Из первых уст |
16 сентября 2011 года |
Ольга Орлова: "Нам не хватает общего художественного пространства"
В последнее время тема современного искусства неоднократно становилась предметом обсуждения на круглых столах, организуемых музейщиками столицы республики. Обсуждения носили скорее спонтанный характер и в конечном счете ни к чему не приводили. Разговор молодых художников с представителями власти, как говорят в таких случаях, не клеился, хотя обоюдное желание понять друг друга и присутствовало. А что происходит сегодня в области современного искусства если и не в республике, то, по крайней мере, в Сыктывкаре, где ежегодно кузница в лице факультета искусств СГУ выковывает десятки тех, кто призван одухотворять, вдохновлять, творить, созидать? Одним словом, представлять лицо искусства сегодняшнего дня. Наш собеседник – человек, в чьи прямые профессиональные обязанности, казалось бы, не входит то, чему она отдает огромную часть души, личного времени и безусловного организаторского дара. Заведующая отделом научной работы Национальной галереи РК Ольга Орлова и сама автор нескольких масштабных креативных проектов, в которые неизменно вовлекаются молодые. А кроме того, рецензент многих дипломных проектов встающих на крыло, будущих, а нередко уже и сформировавшихся художников. – Ольга, а кто повлиял на Ваше мировоззрение, стиль, вкус к жизни, понимание этого тонкого мира – искусства? – Безусловно, это не один человек. Мне вообще очень везет на ярких личностей. Это педагог-новатор Тамара Клейман, у которой занималась в художественной студии при школе. Любовь Касинская, с которой я ездила в археологические экспедиции. Искусствовед Любовь Агошкова, пригласившая меня работать в музей, Светлана Волоскова – главный хранитель музея. Это те художники, чьи персональные выставки мне посчастливилось организовывать в первые годы работы в музее, – Владимир Рохин, Владислав Мамченко, который, кстати, потряс меня своим вкусом и ощущением жизни. Он сказал на своей первой выставке, к которой отнесся очень спокойно, на мое удивление, без особого трепета: как получится, так и получится, дескать, надо работать, вот что главное. Так вот, он сказал тогда: «В человеке всегда торжествует светлое начало». И эти слова в немалой степени сформулировали мое отношение к жизни… – И, конечно, это и воркутинский скульптор Вениамин Смирнов, памяти которого с помощью замечательных подвижников искусства галерея под Вашим началом выпустила в свет этот удивительный проект «Пора на крыло»? – Конечно. Порой неважно, ушедшие или неушедшие художники, многие из них так или иначе своим творчеством продолжают поддерживать, формировать, вдохновлять. Тем более скульптура – тот вид изобразительного искусства, где не схитрить и не слукавить. За искусством трех измерений не спрячешься, оно очень открыто, прозрачно. Мамченко и Смирнов – «мои» художники, понятные, близкие по ощущениям жизни, по отношению к профессии, по честности, внутренней чистоте и невероятному трудолюбию. Это художники, которые не изменяли себе. К их творчеству хочется возвращаться вновь и вновь, невзирая на растущую дистанцию во времени. Вот ведь удивительно: проходят десятки лет, но тем не менее, делая экспозицию, всегда увидишь нечто новое. И молодые художники тоже тянутся к их творчеству. Наверное, это и есть –остаться навсегда в «сегодня». – Ольга, как по-Вашему, можно ли говорить о том, что в Сыктывкаре формируется современное художественное пространство? – Сегодня говорить об этом сложно, и сложности эти связаны скорее с общими тенденциями в изобразительном искусстве. Не знаю, можно ли говорить о Сыктывкаре как пространстве, где ощущается дефицит культурных (художественных) событий в городской повседневности. Но их и не так много. Зная художественную ситуацию изнутри, возьму на себя смелость обрисовать несколько печальную картину. Я уже как-то говорила, что ситуация с современным искусством у нас – фрагментарная, лоскутная, что ли. Много-много разных, ярких лоскутков, которые вместе могли бы сложиться в одеяло, под которым станет всем тепло. У нас же все не так: лоскутки есть, а одеяла нет. Может, это и не вполне удачная метафора, но весьма показательная. У нас не сформировано общее художественное культурное пространство. Его нет. Есть замечательные отдельные личности, удивительные, креативные, но объединяющего для всех начала – нет, что не стимулирует ни художников, ни горожан. Два года назад я писала отзыв на дипломную работу «Организация среды музея авангардного искусства г.Сыктывкара» студентки Ануш Кургинян, в которой она в немалой степени отразила мечту молодых. Им нужна своя площадка, свой центр современного искусства. Такие сегодня есть во многих городах. – С другой стороны, в городе столько площадок: выставочный зал СГУ, музеи, открывшийся недавно центр молодежных инициатив, «богемный» частный подвал известной художницы, в котором то и дело демонстрируются различные креативные проекты… – Все эти площади со своим форматом, своим режимом работы. Да и частный подвал предусмотрен для узкого круга лиц. Речь ведь о другом. Ситуация такова: многие талантливые молодые художники уже уехали, другие устроились в различные фирмы зарабатывать на жизнь и творчество дизайнерами. В большинстве случаев здесь они не могут высказаться, это происходит крайне редко, тогда как у них существует необходимость транслировать образы, отражающие их переживания и чувства. Им нужна площадка, где они могли бы творить и выставляться в любое время, если это связано с их художественными порывами, вдохновением. Молодые художники, на мой взгляд, помогли бы преодолеть некоторую инертность общества. Нужно поддерживать тех молодых художников, которые опубликовали свое творчество и известны за пределами республики. Это Ольга Кривушева, Виктор Гауса, Андрей Ретанов, Дарья Малярова и многие другие. Одним словом, именно своей территории свободы и креативности у нашей творческой молодежи нет. И дело не в их пассивности. Посмотрите, они сами создают свои сайты, сами организуют выставки. А этим должны заниматься все-таки профессионалы. – Да наверняка очень многим жителям и гостям столицы было бы интересно посетить площадку, где представлено современное искусство. Скажем без ложной скромности, что сегодня эта площадка – пусть и время от времени – появляется в стенах галереи, в том числе и в любимом горожанами Саду скульптуры. Согласитесь, это немало – предоставление площадей, «публикация», выражаясь языком музейщиков, молодых, талантливых ребят со своим видением искусства. Можно ли сказать, что галерея в этом смысле является открытой демократичной площадкой для различных высказываний? – Национальная галерея поддерживает альтернативные высказывания и инновационные культурные практики, не замыкаясь только залами. Пространство Сада скульптуры, где реализуются различные проекты, весьма притягательно и интересно зрителю. Можно также добавить, что это площадка коммуникации, объединяющая интересы искусства, общества и бизнеса. И, конечно, все верно: это площадка, которая очень многим помогла в освоении своего первого творческого пространства. Но у галереи тем не менее свой режим работы и свои особые задачи. – А молодые художники продолжают покидать город… – Обидно, что покидают именно те, которые, безусловно, и могли бы формировать это пространство современной культуры в городе. Но они уезжают – в Москву, Питер, в Эстонию. А как же город, республика? Раньше сюда приглашали выпускников Суриковского института, приезжали из Санкт-Петербурга, а сейчас мы не можем удержать, образно говоря, художественное будущее республики? В прошлом году уехала, оказавшись невостребованной, молодая талантливая скульптор Анастасия Неверова, художник с академическим образованием. Оказалась чужой среди своих. Уезжают и те, в кого республика вложила деньги. И все потому, что не находят себя здесь. Да, они могут найти работу, но этого мало. Повторяю, им нужно свое пространство для творчества. Конечно, я понимаю, когда есть выбор между какими-либо социальными программами и искусством, внимание будет уделено первому. Но ведь на самом деле сегодня мы теряем и духовное будущее края. И все потому, что не отработан механизм – как же дальше развиваться на территории города молодым художникам? Это очень болезненная тема, но ее необходимо поднимать, иначе мы останемся провинцией в худшем, а не в лучшем смысле слова. – В той же Перми существует особая культурная молодежная среда, открыт музей современного искусства. Их художники, режиссеры, одним словом, молодая творческая интеллигенция вышла на диалог с властью. И власть сегодня поддерживает молодежные инициативы. Почему же в Перми это возможно, а у нас – нет? – Для художников Перми это был немыслимо долгий путь, они очень долго искали диалога. Но там как раз нашелся лидер, который взял все в свои руки. А сегодня их музей поддерживает галерея Марата Гельмана. Вот еще о чем бы хотелось сказать. Искусство сродни поэзии. Это камертон, используемый человеком, настраивающим себя на некоторые частоты бытия. Не случайно актуализируется такая часть искусства, как видеоарт. Это направление – само по себе – свобода. Оно не завязано на политических догмах, может присутствовать везде. И у нас есть замечательные ребята, работы которых размещены в пространстве интернета, их знают на мировом уровне, а вот город и республика, увы. – Речь, видимо, идет, о сыктывкарце Тарасе Геше, который просто-таки поразил посетителей последней «Ночи музеев» своей видеоинсталляцией с работой Айвазовского – «Закат на море»? Напомним читателям, что Тарас занимается практически новым жанром видеоискусства – виджеингом, который тесно связан с кино и музыкой. Жанр основан на импровизации, перформансе. – Да, в том числе и Тарас, о котором можно сказать, что это явление в нашем художественном пространстве. В музейную ночь в залах галереи не было отбоя от желающих еще и еще раз посмотреть его замечательный проект и проект Ольги Кривушевой и Кирилла Шучалина «Микеланджело Антониони посвящается». – А что Вы думаете по поводу полнейшего отсутствия института критики? Когда-то, говорят, чуть ли не после каждой персональной выставки устраивался некий «разбор полетов», который помогал не слишком искушенному зрителю обрести хоть какие-то ориентиры. Сегодня этого нет и в помине. – Молодые художники открыты критике, другое дело, что она действительно отсутствует, равно как и со стороны мэтров. А ведь молодым художникам, повторюсь, нужно некое кураторство, им нужен свой зритель, его мнение. Только так он может «нащупать» и передать свое мироощущение, произвести свою формулу восприятия тонкого мира. Беседовала Марина ЩЕРБИНИНА. Ситуация с современным искусством у нас – фрагментарная, лоскутная. Много-много разных, ярких лоскутков, которые вместе могли бы сложиться в одеяло, под которым станет всем тепло. У нас же все не так: лоскутки есть, а одеяла нет. |