Общество |
2 марта 2010 года |
В "Новую школу" - без старых проблем/ В республике продолжается работа по модернизации образования
В минувшем году за счет строительства новых школ, капитального ремонта и закрытия ветхих зданий число аварийных школ в республике сократилось до 11. В ближайшие четыре года в рамках республиканской программы планируется ввести в строй еще три школы – в Сысольском, Сыктывдинском и Троицко-Печорском районах. Такая информация прозвучала на коллегии Министерства образования РК, посвященной итогам года и перспективам развития. Как рассказала в своем докладе министр образования Нелли Струтинская, годы участия республики в нацпроекте «Образование» и преобразования в отрасли стали подготовительным этапом для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». По итогам 2008 года республика вышла на 8 место среди субъектов РФ по динамике достигнутых результатов в сфере образования. Результатом президентской инициативы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Для решения этой задачи прежде всего необходимо создание условий, позволяющих детям, начиная с дошкольного возраста, максимально раскрыть свои способности. Поэтому большое внимание в отрасли уделяется вопросам доступности качественного образования. Как следовало из доклада, проблема нехватки мест в детских садах достаточно остра, но все же по охвату детей показатели в Коми лучше, чем в среднем по Северо-Западу и РФ. В минувшем году в республике открыто 99 групп более чем на полторы тысячи мест, возвращено здание одного детского сада на 240 мест, завершено строительство детсада на 40 мест в Корткеросском районе, открываются группы краткосрочного пребывания и частные детские сады. В результате всех этих мер очередь в детсады в республике сократилась с 6977 человек в 2008 году до 5543 ребятишек. На базе детских дошкольных учреждений созданы новые специализированные группы для детей-инвалидов. С начала учебного года в 57 дошкольных образовательных учреждениях на территории 11 муниципальных образований работает 194 группы компенсирующей направленности, в которых воспитывается 2808 детей. В 12 муниципалитетах создано 148 классов компенсирующей направленности. Из них 55 классов – компенсирующего обучения, 55 классов – коррекционно-развивающего обучения и 38 специальных (коррекционных) классов. В минувшем году в ходе оптимизации сети реорганизовано 87 и ликвидировано 11 образовательных учреждений. Работу по оптимизации сети школ Нелли Струтинская назвала «очень ответственной, но непопулярной», поскольку она не везде встречает понимание со стороны местного населения. В то же время закрытие малокомплектных школ обусловлено необходимостью создания современных условий для обучения сельских ребят. Кроме того, ветхие здания, в которых зачастую располагаются малокомплектные школы, требуют капитального ремонта или реконструкции. 32 такие школы не имеют лицензии из-за отсутствия заключений Госпожнадзора и Роспотребнадзора. Если добавить сюда слабое кадровое обеспечение, отсутствие необходимых современных условий для получения образования, то картина получается вполне убедительная. Ведь в маленьких сельских школах, где иногда бывает по три ученика в классе, нет оборудованных кабинетов, невозможно проводить лабораторные опыты. На этом фоне низкие показатели сдачи ЕГЭ в малокомплектных школах не вызывают удивления. К тому же обучение в течение года одного ученика в малокомплектной школе обходится в разы дороже, чем городского. По итогам 2008 года содержание одного ученика в малокомплектных школах в среднем по республике обходилось в 64 тысячи рублей, а в городских – в 31 тысячу. Это в среднем, а если брать конкретные муниципалитеты, то, к примеру, в Воркуте в год на одного городского ученика тратится 43 тысячи рублей, а на сельского – в два с половиной раза больше. В Усинском районе содержание сельского школьника вообще составило баснословную сумму – 123 тысячи рублей. А обучение в городе там обходится в 36 тысяч. Министр заверила, что никто не ставит цели ликвидировать все малокомплектные школы. В частности, вопрос о закрытии 69 школ в глубинке даже не обсуждается из-за удаленности от больших школ и невозможности подвоза детей. Галина ГАЕВА. |