожевской средней общеобразовательной школы Корткеросского района Татьяну Скобель.

Оклад учителя высшей категории (а в Сторожевской школе все учителя, кроме молодых специалистов, имеют высшую категорию) до 1 сентября был 5 060 рублей. С первого сентября он повысился до
6 072 рублей. До повышения учитель высшей категории, работающий в Сторожевской школе с недельной нагрузкой в 18 часов, получал примерно 15 800 рублей. После повышения его зарплата увеличилась до 18 900 рублей. В эту сумму входит все: оклад, 25-процентная доплата, предусмотренная для сельских учителей, стажевые, проверка тетрадей, районный и северный коэффициенты. Может, учитель, проживающий в селе, и довольствуется такой зарплатой, но, по мнению городских учителей, этих денег недостаточно для того, чтобы нормально жить и растить детей.

Учитель с самой большой нагрузкой в школе – 27 часов – до 1 сентября получал 23 300 рублей. После повышения его зарплата выросла до 27 900. Казалось бы, не так уж и мало. Но если представить себе, какой труд вкладывает, к примеру, учитель-словесник, чтобы «выдать» эти 27 часов… Хорошо, если он ведет русский и литературу в какой-то одной параллели, например, только в пятых классах – при таком условии еще можно давать качественные уроки. Но зачастую учитель вынужден преподавать сразу в нескольких параллелях. А это огромное количество тетрадей, проверка сочинений, большое количество подготовок к урокам… Если учесть, что учителя с такой нагрузкой работают с одним выходным днем, то картина вырисовывается совсем не радужная.

Молодой специалист без категории, работающий в Сторожевской школе на одну ставку, до повышения получал 13 504 рубля. Сегодня его зарплата составляет 17 600. Правда, большую часть его зарплаты составляет 50-процентная надбавка к окладу, предусмотренная для молодых специалистов в первые три года работы. По окончании этого срока зарплата заметно убавится.

– Директор и руководящий состав, конечно, меньше почувствовали повышение, потому что их отнесли к группе «прочие», то есть к вспомогательному персоналу, и добавили к зарплате всего 6%, – поды-тожила Татьяна Скобель. – Обслуживающий персонал и лаборанты «сидели» пока на надтарифном стимулирующем фонде, с января должны повысить и им. А учителям на 29-30% точно повысили.

«Не совсем справедливо»

Повысить-то повысили, но, по мнению председателя Коми республиканской организации профсоюза работников образования и науки РФ Михаила Иванова, «не совсем справедливо».

– Я не могу утверждать, что правительством ничего не делается для образования, – заметил он. – Делается, и немало. Но почему нужно было выдергивать одну категорию учителей и повышать только им? Ведь в образовании нет ничего второстепенного: дошкольное образование, так же как и дополнительное, не менее важно, чем школьное. А получилось так, что для большинства, в первую очередь для учителей начальных классов, реальное повышение заработной платы колеблется от 14 до 20%. В то же время зарплата некоторых предметников подросла даже до 60% в зависимости от того, где учитель работает и сколько получает надбавок за подготовку отличников. При вычислении средней заработной платы по региону считаются не реально полученные, а реально начисленные деньги. Кроме того, эта средняя зарплата не учитывает район, в котором работает учитель. А ведь разница в оплате в разных районах – существенная. В Троицко-Печорском районе, например, средняя зарплата учителя – 18 700, а в Усинске – 34 тысячи. Педагоги-психологи, педагоги-организаторы, соцпедагоги, тренеры-преподаватели, воспитатели детских садов остались ни с чем. Им повысили зарплату на 6,5%. Учитывая, что их оклад на уровне 3-4 тысяч рублей, то подсчитать повышение не составляет труда. При этом только за коммуналку в январе надо было заплатить на тысячу-полторы больше, чем обычно.

Соотношение цены
и качества

По мнению профсоюзного лидера, доведение зарплаты учителей до средней по экономике в первую очередь должно иметь целью повышение статуса учителя и улучшение качества образования за счет того, что учителя смогут достойно зарабатывать при 18-часовой нагрузке. Однако этого не получилось. Ведь цифры статистики складываются из зарплат учителей, работающих с повышенной нагрузкой, а не на одну ставку. «А если взять за основу зарплату учителя, работающего на одну ставку, то цифры будут совсем мрачными», – считает М.Иванов. Кроме того, учителя малокомплектных школ при всем желании не смогут получать достойную зарплату, поскольку при существующем подушевом финансировании эти школы практически не имеют стимулирующего фонда. И закрыть все малокомплектные школы тоже нельзя. В общем, тонких мест еще много.

– Нужно ставить целью не повышение зарплаты, а повышение качества образования, – уверен Михаил Иванов. – Для этого нужно определить цену труда человека, который честно работает на положенную ему ставку. А это означает, что минимальный размер оплаты труда учителя должен быть равен хотя бы прожиточному минимуму, в то время  как сегодня он в два раза ниже. Конечно, на это нужны миллиарды, которые с неба не сыплются, да и экономическая обстановка в стране опять под угрозой. Я согласен, что все работают по-разному и должны получать по-разному. Но цена-то не определена.

Думаю, что подобное мнение отражает точку зрения и самих учителей.

Галина ГАЕВА.

Информация по оплате труда учителей муниципальных общеобразовательных учреждений РК в 2011 году по данным Министерства образования РК

 

 

 

Города и районы

I квартал 2011 г.

На 1 ноября 2011 г.

Инта

21 547

32 514

Усинск

26 167

34 238

Усть-Куломский

16 165

21 154

Княжпогостский

15 626

22 293

Удорский

17 002

25 534

Сыктывдинский

19 095

24 991

Воркута

21 955

31 744

Сысольский

16 897

23 236

Корткеросский

14 615

19 652

Вуктыльский

18 233

23 844

Ижемский

20 134

25 201

Сосногорский

16 921

22 016

Усть-Цилемский

21 271

27 834

Сыктывкар

16 770

24 099

Койгородок

17 712

23 031

Прилузский

15 320

20 915

Печора

22 262

29 114

Усть-Вымский

15 635

20 886

Ухта

18 816

22 907

Троицко-Печорский

13 988

18 741

ВСЕГО по Республике Коми

18 568

24 948

 

Министерство образования РФ в ушедшем году провело мониторинг средней заработной платы учителей по регионам. Когда проходила итоговая коллегия Минобраза РК, Владимир Шарков выразил возмущение по поводу того, что не все школы  республики приняли участие в этом мониторинге. Как рассказал нам заместитель министра Николай Зуев, по данным на 16 декабря 2011 года, в мониторинге приняли участие уже все наши школы. Согласно представленным там данным средняя заработная плата учителей в Коми составила 25 293 рубля. В то же время в Москве, например, она достигла 50 тысяч рублей, а в соседней Кировской области не достигает и 18 тысяч.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №12 (4649) - 27 января 2012 года

Предложения Павла Астахова учтены

Законопроект о рыбалке на крючке у премьера / Что думают о предложениях Владимира Путина наши эксперты?

В России не хватает полицейских / Особенно в ГИБДД и патрульно-постовой службе

Обязательные к прочтению

Вопрос - ответ

 №11 (4648) - 26 января 2012 года

Детский взгляд на взрослые темы / Конференция юных краеведов "Отечество - земля Коми" проходит уже в пятнадцатый раз

Единый день службы занятости намечен на 1 февраля

Трудовой десант на Пискаревском кладбище

Регистрировать машину лучше вечером

Меры господдержки дают результат

 №10 (4647) - 25 января 2012 года

С инспекцией по детским учреждениям побывал в республике Павел Астахов

Призыв в армию прошел по сокращенному плану

Следственное управление отметило "год независимости" / Работа ведомства вызвала как положительные, так и негативные оценки

Подруга для Кабаши / В сыктывкарском зоопарке обживается мини-пиг Даша

"Черные ящики" для автоперевозчиков / Ударят ли нововведения по кошелькам пассажиров?

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 12 (4649)
27 января 2012 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»