Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
22 января 2010 года

Валентина Шумова: "Наши пациенты должны чувствовать себя комфортно"

Осенью минувшего года Коми республиканскую больницу возглавила новый главврач. Имя Валентины Александровны Шумовой в медицине республики известно многим: ведущий детский хирург-новатор, отличный организатор здравоохранения.

За ее плечами – сотни спасенных жизней, десятки подготовленных высококвалифицированных специалистов в области детской хирургии и травматологии.

Сегодня Валентина Шумова – наш собеседник.

– Валентина Александровна, наверное, вполне логичный вопрос: почему женщина выбирает априори «мужскую» профессию – хирурга?

– Любопытно, что с возрастом я тоже все чаще задаю себе этот вопрос. Наверное, тут надо обратиться к особенностям моей персоны: книги, увлечение спортом в юности, особенно – лыжным… В школе у меня, кстати, были склонности к математике, и физику я очень любила, многие думали, что все-таки пойду на физмат. А к профессии хирурга меня в какой-то степени привела книга Станислава Яковлевича Долецкого «Мысли в пути», которой я очень прониклась. Долецкий – уникальная личность. Известный детский хирург, заведующий кафедрой детской хирургии Центрального института усовершенствования врачей, руководитель хирургического отделения в больнице имени Русакова в Москве, врач, прошедший войну. В этой книге он рассказал об отделении крупной больницы, где лечат детей, проводят научные исследования, обучают сестер и врачей. Его размышления носят скорее нравственный характер. Кстати, книга начинается с того, что он спрашивает себя, почему стал именно детским хирургом.

А ведь поначалу я хотела стать спортивным врачом. Но эта увлеченность прошла, Долецкий и знакомство с хирургами, с которыми свела судьба в Ярославле, где училась, окончательно определили меня в выборе. Кстати, на нашем курсе учились еще три девушки. И их, и меня сокурсники и преподаватели института отговаривали от хирургии. Что вполне объяснимо. Эта профессия связана и с огромными психоэмоциональными затратами, с физическими нагрузками. Хирургия – гигантский труд, это бессонные ночи и больные, которых нужно тянуть, выхаживать, и не один день, а месяцами. И вообще это тяжелая профессия со всех точек зрения.

– О вашем вкладе в такую непростую позицию здравоохранения, как хирургия новорожденных, наверное, можно написать целую книгу. Столько лет отдано этой службе, да и собственно самой республиканской больнице. Вы знаете все ее болевые точки, что называется, изнутри. Обозначьте, на ваш взгляд, наиболее характерные для сегодняшнего дня.

 – В первую очередь это, конечно, состояние первого корпуса, построенного еще в 1938 году. Снаружи здание смотрится еще неплохо, но начинка изрядно обветшала, в зимнее время существуют проблемы с обогревом. Но главное – в этом здании располагается отделение искусственной почки, а количество пациентов с хронической почечной недостаточностью, которым требуется гемодиализ, увеличивается…

– Так прогрессирует это заболевание?

– Улучшилась диагностика. Если раньше в ряде случаев больные попросту не доживали, не доходили до этого лечения, то в наши дни, с новыми методами, все обстоит иначе. Сегодня решился вопрос о трансплантации органов, и те, кто готовится к этой операции или уже прошел ее в столичных клиниках, также наши пациенты. Ежегодно отделение пополняется двадцатью новыми больными, это большая нагрузка на помещение. Одним словом, необходимо строительство нового корпуса, именно для гемодиализа. С учетом современных подходов и санитарных требований. Необходима и такая структура, как водоочистная система, которая к тому же должна быть за пределами отделения.

Больница подошла к тому, что необходимо менять и стерилизационное отделение. Прежнее устарело по всем параметрам. Для нового оборудования, а сегодня, как известно, достаточно много методов внедряется во всех разделах хирургии – в торакальной, в гинекологии, отоларингологии, я имею в виду эндоскопическое лечение, лапароскопические операции, – нужно новое, современное отделение центральной стерилизации. Также со своей водоочистной системой, с оборудованием, включающим элементы механической ультразвуковой очистки, упаковки материала и т.д. Это должна быть маленькая, полностью механизированная фабрика.

Мы достаточно активно работаем по оказанию экстренной помощи в других территориях, оборудование приходит в негодность, устаревает. Хотелось бы получить новое эндоскопическое оборудование, в частности бронхоскопы, а также эндоскопические шкафы, оснащенные бактерицидными лампами, специальную моющую машину для инструментов. В новых аппаратах, учитывая огромный и практически беспрерывный поток операций по удалению катаракты и глаукомы, нуждается и отделение офтальмологии.

– Кстати, по поводу этого отделения. От пожилых людей нередко приходится слышать жалобы на то, что им по нескольку лет приходится стоять в очереди на бесплатные операции. С чем связана эта ситуация?

– Единственная причина – это нехватка площадей. Специалисты и так работают на пределе возможностей и, кстати, достигают весьма неплохих результатов.

– В последние годы в отделении травматологии и ортопедии стали активно проводиться операции по замене тазобедренных и коленных суставов – эндопротезирование. Все ли нуждающиеся имеют возможность пройти эту операцию?

– Да, к сожалению, остеопороз – заболевание, связанное с повреждением костной ткани, свойственно для северян. Многие больные нуждаются в эндопротезировании, и очередь действительно достаточно большая. Но она движется. Отделение работает интенсивно: в год от 130 до 150 человек получают новые суставы. Это хорошие цифры.

– Сосудистые заболевания головного мозга, к которым в первую очередь относится инсульт, становятся в последние годы одной из важнейших медико-социальных проблем. Несколько месяцев назад в республиканской больнице открылось новое отделение, направленное на лечение и восстановление больных, перенесших инсульт. Что вы скажете о перспективах его развития?

– Да, нейрохирургия получила достаточно большое количество современного оборудования. Думаю, с его помощью будут отработаны новые методы лечения больных с аневризмами, с геморрагическими инсультами. Эти больные будут получать своевременную специализированную помощь, как это делается в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня отрабатываются ситуации по своевременной доставке этих пациентов в отделения, оказанию им самых современных методов лечения, в том числе системного или селективного тромболизиса (растворение тромбов – ред.), и раннему восстановлению. Все это значительно снижает инвалидизацию, в результате порядка десяти процентов больных, перенесших инсульт, возвращается в строй. Учитывая специфику заболевания, это вовсе не мало.

– А какие новые методы в современной медицине используются именно по реабилитации больных, перенесших инсульт? И что используется у нас?

– Реабилитация после инсульта – это целая технология. Особое место в лечении двигательных нарушений занимает кинезотерапия (лечебная физкультура – ред.), которая является одним из ведущих средств физической реабилитации. Именно лечение движением, а не только традиционный массаж, как было принято считать раньше. Мы получили много аппаратуры для кинезотерапии, направленной на разработку моторики мелких и крупных суставов. И это огромная помощь для больных, естественно, учитывая, что все это должно продолжаться и вне стационара.

В Москве большое значение придается цветотерапии, а также кинезотерапии в сочетании с музыкой и стихотворениями, которые развивают речь. Это очень неплохой, интересный метод, который тоже имеет свои результаты. Существует еще достаточное количество различных аппаратов для развития и стимуляции речи.

Мне бы очень хотелось, чтобы все это также внедрялось и развивалось в нашей клинике, чтобы все это работало в комплексе. Очень важно, чтобы пациент не был замкнут в своей болезни, и, конечно, не был брошен… Необходимо развивать и амбулаторную сеть по дальнейшей реабилитации таких больных, где бы они также получали своевременную комплексную помощь, где будут работать психологи, логопеды, другие специалисты. Больному нельзя ни в коем случае после выписки из нейрохирургии останавливаться и занимать выжидательную позицию. Ведь если, например, не продолжать заниматься теми же движениями, у человека сформируются контрактура, малоподвижность суставов, и сделать уже будет ничего нельзя.

– Насколько известно, вы даже обращались в нашу епархию с тем, чтобы получить информацию, где в Москве готовят сестер милосердия, которые помогают выхаживать больных после инсульта?

– Да, по этому поводу в епархию было подготовлено письмо. В столице существуют две больницы Московского патриархата, за долгие годы существования там уже отработана своя технология обучения сестер милосердия. И это не просто обычные сиделки, это специалисты! Мне приходилось наблюдать за тем, как работают эти сестры, как выхаживают тяжелых больных после инсультов. Это удивительно, как они, не используя никаких особых приспособлений, с неимоверной ловкостью и в то же время не причиняя человеку лишних страданий, моют его, кормят, бреют, переворачивают… Кстати, по выходным в эти клиники приходят волонтеры, которые также помогают ухаживать за больными, общаются с родственниками, которые в ряде случаев переживают состояние шока. Честно говоря, меня все это просто поразило: люди приходят по зову души, не считаются ни со своим здоровьем, ни со временем, приходят, чтобы принести добро.

Конечно, у нас есть свои замечательные медсестры, но рук не всегда хватает. Если бы им в помощь еще и сестер милосердия… И потом, подготовка таких специалистов по выхаживанию в какой-то степени разрешит социальный аспект проблемы, ведь родственникам перенесших инсульт зачастую приходится увольняться с работы, так как человека просто не на кого оставить.

– Валентина Александровна, сегодняшний организатор в здравоохранении – кто он? Каким требованиям должен соответствовать?

– Думаю, прежде всего владеть смежными специальностями, разбираться в экономике, в финансировании, в системе госзаказов. При этом он должен быть не только приличным менеджером, но и идти в ногу с наукой, не упуская при этом и того, что уже наработано в медицине России и за рубежом. Свою задачу я вижу и в том, чтобы наши доктора работали в нормальных условиях, а пациенты чувствовали себя как можно комфортнее в больничных стенах.

– Несколько лет вы проработали в Москве, вернулись, возглавили больницу. Не увидели зримых перемен?

– Самое главное, что остался замечательный, активный, работоспособный коллектив. Пришли молодые специалисты – с крепкими, нерастраченными амбициями, с желанием что-нибудь изменить к лучшему. А это значит, мы не стоим на месте.

Марина ЩЕРБИНИНА.

Фото Владимира ЯЧМЕНЕВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 8 (4165)
22 января 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»