Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
28 мая 2010 года

Геннадий Марковский: "Культуры предпринимательства в туризме у нас нет"

Наступления лета северяне всегда ждут с большим нетерпением. И чего греха таить, по-прежнему массовым спросом у нас пользуются выездные туры. Выбор внутренних туристических маршрутов весьма невелик, но, несмотря на это, по словам председателя правления Федерации туризма РК, заслуженного путешественника России Геннадия Марковского, они все-таки востребованы.

– Какие именно маршруты могут быть интересны на внутреннем рынке туруслуг?

– Наиболее востребованы так называемые активные туры. Это сплавы по рекам, лыжные походы, туры для охотников и рыболовов. Но у нас в Коми нет Черного моря, и говорить о массовом наплыве туристов в республику не приходится. Однако если сравнить аналитические данные по оценке туристического потенциала в Карелии и Коми, то у нас огромные неиспользованные возможности. По нашим данным, в прошлом году в Карелии побывало около 800 тысяч туристов, в Коми – не больше 130 тысяч. При определенных возможностях наш потенциал в пять раз выше, чем у Карелии. По нашим данным, на сегодня республике требуются 5 тысяч 785 специалистов в сфере туризма. Представляете, какой задел у нас впереди? Сейчас инструкторский состав (среднее звено) – это 67 человек. Нужны специалисты в сфере туризма. У нас, конечно, есть вузы, которые готовят кадры, но качественного сдвига, с нашей точки зрении, не произошло.

– Какие туробъекты в республике могли бы пользоваться массовым спросом?

– Мы проводили небольшие опросы среди иностранных групп. Так вот они говорят, что у нас есть на что посмотреть. Богатое культурное наследие, богатая этнография. Рыбалка, охота – для этого можно съездить и в другие места, в этом мы не уникальны. А вот посмотреть на самобытность народа коми, понаблюдать за его жизнью, бытом, культурой – это интересно, и на этой основе можно выстраивать бренд республики. Кроме того, на нашей территории есть очень большой горный массив – Полярный и Приполярный Урал. Еще в 1986 году к нам приезжали специалисты из Германии и удивлялись, почему у нас не используются столь значимые туристические ресурсы. Это самой природой очищенные, как будто специально подготовленные для горнолыжного спорта склоны. Их не надо приспосабливать – достаточно пристроить подъемники, подвести инфраструктуру, и все – горнолыжный комплекс готов. На что сейчас и обратила внимание Воркута. Действительно, лучше не придумаешь. Подъехал на поезде и практически сразу же попал в окружение горных хребтов. До конца апреля там лыжные базы в выходные дни забиты до отказа. Спрос есть. Люди едут из Москвы и Питера! На эту форму туризма тоже можно делать ставку.

– Если бы вас попросили попытаться составить социальный портрет того иностранного туриста, который наведывается в наши края, то как бы вы его обрисовали?

– Наши гости – это весьма обеспеченные люди, которые привыкли к определенным условиям. Например, требуют, чтобы каждый вечер могли принимать душ. Для этой категории немыслимо проживание на открытой площадке, для них обязательно должны быть обустроены гостевые домики. Это верхний потолок клиентской базы. Но… Есть еще молодежь из числа студенчества, которые вполне довольствуются баней и согласны жить в палатках. Это, скажем, нижний потолок. А вот промежуточного звена – детских групп из-за рубежа – у нас не было никогда. Во всяком случае, мне неизвестны такие факты.

– Сколько должно быть в кармане у состоятельного иностранного туриста, путешествующего по Коми, и сколько у студента?

– У VIP-персон должно быть не меньше 1 тысячи долларов. Студенту достаточно иметь в кармане от 380 долларов.

Но дело вовсе не в стоимости тура. Те туристы, которые к нам приезжают, будь то иностранцы или наши земляки, на первое место ставят уровень сервиса. Сейчас среди россиян редко встретишь такого человека, который бы ни разу не побывал за рубежом. Побывав там, он видел, как все у них обустроено. И он понял, что это хорошо, и готов за это платить. На худшее он уже не согласится, даже если это будет дешевле. По крайней мере, отечественный турист требует, чтобы у нас было не хуже. Туалет не должен быть на улице, и чтоб зимой возле него не стояли аншлаги с предупреждающей надписью «Осторожно, не поскользнитесь!». К нам готовы ездить, готовы платить деньги, но уровень сервиса не позволяет рассчитывать на увеличение потока.

– И все же стоимость тура играет не последнюю роль при его выборе...

– Я не согласен с этим. Студентам я всегда говорю: «Неважно, сколько эта вещь стоит. Важно, сколько за нее могут заплатить, если эта вещь уникальна». Каждый год к нам приезжает группа туристов из Финляндии. Они платят большие деньги, хотя им гораздо проще и комфортнее отдыхать в своих скандинавских странах. Они приезжают в Коми, поскольку здесь есть то, чего нет у них. Цена не должна формироваться только в зависимости от затрат. Это немного другая философия ведения бизнеса. Ценообразование – сложная штука. Некоторые впадают в другие крайности. Почему-то все свои расходы хотят вернуть сразу же. Построили дом, и всю сумму расходов на его строительство раскидывают на один сезон. В результате стоимость путевки получается высокая. Капитальное строительство обычно раскидывают на 3-4 года. А вот стоимость велосипеда или байдарки вполне можно вернуть в течение одного сезона. Когда начинаешь говорить о таких вещах – предприниматели слушают с большим вниманием. Их этому никто не учил. По большому счету школы предпринимательства, культуры предпринимательства у нас нет.

– Но существуют же какие-то определенные расценки на путевки…

– На сегодня о какой-то жесткой ценовой политике мы можем говорить только условно. По гостевым базам, которые есть на юге и в центральной части Коми, стоимость туров уже устоялась. Эта цифра колеблется от 3 до 6 тысяч рублей в сутки.

– Не дороговато ли?

– Это цена, которая сложилась с годами на рынке услуг. Все-таки надо понимать, что Коми – труднодоступный регион. Транспортная компонента составляет более 60% от цены всего тура. И потом, туроператоры же не могут исходить из того, чтобы поставлять туруслуги себе в убыток. Электроэнергия, газ, дрова, вода, обслуживание – все это денег стоит.

– Значит, туроператоры на внутреннем рынке ориентированы на развитие услуг прежде всего для VIP-персон?

– Учителя сейчас в среднем зарабатывают не больше 18 тысяч в месяц. Сельская учительница может и хотела бы выехать, но не позволяют доходы. Но… сегодня рынок сам начинает делиться на определенные сегменты. Допустим, в деревню Патраково Удорского района из Сыктывкара ежемесячно направляются группы, состоящие в основном из бюджетников. Там нет VIP-персон. Этот тур стал доступным широким слоям населения.

– Практически во всех муниципалитетах республики сейчас пытаются разработать собственные программы развития туризма. Где-то, наверное, получается, где-то не очень. В каких муниципалитетах туризм существует уже как вид бизнеса?

– В Воркуте большую работу проводит организация РОСТО под руководством Михаила Федьковича. Они разработали комплекс активных туров по Воркутинскому району. В Инте заявила о себе станция юных туристов, предлагая маршруты по реке Кожве (руководит Сергей Прима). В Сосногорске действует турклуб «Вымпел» (руководитель Вячеслав Камашев). В Удорском районе дело начало развиваться, когда это направление стал курировать зам-главы района Михаил Ворсин. Там появилась достаточно широкая россыпь гостевых домиков вдоль реки Мезени. Будем проводить сертификацию и паспортизацию маршрута речного сплава, который и связывает в одно целое комплекс гостевых домиков. Это значит, что уже шесть деревень будут вовлечены в сферу туризма. Жители этих отдаленных населенных пунктов получат возможность для самореализации и самозанятости, что сейчас очень важно не только для них, но и для всей республики в целом. В Усть-Куломском районе разработаны и пользуются спросом этнотуры (руководитель Алексей Тюрнин). В Корткеросском районе набирает силу клуб «Белка» (руководит направлением туризма Станислав Коюшев). Ситуация начала меняться в лучшую сторону. В Ухте, например, в то время как по всей России сокращаются специалисты по туризму, решили ввести в состав администрации отдельную штатную единицу. Руководство администрации города понимает, насколько важно развивать туризм в социальном плане. В городе столкнулись с тем, что в выходные ухтинцам в общем-то некуда девать себя. Конечно, очень многие имеют собственные дачи, где выращивают картошку, что-то еще, но, оказывается, у ухтинцев есть потребность в активном движении. Поэтому большие надежды возлагают на городской клуб туристов под руководством Александра Дерябина. Они должны подготовить четыре  маршрута выходного дня для жителей города. В основном это будут сплавы на байдарках по реке Ухте.

– Вот вы упомянули о том, что в Удорском районе туроператоры будут проходить процедуру паспортизации и сертификации маршрутов. В чем суть?

– Туристы прежде всего задаются вопросами: «А кто нас поведет в тайгу? С надежным ли человеком полезем в воду? Подготовлен ли этот товарищ, которому мы вверяем собственную жизнь? Кем подготовлен? Не получится ли так, что в лес нас поведет дядя Вася, который даже не местный егерь». Грамотный турист в первую очередь поинтересуется, имеет ли товарищ, отвечающий за его безопасность, лицензию, сертификат. Если организатор маршрута дорожит своей репутацией, то оформляет соответствующую заявку, и Федерация туризма высылает ему перечень и форму необходимых документов, которые он должен будет заполнить и представить впоследствии. Существуют определенные требования, и представители федерации проводят проверку на соответствие предлагаемых условий стандартам. Так, место возле берега реки, где предполагается устроить обед или бивак, должно иметь пять обязательных позиций – там должно быть обустроенное кострище, надежный навес от дождя, стол, туалет и яма для мусора. Это минимальный набор требований на данное время. Присутствует все это – отлично! Можно звать гостей. Если этого нет – готовьте, действуйте, не сидите сложа руки.

– Какой помощи предприниматели, решившие развивать свой бизнес в этой сфере, ждут от республиканского правительства?

– В республике принята программа по развитию туризма, но на 2010 год она имеет нулевое финансирование. А зачем, спрашивается, принимать программу, если нет финансирования? Но дело даже не в этом. Никто не просчитывал перспективы развития отрасли. Я у всех спрашивал: скажите, пожалуйста, сколько может приехать к нам в Коми туристов, назовите хотя бы примерную цифру. Никто не может сказать достоверно, какую долю рынка мы можем взять на себя, а потому дальнейшее движение происходит будто в темноте. Говорят: «Ну давайте попробуем и это, и то»… Но и это еще полбеды.

Проблема заключается в том, что республиканская программа формировалась сверху. А должна складываться снизу на основе муниципальных программ. Кто, как не сами местные жители, может просчитать природные и административные ресурсы? Можно, конечно, и сидя в Сыктывкаре написать программу развития туризма Интинского района, но насколько это правильно? Над решением данной проблемы будут работать участники молодежного международного форума «Легенды и Звезды Севера». Такой проект будет осуществляться нынешним летом.

Беседовала Ольга САЖИНА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 101 (4258)
28 мая 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»