Общество |
30 сентября 2011 года |
Вся власть общине!/ Как в деревне Гажакерес учредили местное самоуправление
Урбанизация стремительно меняет сложившийся веками уклад жизни. Во многих деревнях в Коми население сейчас не превышает полусотни человек. Как жить и выживать людям, часто оторванным от «большой» земли бездорожьем, лишенным всякого соцкультбыта? Есть ли у жителей глубинки шанс выжить в родных пенатах? Что помогает им преодолевать проблемы и верить в лучшее будущее? В одном из таких «неперспективных» населенных пунктов – Гажакересе Усть-Вымского района – поиск ответов на непростые вопросы сегодняшнего бытия привел к созданию сельской общины. Поповская деревня Описывать красоты и пейзажи, открывающиеся с высокого угора, где раскинулся Гажакерес, занятие бесполезное. Эти просторы и дали лучше, как говорится, один раз увидеть. Казалось бы, такое живописное место должно гудеть, словно улей, быть обжитым, как муравейник. Увы, улицы деревни погружены в звенящую тишину. Дачники, обосновывающиеся в деревне на короткое лето, уже успели разъехаться. Постоянных же жителей здесь всего около четырех десятков. Гажакерес имеет за плечами более чем трехвековую историю. Уже в начале XVII века этот привольный уголок на Коквицкой горе перетянул несколько крестьянских семей из соседних селений. За годом год, за веком век... В начале XX столетия здесь насчитывалось около 300 жителей. Никто не покинул родную сторонку и после опустошительного пожара, случившегося в 1913 году, когда сгорела большая часть деревни. Кстати, она и изначально, и на протяжении двух с лишним веков называлась Попкерес. «Кер\с» с коми языка переводится как возвышенное место, угор. Что же касается приставки «поп», то на сей счет существует несколько версий. По одной, это место когда-то посещал первый епископ пермский – Стефан. По другой, название прилепилось после охватившего деревню мора, когда умерло много скота. Чтобы остановить напасть, попросили попа заново освятить все хлева. И падеж прекратился. Набожность, упование на милость Божью у жителей деревни не смогла истребить ни советская власть, ни борьба с атеизмом. По количеству крестов, возвышающихся в разных точках Гажакереса, с этой деревней не может потягаться ни одно село в Коми. Поражает, что православные символы стоят даже у многих здешних домов, прямо под окнами. Это своеобразные обеты, обереги – от напастей и болезней. При советской власти деревня лишилась своего исконного названия. Уже в 60-е годы XX века районные власти приняли решение избавиться от неблагозвучной приставки «поп». Окрестили деревню веселым, оптимистичным именем Гажакерес. «Гажа» по коми как раз и означает «веселый». «Знаете, какое необычное решение на втором же заседании сельской общины предложили жители? – спрашивает Александр Васильевич Козлов. И тут же отвечает: – Возвратить деревне прежнее название – Попкерес!» Возвращение на круги своя Александра Козлова хорошо знают и в родном районе, и в Сыктывкаре. Бывший председатель Усть-Вымского райисполкома, заместитель министра по социальной защите населения Коми АССР с Гажакересом связи никогда не терял. До старости здесь жила его мать, которую сын часто навещал. После выхода на заслуженный отдых времени для свидания с родными местами стало больше, Александр Васильевич сам перебрал и заново поднял дедовский дом. Его примеру последовали другие односельчане. К примеру, после десятилетий работы в геологических партиях вернулась на родину Манефа Окулова, стала выращивать овощи на заброшенных совхозных полях, подняла новый дом. Александр Иванович Туркин возвратился домой из поселка Черный Яр. Бывший лесопунктовский водитель, отец семи дочерей занялся в Гажакересе тем, к чему давно лежала душа, – сельским хозяйством. Взял в аренду поля и луга, обзавелся скотом, выстроил дом. До поры до времени, все, как говорится, варились в собственном соку. Да и сейчас, по большому счету, каждый из тех, кто составил костяк сельской общины, вошли в его совет, в решении большинства проблем полагаются лишь на себя. Тот же Александр Туркин в этом году, к примеру, вырастил отменный урожай картошки: около 80 тонн второго хлеба в овощехранилище засыпаны под самый потолок. – Реализовать продукцию еще труднее, чем вырастить, – рассуждает деревенский фермер. – Свои овощи у нас неохотно берут, на привозные надеются. Перекупщики же предлагают бросовую цену – от трех до пяти рублей за килограмм. За такие крохи отдать плоды своих трудов рука не поднимется. А на носу – зима. Попробуй сохранить весь урожай в гуртах! Но принцип – сам за себя – в сельской местности в чистом виде не срабатывает никогда. Потому как жить в деревне в отрыве от всех и вся ни за что не получится. Тем более если ты не баклуши бьешь, а вкалываешь. В Гажакересе рассказывают об удивительном результате трудов на нивах и пашнях фермера Александра Туркина, обернувшемся благом для всех сельчан. Не дав зарасти заброшенным совхозным полям, обрабатывая их ежегодно, Александр Иванович вывел со всей округи борщевик. Бич едва ли не всех населенных пунктов Коми в Гажакересе если и не перевелся совсем, но отступил в отдаленные овраги, в неудобья. Во всяком случае, ни на сельских улицах, ни на деревенской околице борщевика не видать. От колодца до газеты Победа над борщевиком в чем-то и поспособствовала созданию общины. Ведь сообща можно и другие добрые дела свершить, куда более значительные. Младшая дочь Александра Туркина – Зарина – единственный в Гажакересе дошколенок. Куда податься девчушке, чтобы набраться навыков, знаний, на других посмотреть и себя показать? Никакого соцкультбыта в деревне давно нет, клуб покосился, на его дверях ржавеют замки. «Очень хочется, чтобы очаг культуры заработал вновь, – говорит отец Зарины. – Не будем зарекаться, но восстановить клуб попытаемся. Думаю, общине это под силу». Исподволь рожденную идею – организовать в Гажакересе ячейку общественного самоуправления – организованно оформили прошлым летом, в Петров день, традиционно отмечаемый в этой деревне. Тогда же выбрали совет общины из шести человек, перед односельчанами огласили план первоочередных работ. Это прежде всего обустройство колодца в центре села. Гажакерес стоит далековато от ближайшего пожарного поста, «красный петух» здешние дома «клюет» нередко, до приезда пожарных все успевает выгореть. Где искать подмогу? Не лучше ли надеяться на себя? Сказано – сделано. Этим же летом в центре Гажакереса появился под затейливой черепичной кровлей капитальный колодец. За первые месяцы со дня образования общины успели претворить в жизнь и другие намеченные планы. Благоустроили место проведения сельских сходов и собраний в центре Гажакереса. Художница-землячка из Санкт-Петербурга Анжела Козлова во время отпуска разукрасила примыкающий забор расписными дощечками. На каждую нанесла пословицы и поговорки, не потерявшие актуальности и по сей день. Готов и информационный стенд, прообраз будущей газеты Гажакереса: пока сюда вывешиваются планы, отчеты, а также информации о жизни этой деревни, напечатанные в районной и республиканских газетах. «Будет и настоящая газета, ведь компьютером сейчас владеют все, да и оформить ее особого труда не составит», – уверенно говорит А.Козлов. Близок к осуществлению еще один пункт плана. При въезде в село обустроена площадка для памятника погибшим в Великую Отечественную и возвратившимся живыми землякам. 56 фамилий и имен будет увековечено на мемориальных плитах. А памятным знаком для всех станет большой камень, уже привезенный из близлежащих лесов. Поставлен памятный крест и на месте сгоревшей часовни. Он должен встать рядом с памятником тоже следующим летом. С надеждой на себя На последнем общем собрании, состоявшемся за несколько дней до нашего приезда, общинники из Гажакереса утвердили свой устав. В нем наряду со многими другими зафиксировано и главное, ради чего создана община: «Самостоятельно, под свою ответственность осуществлять инициативы местного значения, участвовать в реализации решений органов местного самоуправления». Жизнь под «властью» общины, судя по количеству высказанных на последней встрече предложений и планов, гажакересцев воодушевляет. С весны совет общины намеревается наладить контакты с домохозяевами, по многу лет не навещающими родные дома, и предложить им снести ветхие строения и выкашивать летом траву на приусадебных участках: вымахавшее разнотравье представляет реальную угрозу в пожароопасный период. Еще хотят объявить конкурс на лучшее оформление придомовых территорий. И даже приступить к благоустройству берега Вычегды, поросшего кустарником. А если хватит сил – взять под общинный контроль прибрежные воды, где водится даже редкая рыба – стерлядь. Сейчас же приезжие браконьеры часто безнаказанно орудуют здесь запрещенными снастями. – В будущем году Гажакересу исполнится 310 лет. К этой дате хочется сделать многое. Удастся ли, сможем ли? Поживем – увидим. Приезжайте через год, по настоящему оцените общинную жизнь, – провожая нас, говорит руководитель общины Александр Козлов. Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Усть-Вымский район |