Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Приоритет
28 мая 2010 года

Технология шведская, результат - российский / На строительство мусоросортировочного завода в Сыктывкаре

потратили уже около двух миллионов евро, но так ничего и не построили

Весна в очередной раз продемонстрировала, насколько возросло количество производимых нами бытовых и промышленных отходов. Муниципальные власти не в состоянии справиться с утилизацией мусора, и здесь уже никакими субботниками проблему не решить. Практически все свалки, существующие на территории республики, не отвечают установленным санитарным нормам и требованиям. Особенно критическая ситуация сложилась в Сыктывкаре.

ГОРОДСКОЙ полигон за местечком Дырнос был построен еще в 1971 году. Общая площадь этой свалки – 34 гектара. За четыре десятилетия эксплуатации свалка практически полностью исчерпала свой ресурс. Гигантские залежи отходов, каждый день пополняющиеся новыми порциями, гниют, разлагаются и распространяют зловонный запах. Городская свалка представляет реальную опасность, поскольку не исключена вероятность возгорания мусора. Время от времени в сторону дачного массива от свалки распространяется едкий дымок, но пока ситуацию удается держать под контролем. Кроме того, вместе с дождевой водой и талым снегом вредные вещества просачиваются в почву. Зона заражения вокруг свалки составляет уже почти километр и наступает на территорию дачных участков.

Четыре года назад широко обсуждался проект, представленный сыктывкарским предприятием ООО «Эко-технологии». Речь шла о строительстве мусоросортировочного завода по технологии шведской компании «Presona». Предполагалось, что этот проект позволит продлить срок эксплуатации свалок в три-четыре раза за счет сортировки и переработки отходов. Мусор предполагалось разделять на полезный и бесполезный. Принцип работы сортировочной станции заключался в следующем: мусор постепенно высыпают на двигающуюся ленту конвейера, с которого работники вручную отбирают картон, ветошь, стекло, пластиковые бутылки, металлолом и все другое, что можно пустить во вторичную переработку. Остальной мусор предполагалось прессовать в плотные брикеты и компактно складывать на специальном полигоне, защищенном от воздействия влаги гидроизолирующим покрытием. Пропускная способность завода по расчетам составляла до 100 тысяч килограммов бытовых отходов в год.

Сортировочная станция должна была появиться возле Дырносской свалки. Строительство завода четыре года назад оценивалось примерно в два миллиона евро. Половину этой суммы составляла стоимость оборудования, еще столько же требовалось потратить на строительные работы. Предполагалось, что проект будет осуществляться только на средства ООО «Эко-технологии». Через три-четыре года компания предполагала полностью окупить проект за счет продажи полезного мусора, пускаемого на вторичную переработку. Компания не просила никаких денег из бюджета, и городские власти дали добро на строительство завода. Прошло четыре года, и сейчас о тех грандиозных планах никто даже не вспоминает. Так что же все-таки стало с осуществлением того проекта?

ПОДРОБНОСТИ по этому поводу нам сообщил заместитель генерального директора ООО «Эко-технологии» Николай Руднев. В 2006 году, как и было задумано, компания закупила дорогостоящее импортное оборудование. Шведская мусоросортировочная линия и пресс стоимостью в один миллион евро хранятся сейчас в законсервированном виде в одном из складских помещений ООО «Эко-технологии». Был возведен также каркас здания из металлических конструкций. В общей сложности на все это компанией и было потрачено около двух миллионов евро. Но с приходом нового собственника в 2008 году первым делом был проведен аудит деятельности предприятия, и, как выяснилось, в первую очередь необходимо было сосредоточить усилия на полигоне, который находился в аренде у предприятия.

– Компания вынуждена была перенаправить средства на содержание и обустройство полигона, дабы не допустить экологической катастрофы. И нам удалось приостановить расползание мусора. Была закуплена большая партия техники – бульдозеров и тяжеловесных тракторов. В срочном порядке начали свозить в огромных количествах грунт для уплотнения рассыпающейся массы отходов. Кроме того, полигон огородили со всех сторон сточными кюветами, ограничив растекание ядовитых жидких веществ. На пропускном пункте были установлены весы для определения точного объема поступающих отходов. Мы оснастили въезд видеокамерами, и теперь у нас есть возможность отследить, какие именно машины завозят воспламеняющийся мусор. По отношению к таким нарушителям были введены штрафные санкции, – рассказывает Николай Руднев.

По его словам, после проведенной аудиторами оценки стало ясно, что средств на завершение строительства мусоросортировочной станции у нового собственника не хватит, несмотря на то что основная доля вложений уже была осуществлена.

– Проект был чересчур амбициозным. Прежним руководством компании был допущен ряд просчетов. (Речь идет о бывшем генеральном директоре ООО «Эко-технологии» Владимире Быкове. – ред.) Во-первых, не учли порог рентабельности. Проект рассчитывали окупить через три-четыре года, но это было бы возможно, если бы население Сыктывкара составляло 400-500 тысяч человек. В городе, в котором проживает 250 тысяч человек, срок окупаемости растягивается на 15 лет. Запускать проект с таким длительным сроком окупаемости для частника равносильно самоубийству. Во-вторых, не учли того, что у нас нет культуры раздельного сбора мусора, как в европейских странах. Когда вели переговоры со шведами, опирались прежде всего на их расчеты, которые строились на основе того, что часть прибыли можно будет получить сразу за счет продажи полезного мусора переработчикам вторсырья. На Западе так и происходит, поскольку часть отходов там поступает на свалки в готовом, отсортированном виде. В наших же условиях затраты необходимы не только на то, чтобы отделить, например, пластиковые бутылки от прочей массы, но и на то, чтобы отмыть их. Никто не примет в переработку грязный пластик либо грязный картон. Так вот, с приходом в 2008 году нового руководства (нынешнего генерального директора компании Полины Головановой – ред.) все лишние амбиции были отброшены. Теперь мы понимаем, что без поддержки муниципального и республиканского бюджетов частному предпринимателю не справиться, – заявил нам Н.Руднев.

ПО СУТИ компания отказывается от планов прежнего руководства по реализации проекта за счет собственных средств и заявляет о необходимости государственной поддержки, ссылаясь на опыт других российских регионов. Мусоросортировочные заводы, на которых установлено оборудование, идентичное приобретенному компанией «Эко-технологии», построены в Новосибирске и Ярославле. Там, как утверждает Н.Руднев, подобные проекты были запущены только благодаря поддержке местного и регионального бюджетов. Однако назвать точную цифру того, сколько еще необходимо средств, чтобы довести дело до ума в Сыктывкаре, Н.Руднев за-труднился, подчеркнув, что просчитать это с учетом российской действительности невозможно. Сейчас компания несет убытки из-за простоя оборудования и вынуждена мириться с этим, поскольку все резервы (во всяком случае, так утверждают менеджеры предприятия) поглощает полигон.

Ольга САЖИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №101 (4258) - 28 мая 2010 года

Борис Грызлов высказался за ускорение строительства "Белкомура"

Две тысячи бутылок - это капля в море / Как поставить утилизацию пластикового мусора на поток?

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 101 (4258)
28 мая 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»