У прилавка |
13 мая 2011 года |
Покупателю подсунули липовую экспертизу на бланке бухгалтерской отчетности
Специалисты Бюро товарных экспертиз при Торгово-промышленной палате РК проверяют качество товаров, в том числе и обуви, как по заказу магазинов, так и покупателей. Как рассказала нам заместитель руководителя бюро Елена Фельцингер, споров по поводу того, по чьей вине (изготовителя или потребителя) обувь лопнула на десятый день после покупки, более чем достаточно. Но каково же было удивление экспертов ТПП, когда они увидели, что в качестве экспертного заключения недовольному покупателю в одном из сыктывкарских магазинов подсунули... акт бухгалтерской отчетности об объеме выполненных работ! По словам Елены Фельцингер, то, что предприниматели выдают, мягко говоря, желаемое за действительное, всплыло случайно. Молодой человек, которому «посчастливилось» стать обладателем ботинок, запросивших каши через две недели носки, решил вернуть злосчастную пару магазину, потребовав вернуть деньги, как и прописано в Законе «О защите прав потребителей». Как ни артачились продавцы, но дефект был, что называется, налицо, и им пришлось согласиться на проведение экспертизы. Когда молодой человек пришел за ответом, в магазине ему представили документ с печатями и подписями представителей АНО БТЭ при ТПП РК. В документе под названием «акт» от руки было написано, что обувь качественная, но вышла из строя из-за неправильной эксплуатации, то есть по вине самого потребителя. Молодой человек покрутил в руках бумажку, но делать было нечего, с экспертами ведь не поспоришь. Заплатил он за «экспертизу» деньги (по закону, если изделие вышло из строя по вине потребителя, экспертиза проводится за счет покупателя), засунул свои рваные башмаки под мышку и побрел домой. День прошел, другой… Жгучее ощущение того, что его обманули, не пропадало. В конце концов молодой человек не выдержал, принес эту бумажку в ТПП и без обиняков спросил: «Неужели заключение эксперта вот так и должно выглядеть?» У экспертов, прямо скажем, глаза на лоб полезли. Нередко экспертов ТПП предприниматели просят провести консультации о причинах возникновения дефекта до того, как появится необходимость в экспертизе. Как пояснила Елена Фельцингер, это как раз и был бухгалтерский документ о том, что магазин оплатил экспертам такую услугу. А все, что было написано по поводу качества товара, продавцы на этом бланке добавили, как говорится, от себя лично. Обращаться в правоохранительные органы эксперты ТПП пока не стали. Одна дождинка еще не дождь… Однако призывают покупателей внимательнее всматриваться и вчитываться в документы, предоставляемые торговыми предприятиями. Как действовать, если довелось купить некачественную обувь? Если обнаружился какой-то дефект, а на обувь установлена гарантия (как правило, в 30 дней), следует обратиться в магазин с письменной претензией (в 2 экземплярах). Через 10 дней магазин обязан дать ответ. Не согласны с аргументами продавца? По ст.18 Закона «О защите прав потребителей» в случае возникновения спора потребитель может написать заявление с требованием провести экспертизу (специальным учреждением). Обувь необходимо сдавать вместе с претензией. Покупатели часто отказываются оставлять «вещественные доказательства» магазину, поскольку поводов для недоверия более чем достаточно. Так вот, как советует Елена Фельцингер, в заявлении можно дописать, что обувь на экспертизу будет предоставлена по требованию эксперта. (В законе указано, что потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.) Если дефект по заключению эксперта оказался производственным, магазин обязан вернуть стоимость бракованного товара и экспертизы. Бывает, что ни магазин, ни производитель не устанавливают гарантийный срок, и тогда покупатель вправе потребовать проведения экспертизы по своей инициативе в так называемый разумный срок (законом срок ограничен 2 годами). Если гарантия все же установлена, то экспертизу в приоритетном порядке проводит магазин. Ольга АЛЕКСАНДРОВА. Обращаться за консультацией в БТЭ можно по телефону 44-87-27. |