Культура |
24 июня 2011 года |
Возвращение Сергея Сергеля/ В Национальной галерее публика увидела снимки коми деревень вековой давности
В Национальной галерее уже не первый раз экспонируются уникальные коллекции из Санкт-Петербургского музея антропологии и этнографии им.Петра Великого, больше известного как Кунсткамера. На этой неделе с берегов Невы прибыли экспонаты для очередного вернисажа. Выставка называется «Коми-зыряне в фотографиях С.И.Сергеля», эти снимки позволяют зримо представить жизнь и быт коренного народа республики в начале ХХ века. ОКОЛО ста фотографий, представленных в новой экспозиции, «разменяли» уже вторую сотню лет. Их хочется рассматривать бесконечно. Несмотря на почтенный возраст, они сохранили отличное качество, что позволяет разглядеть даже детали. На фото – облик верхневычегодских сел и починков столетней давности. Дома, овины, амбары, лесные баньки, часовенки... И, конечно, люди. Мужчины, женщины, дети... Даже по фотографиям заметно, что жители коми глухомани вовсе не робеют перед объективом фотокамеры, доверяют ее хозяину. Так оно и было. Студент естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета Сергей Сергель в 1906 году получил от Русского музея задание исследовать жизнь и быт коми народа. Предложение последовало не рядовому студенту, а человеку, охочему до дальних и рискованных путешествий, уже имевшему опыт научных исследований. С.Сергель добрался до Верхней Вычегды, чтобы начать здесь полномасштабные исследования. Его командировка растянулась на несколько месяцев. Большую часть времени он провел в селе Бадьельск, выезжая в близлежащие села и починки. Результатом его экспедиции стали солидный научный отчет, этнографическая коллекция, доставленная им в Петербург, и более 200 фотографий. В Коми интерес к судьбе исследователя и его коллекции возник давно. В Национальном музее РК имеется коллекция копий этих снимков. Правда, публикуя их, до сих пор почти никто не указывал авторство С.Сергеля. Белым пятном оставалась и судьба ученого. Считалось, что он пострадал в годы репрессий. Хотя, как выяснилось, Сергель избежал гонений и скончался в 1955 году. Поразительный факт: новый всплеск интереса к деятельности и судьбе С.Сергеля наметился в начале XXI века в селе Бадьельск, где и жил ученый во время экспедиции. Здешний житель Александр Уляшев не только завязал контакты с питерским научным миром, поместил копии снимков Сергеля в сельском краеведческом музее, но и помог издать дневник путешествия исследователя по нашему краю. Александр Игоревич – правнук хозяина дома, в котором ученый жил на постое в Бадьельске. Именно крестьянин Уляшев в повествованиях Сергеля – самая заметная, загадочная и положительная фигура. Его отличительная особенность: он все время работает. Не работает только тогда, когда ест и спит. Но и на то, и на другое времени у него почти не остается. Кстати, Александр Уляшев перенял многие качества пращура, он возвратился в Бадьельск, налаживает здесь производство, что не мешает ему изучать экономику, писать философские статьи, увлекаться этнографией. Коллекцию привез из Санкт-Петербурга и представил сыктывкарцам куратор выставки Александр Терюков. Наш земляк работает научным сотрудником в питерской Кунсткамере, он же, как известно, возглавляет коми землячество «Неватас». С новой выставкой в Национальной галерее можно знакомиться до конца сентября. Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |