Общество |
27 января 2012 года |
Денежное недовольствие / Почему повышение зарплаты учителя считают заметным, но не объективным?
Вопросы оплаты труда учителей уже на протяжении ряда лет не сходят с повестки дня совещаний самого разного уровня. И это несмотря на периодические повышения и попытки усовершенствовать формы оценки труда. В минувшем году средняя зарплата учителей почти сравнялась со средней в сфере экономики региона. Однако на последней в ушедшем году коллегии главного образовательного ведомства республики министр образования Владимир Шарков вновь выразил обеспокоенность по поводу соответствия статистических данных и реального положения дел: обещанное повышение почувствовали далеко не все. Наш корреспондент попыталась разобраться в том, насколько в реальности выросла зарплата учителя в текущем учебном году. Средняя по больнице По данным Комистата, в первом квартале 2011 года средняя учительская зарплата составляла 18,5 тысячи рублей. С 1 июня произошло повышение на 6,5%, а с 1 сентября – еще на 22%. Как прозвучало на коллегии, в октябре фактически начисленная средняя заработная плата учителей составила 94% от средней заработной платы по экономике региона. Но всем понятно, что средняя зарплата – это все равно что средняя температура по больнице… На мою просьбу поделиться своим мнением по поводу повышения зарплаты многие учителя отвечали отказом. Те же, с кем удалось пообщаться, предпочли свои имена не называть. По мнению последних, сентябрьское повышение стало более заметным, чем предыдущие. Однако они считают несправедливым, что в результате этого повышения оплата труда отдельных учителей увеличилась в разы, а отдельных категорий педагогических работников повышение вообще не коснулось. К примеру, учителя, подготовившие выпускников, получивших за ЕГЭ высокие баллы, а также победителей олимпиад, получают ежемесячно в течение года надбавку к зарплате за каждого такого ученика 2 500 и 3 200 рублей соответственно. На прошедшей осенью минувшего года пресс-конференции руководства минобраза была озвучена информация, что в Воркуте есть учителя, получающие дополнительно к основной зарплате до сорока тысяч рублей доплат за подготовку победителей олимпиад и сильных выпускников. Но ведь одно дело отлично подготовить ученика гимназии или лицея и совсем другое дело – ученика общеобразовательной школы. Получается, что учителя элитных заведений находятся в привилегированном положении: и преподавать им легче и интереснее, да еще и зарплата при этом значительно выше, чем у их коллег из общеобразовательной школы. Учителя считают, что нельзя не учитывать и тот момент, что хорошая подготовка ученика вполне может быть и заслугой репетитора, а не самого преподавателя. Незаслуженно обиженными оказались педагоги дополнительного образования, школьные психологи, социальные педагоги, лаборанты, воспитатели детских садов и обслуживающий персонал, которых повышение почему-то вообще не коснулось. «При нагрузке 22 часа, имея высшую категорию, я получаю на руки 11 тысяч рублей. Живу одна, больше никакой финансовой поддержки нет, все время приходится сводить концы с концами», – поведала мне педагог дополнительного образования одной из столичных гимназий. С повышенной нагрузкой Насколько же реально повысилась зарплата учителя, работающего на ставку, то есть на положенные 18 часов в неделю? Именно такую нагрузку принято считать оптимальной для того, чтобы учитель мог давать качественные уроки, хотя учителя предпочитают набирать нагрузку по полторы-две ставки отнюдь не из большой любви к труду, а чтобы более-менее что-то заработать. Но каким бы профессионалом ни был учитель, при подобной нагрузке говорить о хорошем качестве преподавания трудно. О том, сколько нынче зарабатывает учитель, работающий только на ставку, мы попросили рассказать главного бухгалтера Сторожевской средней общеобразовательной школы Корткеросского района Татьяну Скобель. Оклад учителя высшей категории (а в Сторожевской школе все учителя, кроме молодых специалистов, имеют высшую категорию) до 1 сентября был 5 060 рублей. С первого сентября он повысился до 6 072 рублей. До повышения учитель высшей категории, работающий в Сторожевской школе с недельной нагрузкой в 18 часов, получал примерно 15 800 рублей. После повышения его зарплата увеличилась до 18 900 рублей. В эту сумму входит все: оклад, 25-процентная доплата, предусмотренная для сельских учителей, стажевые, проверка тетрадей, районный и северный коэффициенты. Может, учитель, проживающий в селе, и довольствуется такой зарплатой, но, по мнению городских учителей, этих денег недостаточно для того, чтобы нормально жить и растить детей. Учитель с самой большой нагрузкой в школе – 27 часов – до 1 сентября получал 23 300 рублей. После повышения его зарплата выросла до 27 900. Казалось бы, не так уж и мало. Но если представить себе, какой труд вкладывает, к примеру, учитель-словесник, чтобы «выдать» эти 27 часов… Хорошо, если он ведет русский и литературу в какой-то одной параллели, например, только в пятых классах – при таком условии еще можно давать качественные уроки. Но зачастую учитель вынужден преподавать сразу в нескольких параллелях. А это огромное количество тетрадей, проверка сочинений, большое количество подготовок к урокам… Если учесть, что учителя с такой нагрузкой работают с одним выходным днем, то картина вырисовывается совсем не радужная. Молодой специалист без категории, работающий в Сторожевской школе на одну ставку, до повышения получал 13 504 рубля. Сегодня его зарплата составляет 17 600. Правда, большую часть его зарплаты составляет 50-процентная надбавка к окладу, предусмотренная для молодых специалистов в первые три года работы. По окончании этого срока зарплата заметно убавится. – Директор и руководящий состав, конечно, меньше почувствовали повышение, потому что их отнесли к группе «прочие», то есть к вспомогательному персоналу, и добавили к зарплате всего 6%, – поды-тожила Татьяна Скобель. – Обслуживающий персонал и лаборанты «сидели» пока на надтарифном стимулирующем фонде, с января должны повысить и им. А учителям на 29-30% точно повысили. «Не совсем справедливо» Повысить-то повысили, но, по мнению председателя Коми республиканской организации профсоюза работников образования и науки РФ Михаила Иванова, «не совсем справедливо». – Я не могу утверждать, что правительством ничего не делается для образования, – заметил он. – Делается, и немало. Но почему нужно было выдергивать одну категорию учителей и повышать только им? Ведь в образовании нет ничего второстепенного: дошкольное образование, так же как и дополнительное, не менее важно, чем школьное. А получилось так, что для большинства, в первую очередь для учителей начальных классов, реальное повышение заработной платы колеблется от 14 до 20%. В то же время зарплата некоторых предметников подросла даже до 60% в зависимости от того, где учитель работает и сколько получает надбавок за подготовку отличников. При вычислении средней заработной платы по региону считаются не реально полученные, а реально начисленные деньги. Кроме того, эта средняя зарплата не учитывает район, в котором работает учитель. А ведь разница в оплате в разных районах – существенная. В Троицко-Печорском районе, например, средняя зарплата учителя – 18 700, а в Усинске – 34 тысячи. Педагоги-психологи, педагоги-организаторы, соцпедагоги, тренеры-преподаватели, воспитатели детских садов остались ни с чем. Им повысили зарплату на 6,5%. Учитывая, что их оклад на уровне 3-4 тысяч рублей, то подсчитать повышение не составляет труда. При этом только за коммуналку в январе надо было заплатить на тысячу-полторы больше, чем обычно. Соотношение цены и качества По мнению профсоюзного лидера, доведение зарплаты учителей до средней по экономике в первую очередь должно иметь целью повышение статуса учителя и улучшение качества образования за счет того, что учителя смогут достойно зарабатывать при 18-часовой нагрузке. Однако этого не получилось. Ведь цифры статистики складываются из зарплат учителей, работающих с повышенной нагрузкой, а не на одну ставку. «А если взять за основу зарплату учителя, работающего на одну ставку, то цифры будут совсем мрачными», – считает М.Иванов. Кроме того, учителя малокомплектных школ при всем желании не смогут получать достойную зарплату, поскольку при существующем подушевом финансировании эти школы практически не имеют стимулирующего фонда. И закрыть все малокомплектные школы тоже нельзя. В общем, тонких мест еще много. – Нужно ставить целью не повышение зарплаты, а повышение качества образования, – уверен Михаил Иванов. – Для этого нужно определить цену труда человека, который честно работает на положенную ему ставку. А это означает, что минимальный размер оплаты труда учителя должен быть равен хотя бы прожиточному минимуму, в то время как сегодня он в два раза ниже. Конечно, на это нужны миллиарды, которые с неба не сыплются, да и экономическая обстановка в стране опять под угрозой. Я согласен, что все работают по-разному и должны получать по-разному. Но цена-то не определена. Думаю, что подобное мнение отражает точку зрения и самих учителей. Галина ГАЕВА. Информация по оплате труда учителей муниципальных общеобразовательных учреждений РК в 2011 году по данным Министерства образования РК Города и районы | I квартал 2011 г. | На 1 ноября 2011 г. | Инта | 21 547 | 32 514 | Усинск | 26 167 | 34 238 | Усть-Куломский | 16 165 | 21 154 | Княжпогостский | 15 626 | 22 293 | Удорский | 17 002 | 25 534 | Сыктывдинский | 19 095 | 24 991 | Воркута | 21 955 | 31 744 | Сысольский | 16 897 | 23 236 | Корткеросский | 14 615 | 19 652 | Вуктыльский | 18 233 | 23 844 | Ижемский | 20 134 | 25 201 | Сосногорский | 16 921 | 22 016 | Усть-Цилемский | 21 271 | 27 834 | Сыктывкар | 16 770 | 24 099 | Койгородок | 17 712 | 23 031 | Прилузский | 15 320 | 20 915 | Печора | 22 262 | 29 114 | Усть-Вымский | 15 635 | 20 886 | Ухта | 18 816 | 22 907 | Троицко-Печорский | 13 988 | 18 741 | ВСЕГО по Республике Коми | 18 568 | 24 948 |
Министерство образования РФ в ушедшем году провело мониторинг средней заработной платы учителей по регионам. Когда проходила итоговая коллегия Минобраза РК, Владимир Шарков выразил возмущение по поводу того, что не все школы республики приняли участие в этом мониторинге. Как рассказал нам заместитель министра Николай Зуев, по данным на 16 декабря 2011 года, в мониторинге приняли участие уже все наши школы. Согласно представленным там данным средняя заработная плата учителей в Коми составила 25 293 рубля. В то же время в Москве, например, она достигла 50 тысяч рублей, а в соседней Кировской области не достигает и 18 тысяч. |