У прилавка |
12 марта 2010 года |
Бездушные терминалы станут "разговорчивее"/ Пользователи могут смелее платить по автомату
Платежные терминалы сейчас установлены повсюду – в банках, магазинах, развлекательных центрах, отделениях связи. Пользование ими дает завидные преимущества: как правило, никаких очередей и невежливых кассиров, к тому же и работают они круглые сутки. Получать зарплату через банкоматы давно стало для большинства из нас привычным делом, а вот оплачивать телефонные счета или жилищно-коммунальные услуги через терминалы решаются далеко не все – страшно все-таки доверять свои кровные бездушной машине. Не боятся их разве что студенты, которые легко справляются с любой системой электронной навигации. Большинство обходит терминалы стороной, скорее всего, из-за опасений, что деньги не дойдут до пункта назначения. А вдруг железяка «съест» деньги, поди потом доказывай… Между тем, как утверждают сотрудники Управления Роспотребнадзора, жалобы, связанные с платежными терминалами, – единичные. Чаще всего недоразумения возникают из-за ошибок самих плательщиков, и если у потенциальных пользователей терминалов нет уверенности в себе, то лучше всего в первый раз воспользоваться аппаратами, которые установлены в банках. В случае чего в кредитных учреждениях можно обратиться за помощью к специальным консультантам. Однако с 1 апреля согласно положениям Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц (владельцы терминалов) при приеме платежей обязаны использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой. А это значит, что на чеке должны быть сведения с указанием, за что и какая именно сумма уплачена, размера комиссионного сбора, даты, времени приема платежа, номера кассового чека и контрольно-кассового аппарата, адреса платежного терминала, а также наименования, местонахождения, номеров контактных телефонов, ИНН самого платежного агента (владельца терминала), телефонов поставщика услуг (в качестве каковых значатся операторы связи, жилищно-коммунальные предприятия, образовательные учреждения и т.д.) и оператора (либо субагента) по приему платежей. Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми. Краска не должна стираться в течение полугода. Подробная информация должна предоставляться не только на чеке. При приеме платежей в каждом месте приема денег должна быть размещена информация с указанием адреса, по которому установлен терминал. Бывает, что пользователи в случае недоразумений не могут даже назвать местонахождение терминала, по которому был произведен «пропавший» платеж. Должны также указываться реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей. Обязательны и сведения о размере комиссионного сбора, взимаемого за ту или иную платежную операцию. Потребитель должен быть также извещен о способах подачи претензий. Законом предусмотрено доведение номера контактных телефонов поставщика услуг и оператора по приему платежей, а также платежного субагента (в случае приема платежа субагентом). Потребителю должна быть предоставлена возможность узнать здесь же адрес и номера контактных телефонов органов исполнительной власти, уполномоченных проводить контроль за приемом платежей. По всем вопросам, связанным с оплатой услуг посредством платежных терминалов, потребителю следует обращаться к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, указанному на чеке. Ольга АКУЛОВА, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РК. В этом году Всемирный день защиты прав потребителей будет отмечаться под девизом «Наши деньги, наши права» и посвящается теме финансовых вопросов. 15 марта с 9.00 до 12.00 в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора будут консультировать всех желающих по финансовым вопросам, а с 14.00 до 16.00 специалисты управления ответят на обращения по телефону 31-17-29. Как подчеркивают специалисты отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора, мероприятия, приуроченные к проведению Всемирного дня защиты прав потребителей, направлены в первую очередь на формирование у жителей республики устойчивых навыков грамотного поведения на финансовом рынке. У людей должно быть больше возможностей защищать свои права, при которых кредитные организации будут вынуждены вести бизнес ответственней, исключив недобросовестные методы и сделав кредиты более прозрачными. |