Общество |
29 сентября 2011 года |
Произвол управдомов, и как с ним бороться/ Общественный совет в очередной раз обсудил ситуацию в ЖКХ
На прошлой неделе на Общественном совете РК по вопросам реализации жилищного законодательства в очередной раз рассматривался вопрос об итогах работы с жалобами населения в адрес управляющих компаний. В частности, руководитель Управления Роспотребнадзора по РК Людмила Глушкова отметила, что в ее ведомство поступило 270 жалоб по поводу нарушения прав граждан в сфере ЖКХ. Это практически половина всего потока нареканий, поступивших в региональное управление Роспотребнадзора в этом году. В потоке жалоб – Ситуация взрывоопасна и накалена, – отметила Л.Глушкова. – Любопытно, что из 270 обращений только по 42 требовалось провести контрольно-надзорные мероприятия. По остальным достаточно было просто разъяснить людям их права, чего не делается на уровне управляющих организаций. При этом вне конкуренции оказался Сыктывкар. Также лидируют по количеству жалоб Усинск, Сосногорск, Воркута, Инта, Печора, Княжпогостский, Ижемский, Койгородский и Удорский районы. К примеру, в столице Коми чаще всего приходилось сталкиваться с фактами обмана потребителей. То есть в акты выполненных работ включались фактически не оказанные по договору услуги. По словам руководителя управления Роспотребнадзора, управляющие компании попросту не отвечают на запросы жильцов. Опять в списке проштрафившихся в Сыктывкаре – ООО «УРЭК», «ЖУК», «ЖУК-2», «Октябрьская управляющая компания», «Сервисная компания», «Универсалсервис» и «Жилвест». По-прежнему начисление платы за электроэнергию в местах общего пользования ведется с нарушениями, подчеркнула Л.Глушкова. К примеру, в Усть-Вымском районе этим грешат ООО «Соседи» и ООО «Аквилон Плюс». Грешат коммунальщики (в частности из воркутинского ООО «Горняцкое») и тем, что выставляют платежи за уборку жилых домов, ремонт кровли. На самом деле выясняется, что уборка и ремонт либо вообще не проводились, либо сделаны не должным образом. Есть проблемы с обслуживанием мусоропроводов в Инте и Сыктывкаре, с вывозкой мусора в Усть-Вымском районе, с качеством питьевой воды в Печоре и Инте. Жалуются люди на холод в квартирах, шум от арендаторов нежилых помещений. – Самое интересное, что после предъявления требований при очевидных фактах нарушений, зафиксированных видео или фотосъемкой, управляющие компании не спешат исправлять ситуацию, не испытывая чувства вины, – рассказала Л.Глушкова. – Вместо этого они задействуют юридические службы и доводят дело до суда. Но в ста процентах случаев они проигрывали. Спрашивается, зачем предпринимать такие усилия, вместо того, чтобы заняться выполнением своих прямых обязанностей? Выходит, что управляющие компании берут с жильцов еще и то, что потом идет на оплату услуг юристов в споре с надзорными органами в судах. Многие жильцы попросту не видели договоров об оказании услуг управляющей компанией, заметила Л.Глушкова. Это повсеместная практика. Как правило, они получают этот документ в виде копии из надзорного органа после обращения с просьбой разобраться в мере ответственности управдомов. При этом управляющие компании регулярно вывешивают на досках объявлений фамилии неплательщиков, что также незаконно. Зачастую нарушаются сроки проведения корректировок за услуги ЖКХ – вместо ежеквартального выставления практикуется ежегодное. Закон новый, ситуация старая В ходе заседания Общественного совета особое внимание было уделено новшествам на уровне жилищного законодательства. В частности, отмечено, что Федеральный закон №123 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый 4 июня 2011 года, внес существенные поправки, уточняющие аспекты деятельности ТСЖ, имущественные отношения в многоквартирных домах, ответственность за содержание общего имущества, порядок осуществления расчетов за коммунальные услуги, направленные на повышение защиты прав собственников помещений в сфере управления многоквартирными домами. Важно то, что одним из ключевых моментов закона является усиление контроля за структурами, управляющими многоквартирными домами, причем как со стороны органов государственного жилищного надзора, так и местных властей, на которые отныне возложена обязанность содействовать в проведении общих собраний собственников помещений по выбору способа управления домом и жестко контролировать деятельности управдомов. Полномочия законом даны, а вот на деле местные власти все равно не контролируют сферу ЖКХ должным образом. Тому подтверждением служат многочисленные обращения граждан. К примеру, в этом году в адрес Мин-архстроя РК поступило 570 обращений по вопросам ЖКХ, связанных с содержанием жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг. Среди городов лидирует опять же Сыктывкар – 200 обращений, Ухта – 32 обращения, Воркута – 28, Инта – 19, Усинск – 13. Лидером среди районов является Печорский – 50 обращений, из Сосногорского пришло 33 обращения и 31 – от жителей Княжпогостского района. По словам руководителя департамента ЖКХ Минархстроя РК Марины Рудавиной, чаще всего сыктывкарцы, понятное дело, жалуются на корректировки платы за коммунальные услуги. При этом практически во всех случаях горожан возмущает то, что при обращениях в муниципалитет или управляющую компанию за разъяснениями по поводу начисления необоснованно высоких счетов квартплаты информацию они не получают. А ведь по закону управдомы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию и об объемах предоставляемых коммунальных услуг, и о размерах их оплаты, подчеркнула М.Рудавина. Жители столицы Коми недовольны и плохим качеством содержания жилых помещений, особенно в бывших общежитиях, имеющих статус многоквартирных домов, управление которыми в большинстве случаев осуществляется управляющими организациями, назначенными по результатам открытых конкурсов, проведенных городской администрацией. Существенная часть претензий приходит от жителей домов с большой степенью износа, которые десятилетиями добиваются от властей проведения в домах капитального ремонта или признания их непригодными для проживания. По необоснованным счетам А вот жители Печорского района на все лето остаются без горячей воды, в то время как по санитарным нормам и правилам отключения горячей воды в период проведения профилактических работ не должны превышать 14 дней. Причиной столь длительных отключений, как правило, называется наличие задолженности потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг, отметила М.Рудавина. Но поскольку указанная проблема повторяется из года в год, очевидно, что никакие конкретные действия по снижению задолженности на уровне муниципалитета не предпринимаются. А ведь это прямая обязанность местных властей, которым неоднократно было рекомендовано создавать межведомственные комиссии по вопросам погашения задолженности с включением в их состав представителей прокуратуры, судебных приставов, управляющих и ресурсо-снабжающих организаций. – Долги отдельных потребителей коммунальных услуг не могут служить основанием для отключения горячей воды, – подчеркнула она. – Это прямое нарушение прав граждан, своевременно оплачивающих жилищно-коммунальные услуги. «Прославилась» Печора и фактами выставления двойных счетов. От депутатов райсовета и горожан в министерство поступили жалобы на то, что собственники помещений в некоторых домах, принявших на общем собрании решение о смене одной управляющей организации на другую, на протяжении нескольких месяцев получают двойные квитанции на оплату ЖКХ от прежней и вновь избранной управляющей организации. Любопытно, что изготовителем квитанций, выставляемых прежней управляющей организацией, является муниципальное предприятие. – Что тут говорить, и так понятно, что в разрешении конфликтной ситуации администрация Печоры участия не принимает, – резюмировала руководитель департамента. – А возникновение такой ситуации не только негативно отражается на состоянии расчетов за предоставленные услуги, способствует росту задолженности, но и создает дополнительные сложности при начислении гражданам льгот и субсидий, обостряет и так непростую социальную обстановку. Более того, муниципальные власти не удосужились выполнить свое обещание дать разъяснения по этому вопросу в местных СМИ. Жители Княжпогостского района чаще всего поднимают вопросы низкого качества обслуживания жилищного фонда, услуг теплоснабжения и водоснабжения. По нашему мнению, одной из причин низкого качества предоставляемых услуг является отсутствие конкуренции на данном рынке услуг. На территории района на протяжении нескольких лет действует одна-единственная управляющая компания. Реанимация домкомов В ходе Общественного совета особое внимание было уделено разъяснениям, связанным с изменениями на законодательном уровне. К примеру, к числу самых значительных поправок, в соответствии с которыми на органы местного самоуправления возлагаются дополнительные обязанности, относятся изменения, внесенные в 161 и 165 статьи Жилищного кодекса. Статья 161 Жилищного кодекса дополнена частью 161.1, в соответствии с которой в многоквартирных домах, в которых не созданы ТСЖ, собственники помещений на общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Если в течение календарного года решение об избрании совета дома не будет принято, местные власти в течение трех месяцев должны организовать проведение общих собраний собственников помещений по вопросу избрания совета дома или создания ТСЖ. – Сегодня доля многоквартирных домов, в которых созданы ТСЖ, составляет 16,2%, – пояснила М.Рудавина. – А значит, доля домов, в которых в ближайшее время предстоит провести общие собрания по вопросу избрания совета дома или создания ТСЖ, составляет более 80% от общего количества многоквартирных домов. Как отметила руководитель департамента, статья 165 Жилищного кодекса дополнена частью 1.1, согласно которой в случае поступления жалобы на управляющую организацию по ненадлежащему выполнению обязательств, предусмотренных договором управления, органы местного самоуправления в течение пяти дней обязаны приступить к проверке деятельности управляющей организации в данном конкретном доме. Если по результатам указанной проверки будет выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней обязан собрать общее собрание жильцов данного дома для расторжения договора управления с такой управляющей организацией, выбора новой управляющей организации или изменения способа управления данным домом. – При этом к проверке необходимо приступить в течение пяти дней после поступления жалобы, – пояснила М.Рудавина. – Сегодня основная проблема в дефиците грамотных специалистов в сфере ЖКХ на местах. Министерство организует семинары, приглашает желающих из городов и районов. Но пока активность со стороны муниципалов оставляет желать лучшего. В результате страдает простой получатель услуг. Доходное дело Свою оценку беспорядку, творящемуся в жилищно-коммунальной сфере, дал и руководитель Госжил-инспекции РК Александр Пленкин. Обращаясь к руководителям городов и районов, он заявил, что «сливки в сфере ЖКХ уже сняты». – У нас нет ни одного дома в республике, где бы не было муниципальной квартиры, – заявил А.Пленкин. – Получается, туфтовые договоры на оказание услуг подписываются в том числе и муниципалами, причем не глядя, не вчитываясь. А ведь в администрациях городов и районов есть специалисты, которые могут дать оценку этому документу. Это прямая обязанность глав администраций. За время проверок, инициированных Главой РК, мне пришлось пройти 600 домов по республике. Так вот, проявили интерес к этому только власти Удорского, Сосногорского районов. И все. Более того, ни один руководитель управляющей компании не пошел со мной на обследование. Направили максимум мастеров, которые некомпетентны по ряду вопросов. Вот вам отношение на местах. Доходное дело – управление жилыми домами. Особенно, если ничего не делать. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |